Спасо-Преображенский собор построен в 1030 году. Древнейший из сохранившихся православный храм Руси.
Заложен князем Мстиславом Владимирским Храбрым в центре черниговского Детинца. После смерти князя в 1036 г. стены, согласно летописи, были возведены на высоту всадника, стоящего на коне («пъде Мстислав на лови, разболеся и умре, и положища его в церкви Святого Спаса, его же бо сам заложи; бе бо въздано еи при нъм высочиною, яко на коне стояще досящи»).
Архитектурная композиция собора объединяет базиликальную схему романского происхождения с центричной крестово-купольной византийской системой. Тринефный, триапсидный, восьмистолпный, пятикупольный. Башню с северной стороны восточного фасада уравновешивала с Юга крестильня в виде небольшой церкви. Стены собора выведены смешанной кладкой, с чередованием кирпича (плинфы) и камня-песковика на известковом растворе. Снаружи не штукатурились, лишь в некоторых местах затирались розовым раствором с графлением на квадры.Чередование камня, плинфы, розовых полос придавали фасадам особую живописность. Интерьер собора украшали беломраморные резные колонны, фрески. Пол из шиферных плит был отделан мозаикой из разноцветной смальты, керамическими плитками. Для улучшения акустики использовались голосники (керамические амфоры и корчаги, заложенные во время строительства в стены и своды).
Собор испытал много перестроек. В 1239 г. во время нашествия Батыя частично разрушены своды, уничтожены купола. В ходе обновления в 17 в. надстроены апсиды, возведены барокковые купола. Значительно перестроенный после пожара 1750 г. В конце 18 в. надстроена северная башня, а также возведена на месте разрушенной крестильни южная башня, сделаны новые верхи, все фасады оштукатурены и побелены. В 1818 г. по проекту архитектора А. Карташевского возле западных, южных и северных порталов возведены просторные тамбуры, в конце 19 в. позолочены верхи, и собор приобрёл современный вид. Иконостас изготовлен нежинскими мастерами С. Волощенко и С. Белопольским по проекту архитектора И. Яснигина. Иконописные работы выполнил борзнянский священник Т. Мизко.
Из статьи энциклопедического справочника «Черниговщина»
Считается, что Мстислав Владимирович Храбрый, князь Черниговский, начал возведение главного храма своей столицы в первой половине 1030 года. К тому времени ему удалось примириться с братом, великим князем Киевским Ярославом Мудрым, и прочно осесть на Черниговщине. Древний Чернигов должен был стать достойным центром Мстиславовой отчины, противовесом Киеву, новым политическим и культурным центром Руси. В христианскую эпоху любой большой город, тем более такой, которому предназначался удел столицы, не мог обойтись без великолепного собора. Грандиозность постройки определялась уровнем притязаний заказчика. Размеры, формы, внешнее оформление храма и его интерьеры напрямую зависели от того, насколько громко хотел заявить о себе окружающему миру устроитель и как глубоко выстраивались его отношения с Богом. Очевидно, что архитекторами черниговского собора были иноземные мастера.
Специалисты в области архитектуры называют планировочно-пространственное решение Спасо-Преображенского собора уникальным. Подобные конструкции практически неизвестны в древнерусском зодчестве. К ХI веку храмозданная инженерная мысль христианской Европы выработала два основных типа храма: более древний базиликальный, получивший особое распространение в Западной и Центральной Европе, в пределах влияния Римско-католической церкви и крестово-купольный, характерный для Византии и стран, испытавших византийское влияние. Спасо-Преображенский собор чудным образом совместил в себе обе традиции, эта постройка одновременно имеет черты базилики и византийского крестово-купольного храма. Сложно сказать, кто возглавлял артель зодчих: были ли это архитекторы из какого-то католического государства, знакомые с тонкостями строительных технологий Византии, или, наоборот, греческие мастера, овладевшие навыками, возведения церквей типа базилики. Иногда утверждается, что Мстислав Храбрый, до Чернигова длительное время имевший княжеский стол на окраине русского влияния, в городе Тмутаракани, что на Таманском полуострове, пригласил мастеров именно оттуда. Строители собора явно знали о принципах культового строительства в Малой Азии и Закавказье, где в то время подобные храмы, как считается, возводились. Однако всё же более вероятным следует видеть константинопольское происхождение авторов собора.
Исследователь П. А. Раппопорт высказал предположение, что мастера, создавшие Спасо-Переображенский собор в Чернигове и Софию Киевскую, представляли одну и ту же артель, которую пригласили из столицы Византии. Возможно, строители Спасо-Преображенского собора в какой-то мере повторили схему Десятинной церкви. Возникает вопрос: почему главный собор во владениях Мстислава Храброго был освящён в честь Преображения Господня? Преображение, явившее миру Иисуса Христа-Бога, Царя царей, согласно церковному пониманию имело в сознании людей Средневековья явный монархический аспект. В повышенном внимании к данному празднику проявлялись и державные устремления князей, оно символизировало сакральную сторону их власти. Помимо монархического, Преображение Господне явно имело и воинский аспект. Достаточно вспомнить, что Мстислав был крупным воителем своего времени, неслучайно получившим прозвище Храбрый. В 1031 году совместно с Ярославом Мудрым он совершил успешный военный поход на Польшу, откуда вернулся с богатыми трофеями и большим числом пленных. Вполне возможно, что закладка Преображенского собора в Чернигове отражала не только монархические, но и воинские христианские взгляды Мстислава, а поводом для посвящения главного храма Чернигова стал именно польский поход 1031 года. Отдавая дань Преображению, Мстислав мог перебрасывать мостик между собой и своим отцом, великим князем Владимиром Святославичем, тем самым подчёркивая преемственность власти.
Первое датированное историческими источниками свидетельство о Спасо-Преображенском соборе относится к 1034 году. В «Повести временных лет» есть такие строки: «Мьстислав изыиде на ловы и разболеся и умре. И положиша и в церкви святаго Спаса, юже создал сам, бе бо вьздано ея при нем вьзвыше, яко и на коне стоячи рукою досячи». Переводится это свидетельство так: «Мстислав вышел на охоту, разболелся и умер. И положили его в церкви святого Спаса, которую он сам создал: ведь были при нем выведены стены ее в высоту, сколько можно стоя на коне, достать рукою». Эта беглая заметка древней русской летописи примечательна вдвойне. Она не только подтверждает, что именно Мстислав Владимирович Храбрый был заказчиком строительства черниговского собора, но и отмечает любопытный промежуточный этап работ. Вероятно, к 1034 году, судя по указанию на возможность всадника, стоящего в стременах, дотянуться до верхнего на тот момент ряда кладки, высота стен собора составляла около четырёх метров. Если сооружение храма велось без перебоев и длительных остановок, такого состояния здания, учитывая его размеры, скорее всего, можно было достичь не менее чем за пару строительных сезонов (особенности климата обуславливали проведение строительных работ только в течение тёплого времени года). После смерти Мстислава Владимировича в 1036 году, согласно Повести временных лет, по Ипатьевскому списку со стройки собора, имевшему тогда высоту стен около 4 метров, мастера-зодчие были сняты для постройки храма Святой Софии в Новгород. Окончен черниговский собор был только в середине века. После смерти Мстислава Храброго все его земли были объединены под властью Ярослава Мудрого. Великий князь Киевский Ярослав, снова безраздельно властвовавший на Руси, посадил на черниговский стол своего сына Святослава. Считается, что Святослав поощрял строительную деятельность в своём княжестве.
В числе каменных построек, возведённых в годы его правления на землях Черниговщины, был и окончательно достроенный Спасо-Преображенский собор, который стал кафедральным храмом Черниговской епархии (окончательно местопребывание епископов Черниговских в городе по названию их титула утвердили только в 1672 году). Учреждённая ещё в конце Х века епархия являлась третьей по своему иерархическому статусу во всей Руси. На некоторое время во второй половине ХI века правящий черниговский архирей даже получил митрополичий титул. Святослав Ярославич Черниговский вслед за своим дядей Мстиславом Храбрым упокоился в Спасо-Преображенском соборе. С 1246 года в храме покоились мощи мучеников — убитых в ставке Батыя князя Михаила Всеволодовича и его боярина Феодора. При Иване Грозном, после общецерковной канонизации угодников и распространения их почитания, святые останки были перевезены в Москву. 28 января 1654 года собор стал свидетелем присяги черниговцев на вечную дружбу с русским народом.
Проходили столетия, собор постепенно ветшал. Возвращение епархиального центра в Чернигов потребовало срочной реставрации кафедральногохрама в честь Спаса Преображения. В 1675 году усилиями архиепископа Черниговского Лазаря (Барановича) здесь были проведены восстановительные работы. Основательная перестройка храма предпринималась в конце ХVIII — начале ХIХ веков, после того как он пострадал от большого пожара, случившегося в 1756 году. Огонь уничтожил внутренние помещения, убранство собора, сильно повредил ценнейшие домонгольские фрески. Говорят, что в 1783 году в Чернигове проездом был князь Потёмкин, который очень заинтересовался храмом. Именно по его ходатайству были выделены средства на ремонт. К сожалению, эта перестройка навредила собору больше, чем все предыдущие разрушения.
В ходе реставрации облик храма довольно сильно изменили: в юго-западном углу на месте древней крещальни построили круглую башню, симметричную левой изначальной башне с лестницей на хоры. На обе башни водрузили, по моде времени, высокие шпили, перед порталами выстроили тамбуры. В 1818 году по проекту архитектора А. Карташевского у западного, северного и южного порталов были возведены просторные тамбуры. В 1818-1820-х годах художник Я. Ф. Юринов с помошниками расписали масляными красками внутренний объём храма. В 1891 году были позолочены купола. Издавна, согласно древним обычаям, в соборе вывешивались флаги защитников города. Даже в начале ХХ столетия здесь хранились казацкие стяги. В 1814 году установили 18 знамён Черниговских полков ополчения, которые участвовали в Отечественной войне 1812 года, а в 1856 году — 11 знамён полков прославившихся во время Крымской войны 1853-1856 годов. В ХIХ столетии осуществлялась роспись собора, в результате которой остатки первых фресок оказались либо записаны, либо сбиты.
К концу ХIХ века, на волне роста научного интереса к исследованию прошлого, начались исследования памятника архитектуры. Уже в советское время, в 1923 году, под толстым слоем штукатурки реставраторы обнаружили фреску ХI века с поясным изображением святой Феклы. Оригинал фрески, увы, погиб в годы Великой Отечественной войны, но сохранилась её точная копия, созданная в 1934 году. Богослужения в Черниговском соборе прекратились в 1926 году на шестнадцать лет. После запрета богослужений здание храма было передано под хозяйственные нужды продовольственной базе «Главросмасложирсбыт». В 1937 году собор поступил в распоряжение музейных работников. Во время оккупации немцы возобновили здесь литургическую жизнь, и она не замирала вплоть до времён хрущёвской борьбы с религиозными «пережитками».
Сразу после Великой Отечественной войны Чернигов, вслед за Киевом и Львовом, отнесли к категории «исторических городов Украины». С целью улучшения охраны памятников истории, искусства и архитектуры постановлением Совета Министров УССР от 20 февраля 1967 года был организован Черниговский государственный архитектурно-исторический заповедник. Первоначально он являлся филиалом «Софийского музея» Киева, а в 1978 году получил самостоятельный статус. С 1961 года по конец 1980-х годов собор находился в ведении местного музея. После возобновления богослужений в Спасо-Преображенском соборе его древние стены снова, как и столетия назад, стали хранителями значительного числа святынь. Здесь паломник может приложиться к частицам мощей угодников Божиих, преклонить колени перед намоленными образами, подумать о вечном возле древних фресок. Под спудом в храме покоятся останки двух знаменитых святых домонгольской Руси: князя Игоря Ольговича и митрополита Константина I. В Спасо-Преображенском соборе покоится прах князя Игоря Северского, воспетого в «Слове о Полку Игореве»- Игоря Черниговского и других князей той эпохи.
В 1989 году, вместе с историческим центром Чернигова собор был добавлен в предварительный список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Из журнала «Православные Храмы. Путешествие по святым местам». Выпуск №13, 2012 г.
Планировка Спасо-Преображенского собора довольна сложна. В исследованиях можно встретить разные указания на количество несущих столпов: называются цифры восемь, шесть или четыре. В частности, историк искусства А.И. Комеч пишет: «В литературе, посвящённой древнерусскому зодчеству Х-ХV вв., распространено определение структуры храмов по числу столбов: четырёх-, шести-, восьмистолпные. Подобная классификация искажает реальную композиционную природу памятников, к тому же она наверно интерпритирует сами формы. Она отвлечена от представлений, связанных с базиликальными постройками, и является насильственной для зданий крестово-купольного типа.
Как правило, все древнерусские храмы ХI-ХII вв. (кроме самых простых) — четырёхстолпные, они бывают с нартексом или без него, с апсидами — либо примыкающими к основной девятидольной структуре, либо имеющими дополнительные ячейки. Спасо-Преображенский собор является четырёхстолпным храмом типа вписанного креста, с нартексом и развитой алтарной частью». Современный облик собора сильно отличается от первоначального. В ХI веке храм имел только одну башню — северную, и была она ниже нынешней. Башенные шпили отсутствовали. Отсутствовали и тамбуры, выстроенные у порталов в 1814 году. Стены не штукатурились. Их высота до выравнивания, произведённого в ХVIII веке, являлась неодинаковой. Считается, что данная особенность явилась следствием разной ширины прясел: завершающие их закомары начинаются на одной высоте, но, поскольку пролёты разные, то поднимаются они неодинаково. Можно видеть, что выше всего проходят арки западных прясел на боковых стенах наоса; в симметричных им восточных пряслах арки идут заметно ниже. Видимо, отличался и принцип расположения кровли: в древности перекрытия везде были позакомарными, ныне позакомарная кровля наблюдается только над центральными пряслами стен. Фасады здания сложены чрезвычайно нарядной кирпичной кладкой со скрытым рядом. Они обрамлены пилястрами, в первом ярусе плоскими, а во втором — профилированными.
Исследователи Черниговского собора Ю.Ю. Шевченко и Т.Г. Богомазова отмечают: «При Мстиславе строители использовали приём декорирования фасадов фигурными кладками. В основу взята входившая в моду в столице Византии кладка «утопленного ряда»: каждый второй ряд кирпичей закладывался на несколько сантиметров глубже поверхности стены, а образовавшийся промежуток между соседними рядами кирпичей-плинф заполнялся раствором в виде очень широкого цемяночного шва». В то же время в кладке встречается любопытный приём: три плинфы, поставленные вертикально на ребро, перемежаются с тремя плинфами, расположенными горизонтально — друг над другом. Подобная кладка в Византии не применялась.
«В центральной апсиде, фасадах и северо-западной башне Спасского собора, — снова цитируем Ю.Ю. Шевченко и Т.Г. Богомазову, — использованы «елочные» кладки (типа римской кладки «в колос»). Они характерны для архитектуры VIII-ХI веков Крыма и Тамани, IХ-ХI веков Волжской Булгарии, а также известны в это и более позднее время в среднеазиатской архитектуре. Меандровый пояс той же соборной башни — ещё более ранний элемент, состоящий из У-образных двойных компонентов (второй знак вертикально перевёрнут)». Такое орнаментальное решение характерно для одновременных со Спасским собором построек в Индии и Средней Азии. В тимпанах центральных прясел стен собора расположены тройные окна, причём среднее окно чуть выше остальных. Эта архитектурная черта является вполне обычной для зодчества Византии. В литературе подобное расположение окон иногда так и называется — «византийским».
Как и во всяком храме, в Спасо-Преображенском соборе выделяется иконостас — его видит всякий входящий внутрь прямо напротив себя. Черниговский соборный иконостас создан в 1790-е годы. То было время господства стиля классицизма в отечественной культуре, однако в провинции, как правило, сказывалась инерция предшествующего стиля: иконостас изготовлен в барочной манере. Его непосредственные создатели — мастера из города Нежина С. Волощенко и С. Белопольский, проект разработан архитектором И. Яснигиным. Иконописные работы выполнил священник из Борзны Тимофей Мизко. В интерьере собора следует отметить древние реликты: первоначальные фрески, шиферные рельефы парапетов хор, первоначальные колонны. К сожалению, домонгольское убранство храма сохранилось фрагментарно и далеко не в лучшем виде. Крайне примечательны древнейшие белокаменные колонны с ионическими капителями, впоследствии обложенные кирпичом и, таким образом, включённые в новые колонны.
Во время исследований в соборе обнаружены остатки пяти разновременных полов. Оригинальный пол состоял из шиферных плит с врезанным рисунком, заполненным мозайкой. Один из главных элементов рисунка — концентрические круги. В алтаре пол первоначально был выложен поливными керамическими плитками, но уже в ХII веке заменён гладкими шиферными плитами.
Общая длина Спасо-Преображенского собора — 32 метра, ширина 21,5 метра, высота 28 метров. Сторона подкупольного квадрата — 7,75 метра. Стены имеют толщину около 1,4 метра, их кладка выполнена в смешанной технике: ряды кирпича-плинфы перебиваются вкраплениями каменных блоков и булыжников. Размеры кирпича: от 38х28х2,5 см до 33х21х3,5 см.
Их журнала «Православные Храмы. Путешествие по святым местам». Выпуск №13, 2012 г.
Расположен на территории бывшего детинца. Одно из наиболее ранних каменных сооружений, определивших развитие древнерусской архитектуры. Принадлежит к типу крестовокупольных построек, получивших распространение в период Киевской Руси. В облике собора видны напластования стилей классицизма и романтизма рубежа XVIII-XIX в.в. Многочисленные пристройки, примыкавшие к памятнику и составлявшие его органическую часть утрачены.
Основной объем дошел также с некоторыми изменениями. Утрачены древние купола глав после нашествия хана Батыя 1239 г. и части — первоначальные перекрытия, известны ремонтные работы середины XVII в., когда были надстроены апсиды, восстановлены перекрытие главы. В 1750 г. собор укрыт досками, так как барочные купола XVII в. погибли во время пожара. Современные формы завершений собора и башен 1791-1799 гг. В интерьере сохранились фрагменты фресковой живописи периода Киевской Руси. Во время ремонтных работ в 90-е годы XVIII в. устроен пол из чугунных плит, а в 1902 г.- из метлахских плиток на бетонном основании, существующим доныне. В таком виде собор дошел до наших дней.
Каменные конструкции сооружения сложены из древнерусской плинфы, песчаника на известково-цемяночном растворе, достройки и ремонтные элементы — из кирпича XVII — XIX вв. В конструкциях применены мрамор, природный шифер (ограждения хоров, импостные капители, подпятники арок, подбарабанные кольца). Древний обрез фундамента находится на глубине 65 см от современного уровня грунта. Фундаменты уходят на глубину 2,8 м, толщиной 3,5 м. Сложены из бутового камня на характерном для древнерусской архитектуры известковом растворе с примесью толченой керамики-цемянки, которая придавала раствору гидравлические свойства. Стены собора толщиной 1,4 м, кладка типа «opus mixtum» — ряды камня чередуются с рядами широкого и плоского древнерусского кирпича-плинфы.
Крестовокупольный Спасский собор трехнефный, с нартексом, трехапсидный, четырехстолпный. Подобие шестистолпия ему придают два восточных пилона, являющихся продолжением стен, отделяющих центральную апсиду от боковых. Между северной и южной парами крещатых пилонов до подпружных арок устроены двухъярусные трехпролетные аркады на мраморных колоннах в первом ярусе (в XVIII в. облицованы кирпичом) и на профилированных столбах из плинфы во втором ярусе. Благодаря устройству аркад исчезает внутреннее восприятие трансепта.
Главный архитектурный крест перекрыт коробовыми сводами, которым на северном, южном и западном фасадах отвечают закомары. С востока к нему примыкает конха апсиды. Перекрыто средокрестие куполом на цилиндрическом барабане. Остальные четыре малых барабана также цилиндрические. Паруса выложены кольцевой горизонтальной кладкой нависающими слоями. Северный и южный участки нартекса перекрыты восстановленными парусно-скуфейными сводами с голосниками. Боковые нефы первоначально членились на два яруса перекрытиями хоров, представлявших деревянный настил на балках прямоугольного сечения, уложенных поперек нефов, несколько выше нижнего ряда окон. Западная часть хоров отделена от главного нефа трехарочной конструкцией, на двух восьмигранных столбах.
Решение интерьера отмечено строгой структурностью, ритмикой криволинейных очертаний, стремлением к объединению пространства, что придало черты выразительности, которые не знало византийское искусство. Иконостас сооружен в 1793-1798 г.г. по проекту архит. Яснишина. Столяры и резчики по дереву из Нежина С. Волощенко и С. Белопольский соорудили и украсили его резьбой. Высота — 12, ширина — 20 м, 62 живописных произведения конца XVIII в. Т. Мизко из г. Борзны и худож. XIX в. А. И. Мурашко. Решен в формах, соответствующих зрелому классицизму.
В соборе сохранилась масляная стенопись начала XIX в., а также фрагменты фрески. Однако лучший образец монументальной живописи XI в. «Фекла» сохранился только в копии. Оригинал погиб во время Великой Отечественной войны. Собор исследовали в 1923-1924 гг. проф. архитектуры И. Моргилевский и археолог Н. Макаренко. Исследования архитекторов Н. Холостенко и М. Говденко выявили много новых данных для определения объемно-пространственной структуры и декора. Удалось проследить летописную границу двух основных строительных периодов, где видны различия материалов, конструкций оконных перемычек и архитектурных деталей. Совокупность новых данных позволяет с максимальным приближением реконструировать собор в первоначальном виде. В интерьере обнаружены импостные капители и база мраморных колонн, родственные колоннам причерноморских базилик VI-VIII в.в., расчищены резные шиферные плиты ограждения хоров, обнаружен фрагмент резного шиферного пола со следами мозаики.
С 1970 г. проводятся исследовательские и реставрационные работы живописи. С 1980 г. расчищается и реставрируется живопись начала XIX в. в северном нефе. Открыты сюжетная живопись и небольшие фрагменты фрески высокого художественного достоинства и своеобразной трактовки.
Спасо-Преображенский собор — один из древнейших памятников периода Киевской Руси на территории нашей Родины, редкое по типологии сооружение, представляющее своеобразно трактованный сложный тип крестовокупольной системы (четырехстолпный храм типа вписанного креста) близкий сооружениям Византии V-IX в.в.
Памятники градостроительства и архитектуры Украинской ССР; http://www.alyoshin.ru/Files/publika/pamyatniki_ua4/pamyatniki_ua4_492.html
Черниговский храм Спаса является одним из немногих сохранившихся до наших дней памятников соборной архитектуры Киевской Руси XI века и одним из самых ярких из них. Строительство этого собора было начато ещё в начале XI в. – примерно в 1033–1034 г.г. Его основоположник, князь Мстислав Владимирович, вскоре скончался, из-за чего храм был завершён только в 50-х г.г. После освящения Спасо-Преображенский собор стал главным храмом Чернигова и сегодня является единственным сохранившимся памятником искусства того времени.
За прошедшие века собор пережил немало реставраций и перестроек, но внутри всё же сохранились остатки фресок, колонн, резных плит, по которым можно судить о первоначальном внутреннем убранстве храма. В этом соборе хранится прах князя Игоря, известного многим благодаря «Слове о полку Игореве», а также других великих князей тех времён.
Наиболее серьёзную перестройку храм пережил после разрушившего его пожара 1756 г., во время которого выгорели все внутренние помещения, а крещальня в юго-западном углу была полностью утрачена. В итоге после пожара к собору вместо крещальни была пристроена новая башня, симметричная уже имеющейся, и на обе башни были установлены огромные кресты, что полностью исказило первоначальный вид храма.
Вся конструкция Спасо-Преображенского собора была направлена на создание эффекта пирамидальности, для чего его главам даже придали параболическую форму. Храм пережил ещё одно значительное видоизменение в XVIII–XIX в.в., когда над ним были надстроены ещё две башни – именно тогда собор стал таким, каким мы его видим сегодня. По сути, Спасо-Преображенский собор – это большой трёхапсидный храм с шестью столбами и тремя нефами.
Ранее к восточным углам собора были пристроены небольшие часовенки, остатки которых были найдены в результате раскопок, проведённых на территории храма. Стены Спасо-Преображенского собора сложены из кирпича и оформлены плоскими и профилированными пилястрами. Интерьер Спасского собора построен на строгом сочетании вертикальных и горизонтальных линий.
Внутренняя структура собора такого типа редко встречалась на территории Киевской Руси, поскольку интерьер храма обустроен согласно канонам византийского зодчества той эпохи. До пожара 1756 г. Спасо-Преображенский собор не уступал первопрестольным церквям Киева по великолепию интерьера. Вполне возможно, что при строительстве храма частично повторялась схема Десятинной церкви. Можно предположить, что и черниговский Спасо-Преображенский собор, и Софию Киевскую возводили одни и те же мастера.
Соборы и храмы Чернигова — уникальные образцы древнеруссого зодчества, http://obshe.net/posts/id619.html
Осмотр древних памятников Чернигова лучше всего начать с его главного сооружения — собора Спаса, заложенного, как уже говорилось выше, князем Мстиславом, вероятно, в 1031 г. Возведение этого храма было связано с задачами укрепления авторитета феодальной власти и утверждения самостоятельности Черниговского княжества, соперника Киева. Первые годы после начала строительства собора, видимо, ушли на подготовительные работы и к 1036 г. он был возведен лишь на высоту около 4,5 м. Об этом мы узнаем из «Повести временных лет», где в известии под 1036 годом сказано: «Мстислав изиде на лови, разболися и умре. И положите и в церкви у святого Спаса, его же бе сам заложил бе бо въздано ея при нем вьзвыше, яко на кони стояще рукою досящи». Однако преждевременная смерть князя не приостановила строительных работ, и храм был, вероятно, закончен через несколько лет. Собор был крупнейшим сооружением столицы, центром архитектурного ансамбля детинца; он господствовал как над городом, так и над окружающим ландшафтом.
Являясь главной святыней земли и города, храм Спаса вместе с тем был и усыпальницей. Здесь были похоронены князь Мстислав Владимирович, его супруга Анастасия и их сын Евстафий, князь Святослав Ярославич. Собор представляет собой в плане прямоугольник, разделенный опорными столбами на три продольных помещения — нефа, заканчивающихся на востоке полукруглыми апсидами.
Храм Спаса рознится от обычных крестовокупольных храмов первой половины XI в. тем, что у него нет двухэтажных обстроек и есть дополнительный поперечный неф между восточной парой подкупольных столбов и апсидами, равный по ширине боковым нефам. Благодаря этому зодчий увеличил площадь хор, продлив их вплоть до боковых апсид, но традиционные для византийской архитектуры тройные двухъярусные арки поставить на концах поперечного главного нефа не мог. Он вынужден был устроить их в северной и южной подпружных арках центрального купола.
К его западному фасаду слева примыкала круглая башня с лестницей, ведущей на хоры; справа находилась крещальня — маленький трехапсидный, вероятно, однокупольный храмик. У восточного фасада также, справа и слева, располагались две небольшие часовенки, возможно усыпальницы.
В 1239 г. храм сожгли татарские орды. О том, что он был восстановлен после татарского нашествия, можно судить по тому, что волынский князь Владимир Василькович в свое княжение (1272–1289) «до Чернигова послав в епископью евангелие апракос золотом писано, а оковано серебром с жемчугом, и среди его Спаса с финиптом». Тогда, видимо, были отремонтированы часовни, башня и крещальня; первоначальная свинцовая кровля была заменена деревянной.
Крупные строительные работы в соборе Спаса проводились в 1675 г., когда были сделаны новые кровли и верхи. Пожар 1750 г. уничтожил все деревянные части храма, повредил кирпичные конструкции и купола; наполовину обвалилась лестничная башня, и сильно была повреждена крещальня. Все внутреннее убранство погибло. Мраморные колонны обгорели и дали трещины. Восстановительные работы, которые велись после этого пожара, были закончены в 1754 г., и в таком виде храм простоял до 1792–1798 г.г., когда подвергся основательной переделке. Сгоревшие деревянные хоры не были восстановлены, подпружные арки под ними против подкупольных столбов были разобраны, а пристенные пилястры стесаны. Были разобраны часовенки, сломана крещальня и вместо нее построена новая круглая башня; симметричная ей левая древняя башня была надстроена, и обе они были увенчаны высокими шпилями, исказившими древний облик здания. На куполах была сделана кровля очень приплюснутой формы, отчего была утрачена красота выразительного древнего пятиглавия. Против южных и северных дверей были пристроены большие тамбуры, украшенные полуколонками с фигурными фронтончиками. В таком виде храм сохранился до наших дней.
Чтобы по достоинству оценить архитектуру храма Спаса, необходимо обойти его кругом. А чтобы представить, как собор выглядел в древности, надо мысленно снять все позднейшие наслоения и восстановить древнее позакомарное покрытие. Таким собор показан на приведенной реконструкции. Самой характерной чертой его архитектуры являлось ступенчатое нарастание объемов. Оно достигалось прежде всего тем, что своды центрального нефа и трансепта были значительно выше сводов боковых помещений. Также и центральный купол сильно возвышался над боковыми. Впечатление монументальности, торжественности еще более усиливалось небольшими объемами двух часовен-усыпальниц, крещальни-храмика и лестничной башни. Они оттеняли ступенчатость масс, их динамическое нарастание в направлении центрального купола.
В храме очень тонко проведена игра вертикальных и горизонтальных членений, хорошо сочетаемая с волнообразными кривыми арочных завершений фасадов и куполов. Тяжелый низ его массива членят только плоские двухуступчатые ниши. Их ритм дополняют мощные плоские лопатки, которые выше хор переходят в пучковые, что облегчает верх здания. Спокойная величавость масс собора прекрасно гармонирует с изящным декором: нишами, полуколонками, арочным венчанием барабанов куполов и меандровым фризом, проходящим узенькой строчкой ниже уровня пят сводов центрального нефа и трансепта. В храме поражает удачное сочетание строгости и живописности, больших масс и деталей. Ритм плоских арочных ниш низа здания, подхваченный маленькими нишами-арочками, расположенными на уровне хор, развивается затем в неторопливом, спокойно размеренном шаге больших арок-закомар и, наконец, завершается в изящных арочках, венчающих барабаны куполов. Указанные особенности ставят собор Спаса на особое место в истории зодчества XI в. Следует учесть, что он принадлежит к наиболее ранним храмам Древней Руси. Он был сооружен после Десятинной церкви в Киеве и церкви Богородицы в Тмутаракани и начат постройкой позже Софийского собора в Киеве. Неизвестно, какова была архитектура Десятинной церкви, но что касается ее плана, то он был трехнефным, шестистолпным. Планово-пространственная структура собора Спаса не имеет аналогий в византийской архитектуре. Мастера, возводившие собор Спаса в Чернигове, принадлежат к киевской архитектурно-строительной школе. В пользу этого говорит техническая особенность смешанной кладки его стен, выполняемой в два приема: вначале производилась как бы черновая, а затем отделочная, когда утопленный ряд плинф прикрывался раствором, тщательно выровненным и подрезанным; пирамидальная композиция куполов, а также архитектурные формы и декоративные элементы — ниши, профилированные наружные пилястры, пучковые пилястры (лопатки) в верхней части фасадов и меандровые орнаменты. Своеобразием архитектуры собора Спаса является противоречивость между ярко выраженной крестовокупольностью его объемно-пространственной структуры, выявленной возвышающимися сводами центрального нефа и трансепта, и базиликальностью внутреннего пространства, раскрытого в глубину в направлении центральной апсиды.
Зодчий, возводивший этот храм, обладал незаурядным талантом и в совершенстве владел секретами архитектурного мастерства. С большим знанием и смело он изменяет пропорции в композиции масс, изобретает свой собственный ритм архитектурных членений и тем самым придает зданию индивидуальный образ, хотя и созданный по законам византийской стилевой системы. Мастер сумел связать свое произведение с окружающей средой, приобщить его к человеку, наделить яркой эмоциональной выразительностью.
Собор Спаса XI в. был возведен одним зодчим, о чем свидетельствует единство его архитектурно-строительных и конструктивных приемов, целостность художественного образа здания. Он отмечен лапидарностью пятиглавого силуэта, особой монументальностью форм, ясностью общей композиции, гармоничным единством масс, соразмерностью частей и целого, взаимосвязью материала и конструкции. Черниговцам, воинам, ходившим походами на хазар, болгар и ляхов, импонировал храм сурового духа, мужественной простоты.
В структуре этого сооружения четко выделен его почти глухой низ с неглубокими плоскими нишами, оттеняющими своеобразие архитектуры здания, декорированного огромными плоскими нишами в арках-закомарах и двухуступчатыми выше уровня хоров. Ни в одном храме Древней Руси ничего подобного нет. В противовес монолитному низу верхние части собора облегчены, они стройнее. Простенки между нишами закомар и углы имеют профилированные пучковые пилястры: их светотеневая ритмика контрастирует с огромными плоскостями ниш.
Поднятые уступами своды нефа и трансепта предопределили такое же размещение куполов и ступенчатую пирамидальную композицию массива основного объема. Это помогло зодчему создать импозантный храм с оригинальной группировкой масс. В его руках контраст стал действенным средством художественной выразительности. Мастер сопоставляет огромные плоскости стен и ажурные оконницы проемов, массивные членения объемов и профилированные пучковые пилястры, ритм вертикальных линий и арочные очертания. Это дало ему возможность создать впечатляющее произведение, в образе которого ярко воплощено представление людей XI в. о возвышенно-прекрасном.
Декоративная кладка в соборе Спаса имеет весьма оригинальный характер и в таком разнообразии мотивов нигде в древнерусской архитектуре не встречается. Наряду с классическим меандром, известным по памятникам Киева XI–XII в.в., здесь применены и чередуются «городки» и плетение на манер лыкового, горизонтальные и вертикальные «елочки», кресты, зигзаги. На фоне розово-белой затирки стен орнамент из красных плинф выглядел будто состоящий из неярких штрихов, образующих несложные, но выразительные узоры, и вносил в облик здания яркую ноту жизнерадостности.
Впечатляющ и своеобразен интерьер Спасского собора. Неглубокий нартекс — притвор перекрыт коробовым и купольными сводами, на которых покоятся хоры, где во время богослужения находились князь и его приближенные. Ход на хоры вел через лестничную башню, вероятно, связанную в древности с княжеским дворцом.
Сквозь неширокую арку притвора виднеется главное подкупольное средокрестие храма, над которым возвышается величественный центральный купол). В том месте, где центральный неф пересекает трансепт, пространство не раскрыто в стороны трансепта, а ограничено тремя двухъярусными арками, опирающимися в нижней части на мраморные колонны. Благодаря этому в храме доминирует продольная ось, протяженное, глубинное раскрытие интерьера. Высоко поднятые своды, сияющий диск отверстия центрального купола, арочные проемы создают ощущение покоя и гармонии. Интерьер собора Спаса своеобычен тем, что в нем, как и в его внешних формах, последовательно воплощены единые эстетические нормы — контраст, ритмические повторы отдельных архитектурных элементов. Изящные мраморные колонны подчеркивали монументальность и выразительность интерьера, арочные проемы — большие плоскости стен. Но нигде зодчий не отдает предпочтения чему-то одному. Все части здания и его архитектурные формы находятся в тесном единстве и согласованности. В древности интерьер храма был богаче, красивее и разнообразнее. Его стены и своды были расписаны фресками, а пол украшен орнаментами, инкрустированными разноцветными камнями. Красочность наборных полов, фресковых росписей и, возможно, мозаики в средней апсиде дополнялась завесами из цветных тканей, пеленами и немногочисленными иконами предалтарной преграды. В связи с тем, что она была низкой, центральная апсида как бы сливалась со средним нефом, а взор вошедшего привлекало, вероятно, изображение Богоматери в алтарной апсиде.
К сожалению, почти все первоначальное внутреннее убранство и росписи собора Спаса погибли: уцелели только незначительные фрагменты живописи, которые свидетельствуют о их большой художественной красоте и своеобразии. Сохранился фрагмент фрески (в 1930-х г.г. он был снят со стены храма и ныне хранится в Архитектурно-историческом музее-заповеднике) — полуфигура святой Феклы. Она исполнена в 30-40-х г.г. XI в., иначе говоря, позже росписей Софии Киевской. Лицо Феклы с благородными, классически правильными чертами удивительно мягко; окаймленное нимбом светлого охристого цвета, оно четко выделяется на бледно-голубом фоне. Несмотря на то, что верхние красочные слои утрачены, светотеневая лепка изображения не потеряла своей выразительности. Моделировка формы достигнута противопоставлением теплых и холодных тонов. Особенно тонко распределены зеленоватые тени, обрисовывающие дивный овал красивого лица, мягкий подбородок, сочные губы и большие глаза Феклы. Благодаря высоким художественным качествам эта черниговская фреска занимает особое место в древнерусском искусстве. В ней дают о себе знать отголоски живописных эллинистических традиций.
Из позднейших произведений, внесших изменение в интерьер храма, заслуживает внимания резной иконостас. Его проект был составлен калужским архитектором А. Яснишиным. В 1793 г. для исполнения резной и столярной части иконостаса были договорены нежинские мастера — Савва Волощенко и Степан Белопольский, а в 1794 г. подписан контракт на иконописную и позолотную работу со священником города Борзны — Тимофеем Мызко.
Иконостас был закончен в 1798 г. Композиция его довольно проста. В центральной части он имеет два яруса, в боковых — по одному. Стройные коринфские колонны членят его нижний ярус на девять полей, в каждом из которых, исключая царские врата, размещены иконы в два ряда. На втором ярусе, имеющем вид архитектурной декорации, завершающейся треугольным фронтоном, в центре помещена икона с изображением «Моления», а по сторонам, в круглых медальонах, — небольшие иконы. Общая композиция иконостаса не лишена строгости, характерной для классицизма, но ей вредят декоративные детали в стиле барокко, которое для искусства конца XVIII в. было явным анахронизмом.
Еще в начале XIX в. в соборе Спаса, по древнему обычаю, над гробами князей XI–XIII в.в. находились их доспехи, как позже висели знамена казацких полков, а также знамена черниговских ополченских соединений, созданных во время Отечественной войны 1812 года. Яркие и красочные, они придавали интерьеру особую торжественность, напоминали потомкам о патриотических подвигах их предков. Богатое мещанство и казацкая старшина щедро одаривали храм дорогой серебряной и золотой утварью. Ныне часть предметов соборной ризницы находится в Черниговском историческом музее.
Григорий Никонович Логвин «Чернигов. Новгород-Северский. Глухов. Путивль».
Спасо-Преображенский собор сохранился до наших дней почти целиком, но отчасти перестроенным: он подвергся переделкам после разрушительного пожара 1756 года. Все внутренние помещения выгорели. Сгоревшие деревянные хоры не были восстановлены. Была сломана крещальня в юго-западном углу храма, а вместо нее построена круглая башня, симметричная левой древней башне с лестницей на хоры. На обе башни были установлены шпили огромной величины, что исказило древний облик церкви. В довершение ко всему, перед порталами устроили тамбуры.
Постепенное возвышение масс храма кверху было утрачено с западной стороны. Пирамидальный рост собора виден с востока. Древнее покрытие храма было позакомарным, что также работало на эффект пирамидальности верхней части постройки. Главы имели по-византийски параболическую форму.
В плане собор представляет собой большой (18,25х27 м) трехнефный храм с шестью столбами и тремя апсидами. Раскопки показали, что к восточным углам были пристроены небольшие часовни, которые не сохранились.
Фасады здания сложены чрезвычайно нарядной кирпичной кладкой со скрытым рядом. Фасады также оформлены пилястрами, в первом ярусе плоскими, а во втором профилированными.
В интерьере Спасского собора превалирует строгое и торжественное сочетание вертикалей и горизонталей. Здесь явственно акцентирована удлинненность здания, что сочетается с внутренними двухъярусными аркадами, уходящими в подкупольное пространство. Вдоль них изначально шли деревянные настилы северных и южных хор, усиливавших горизонтальное членение интерьера. Подобные аркады свойственны византийскому зодчеству той эпохи, но редки в Киевской Руси.
Пол храма устилали резные шиферные плиты с инкрустацией из цветной смальты. Стены и своды украшали древние фрески, погибшие в пожаре 1756 года. По великолепию убранства храм Спаса не уступал первопрестольным киевским церквам.
Возможно, строители Спасо-Преображенского собора повторяли в какой-то мере схему Десятинной церкви — первого монументального храма Киевской Руси. П.А. Раппопорт высказал предположение, что мастера, создававшие черниговский собор и Софию Киевскую, были из одной и той же столичной византийской артели.
Спасо-Преображенский собор в Чернигове принадлежит к уникальным памятникам византийско-киевской школы зодчества первой половины XI века. Он сыграл значительную роль в формировании строительных норм в храмовом строительстве домонгольской Руси.
Спасо-Преображенский собор в г. Чернигов, https://ruist.ru