Чернигов. Собор Бориса и Глеба.

Ближайший из храмов-соседей Спасо-Преображенского собора — Борисоглебский собор, находящийся в полусотне метров от него. Начало строительству большого одноглавого храма на остатках фундамента каменного сооружения ХI века, посвящённого первым русским святым князьям Борису и Глебу, было положено князем Черниговским Давидом Святославичем. Строился сей храм как храм-усыпальница рода Давидовичей, о чём свидетельствуют глубокие ниши-аркосолии, расположенные в северной и южной стенах. Захоронения, возможно, были и в галереях-пристройках, которые не сохранились (сейчас фундаменты выведены на поверхность) и под полом боковых нефов собора. Считается, что этот храм строился с 1120 по 1123 год.
За время своего существования Борисоглебский собор много раз был разрушен, и в последствии многократно перестраивался и восстанавливался. Каждый раз его архитектура приобретала новые черты. Храм был значительно повреждён в 1611 году во время пожара. Впоследствии Борисоглебский собор использовался как доминиканский костёл, а после воссоединения России и Украины стал главным храмом православного монастыря, являвшегося местом пребывания епископов Черниговских и просуществовавшего вплоть до секуляризациионных мероприятий Екатерины Великой (ликвидирован в 1786 году).
Как и большинство древнерусских храмов, собор не единожды перестраивался. Так, в 1672 году собор был перестроен в стиле барокко, к его западному фасаду была пристроена восьмигранная ротонда в плане — колокольня-притвор (разобрана при реставрации). В начале ХVIII века Борисоглебский собор был пятикупольным. В 1857 году здание было расширено на восток за счёт новой апсиды, так же была изменена форма верхов.
В годы Великой Отечественной войны собор горел и был частично разрушен. Свой современный облик он приобрёл в 1950-е годы. В 1952-1958 годах он был отреставрирован по проекту архитектора М. В. Холостенко в формах древнерусской архитектуры ХII века; тогда была произведена его капитальная реставрация, в результате которой собор предстал в близком к первоначальному виде. Археологические исследования близ стен обнаружили фундаменты галерей. Из-за отсутствия данных об их формах, галереи при реставрации не восстановлены.
Борисоглебский собор является характерным образцом черниговской архитектурной школы ХII века. По своему строению храм крестовокупольный, одноглавый (высота главы собора составляет 25 метров), шестистолпный, трёхапсидный. Фасады храма украшены полуколонками, рядом декорированных ниш, аркатурным фризом под закомарами, трёхступенчатыми порталами. Сохранились остатки аркады галереи, которая опоясывала строение. Фасады покрывает слой тонкой штукатурки, расчерченной под каменную кладку из квадратов. Исключительный интерес представляют белокаменные резные фрагменты-капители, найденные при раскопках. Сочетание кирпичной кладки с деталями из известняка — характерная черта черниговской архитектуры того времени. До наших дней почти не сохранились фресковые композиции, которые украшали стены и своды Борисоглебского собора. Лишь на откосе среднего окна северной стены над порталом едва просматривается геометрический орнамент фрески ХII века.
В храме восстановлен древний пол из шиферных плит, а в подкупольном квадрате реконструирован амфалий — часть пола из резных шиферных плит инкрустированных разноцветной мозайкой. Длина собора 26,5 метров, ширина 18,1 м. Размер подкупольного пространства вдоль здания 6,1 м, поперёк — 5,7 м. Толщина стен храма 1,45-1,5 м, но западная стена толще (2,25 м), поскольку в ней размещена лестница на хоры. Хоры имеют в плане П-образную форму, занимая западное членение храма и 2 боковых основного четырёхстолпного пространства. Здание возведено из кирпичей в технике равнослойной кладки. Кирпичи светло-жёлтые, размером 4-4,5х18х27-33 см, хотя применялись и более крупные — 4,5х22-26х34-36 см.
В интерьере до наших дней сохранились серебряные чеканные царские врата иконостаса. При содействии гетмана Мазепы храм получил эти новые Царские врата весом 56 кг, выкованные западноевропейскими ювелирами с использованием золота и серебра. Они были изготовлены в нач. ХVIII века по указанию гетмана И. С. Мазепы в мастерской Филиппа Якоба Дрентветта из немецкого города Аусбурга (сохранились клейма на изделии). Для их изготовления был использован материал фигуры серебряного идола, найденного в 1700 году при строительстве колокольни Черниговского коллегиума. К счастью, Царские врата сохранились, а сам барочный иконостас собора был утрачен. Общая высота врат — 3,45 м.
В ХVII веке в Борисоглебском соборе были совершены захоронения выдающихся иерархов православной церкви: Лазаря Барановича, святителя Феодосия Углицкого, Амвросия Дубневича и Феофила Игнатовича.
С 1972 года Борисоглебский собор является музеем Национального архитектурно-исторического заповедника «Чернигов древний» и домом хорового наследия, где проходят концерты духовной музыки. В соборе размещены две постоянно действующие выставки — «Фрески черниговских храмов» и «Архитектура и ремесло Чернигова ХI-ХIII веков».
Из журнала «Православные Храмы. Путешествие по святым местам». Выпуск №13, 2012 г. и сайта www.wiki.ecity.ch.ua/Борисоглебский собор

Расположен на территории древнего детинца, на месте княжеского терема начала XI в. Главное сооружение ансамбля Борисоглебского монастыря. Композиция объемов и пространственное решение близко Кирилловской церкви в г. Киеве. Первоначально с трех сторон храма были галереи, от которых сохранились нижние части стен и фундаменты. В восточной части галерей были однокамерные одноапсидные часовни. Много раз перестраивался, особенно значительными были разрушения и переделки в 20-х годах XVII в., когда собор был приспособлен польской шляхтой под доминиканский костел и оставался таким до освободительной войны под руководством Б. Хмельницкого.
В конце XVII ст. к западному фасаду сооружения пристраивается восьмигранный в плане притвор, перестраиваются завершения собора. Архитектура собора приобретает барочный характер. Значительными были перестройки 1857 г., когда собор был расширен на восток, за счет устройства новой апсиды для алтарной части и еще раз изменяется форма завершений. Во время Великой Отечественной войны сгорел и частично разрушен. В конце 40-х — 50-х годов XX в. исследован и реставрирован, все наслоения XVII-XIX в.в. сняты.
Сооружение выполнено в формах древнерусской архитектуры XII в., в деталях заметно влияние романского стиля. Сооружение из древнерусского кирпича. При восстановлении использованы современный кирпич, железобетон (имитация шиферных плит ограждения хоров, имитация деревянных оконниц), применено оргстекло (имитация известняка на капителях фасадных полуколонн), современные керамические поливные плитки пола — подражание первоначальным. По типу это — шестистолпное крестово-купольное сооружение, одноглавое, с тремя полукруглыми апсидами (18,25х27 м, высота до зенита купола 25 м). Фасады членены полуколоннами с резными капителями, углы подчеркнуты лопатками. Под карнизом апсид, в уровне пят закомар — аркатурный фриз. Аналогичный фриз с зубчатым поребриком над ним завершает барабан главы, декорированный полуколонками, поставленными в простенках. Пояс небольших арочных ниш с одноуступчатыл обрамлением расположен в верхней части стен, под фризом. Порталы — перспективные арочные двухуступчатые. Дверные проемы — прямоугольные, перемычки — горизонтальные из дубовых брусьев, над ними глухие тимпаны порталов. Шесть опорных столбов несут систему перекрытий — купол и своды (в том числе крестовые полуциркульные). Пространственная структура характерна для XII в. (отсутствует нартекс с крещальней). В северной и южной стенах по три аркасолии. Аркасолии были также в стенах галерей. Подкупольное пространстве хорошо освещено 10 окнами и доминирует в интерьере. На П-образные в плане хоры ведет лестница в толще стены. Сохранились фрагменты древнего мозаичного пола. Памятник реставрирован на XII в. Работы проводились с 1952 г.
С 1972 г. начал функционировать как музей.
Памятники градостроительства и архитектуры Украинской ССР; http://www.alyoshin.ru/Files/publika/pamyatniki_ua4/pamyatniki_ua4_477.html

Постройку Борисоглебского собора обычно относят к 1120-1121 г.г., хотя высказывались обоснованные предположения о более поздней дате его строительства. Остатки каких-то сооружений конца XI — начала XII в. (вероятно, первоначального Борисоглебского собора) были обнаружены под существующим зданием, которое скорее всего было построено в 70-х г.г. XII в. при перестройке черниговскими князьями Давыдовичами комплекса княжеского двора. Борисоглебский собор, расположенный в Черниговском кремле, был церковью княжеского двора и служил также усыпальницей черниговских князей. Об этом свидетельствуют шесть погребальных ниш-аркосолий, размещенных в северной и южной стенах. По типу собор представляет собой шестистолпный одноглавый крестовокупольный храм, очень близкий к Кирилловской церкви в Киеве. На широкие хоры, заходящие над боковыми нефами, как и там, ведет из нартекса лестница в толще западной стены. Фасады расчленены мощными полуколоннами и украшены аркатурными поясами с поребриком и рядами плоских полуциркульных ниш. Барабан и апсиды расчленены тонкими пилястрами. После постройки собора к нему с трёх сторон были пристроены притворы. Притворы имели профилированные порталы; полы их были выложены из цветных керамических плиток.
Большой интерес для истории древнерусского искусства представляют обнаруженные в разное время во время раскопок в соборе белокаменные резные детали — капители и базы, в том числе известная «черниговская капитель». В ряде этих деталей в орнаментальную композицию из так называемой «плетенки» (переплетение стилизованных стеблей растений) с большим мастерством введены стилизованные фигуры животных и птиц. По своим формам они имеют много общего с художественными ремесленными изделиями восточных славян, относящимися еще к VI-VII в.в. Внутри собор был расписан фресковой живописью. Мозаичные и цветные плиточные полы дополняли богатое и нарядное убранство дворцового храма.
«Архитектура Южной и Западной Руси в XII-XIII веках», http://tehne.com/event/arhivsyachina/arhitektura-yuzhnoy-i-zapadnoy-rusi-v-xii-xiii-vekah

Борисоглебский собор (укр. Борисоглiбський собор) — храм во имя Святых Бориса и Глеба в Чернигове, построен в конце XI — начале XII в.в., усыпальница князей рода Давидовичей. Впоследствии неоднократно перестраивался и видоизменялся. Послужил прообразом для Успенского собора Елецкого монастыря. С 24 августа 1963 г. имеет статус памятника архитектуры.
Согласно сохранившимся летописным источникам, собор был возведён по указу черниговского князя Давида Святославовича. В 1123 г. князь умер и был погребен в усыпальнице собора, что позволяет исследователям датировать постройку храма периодом с 1097 по 1115 г. По мнению архитектора Николая Холостенко, занимавшегося восстановлением храма в середине XX в., идея построить собор возникла у князя Давида в 1115 г. после переноса мощей святых Бориса и Глеба в Вышгородский храм.
Архитектурные особенности позволяют исследователям предположить, что строительство храма выполнила артель приглашённых североитальянских зодчих, которые работали в Чернигове ещё во времена Владимира Мономаха.
В годы татаро-монгольского ига собор был разграблен, утраченная кровля была восстановлена лишь во второй половине XIII в. В 1611 г. храм пострадал от пожара, при восстановлении его перестроили в костёл, старые апсиды разобрали и заменили более крупными. Здание передали доминиканскому монастырю, только после войны 1648-1654 г.г. его вернули Православной Церкви. Около 1672 г. к западной части храма добавили восьмигранную башню под барочным куполом-фонариком с высоким шпилем. В 1700-1702 г.г. при очередной перестройке в соборе появились колокольня и коллегиум.
В 1857 г. при ремонте собора были разобраны апсиды XVII в., вместо них сложены новые. Собор был практически разрушен во время Великой Отечественной войны: своды были пробиты при бомбардировках, пожары уничтожили все деревянные перекрытия.
В 1947-1958 г.г. собор был отреставрирован под руководством Н.В. Холостенко. Оригинальный облик храма удалось восстановить только по результатам исследований XX века. Результаты археологической реконструкции позволяют утверждать, что собор был построен из плинфы, сложён в технике порядковой кладки, фасады были оштукатурены белым известковым раствором. Планировка исходила из основного назначения храма — стать усыпальницей черниговским князьям, для чего в южной и северной стенах устроены по три погребальные ниши-аркасолии. Храм покрывал один крупный купол. В непосредственной близости от собора стояли дворец XI в. и каменный княжеский терем XII в., к западу также находилась постройка XI в. — предположительно, трёхкамерный терем.
Собор украшала оригинальная белокаменная резьба, романский характер которой также свидетельствует о работе приглашенной артели ломбардийских мастеров. При раскопках XX века были обнаружены 7 фрагментов капителей с плетёными орнаментами, изображениями собак и волков, дракона и птицы.
Коллектив авторов. «Исследование и восстановление Борисоглебского собора в Чернигове Н.В. Холостенком в 1947-1958 гг. Послевоенное восстановление памятников». Теория и практика XX века: материалы международной научной конференции, 4-5 декабря 2014 г., Астаховская С.А., Бахарева Ю.Ю. — Санкт-Петербург: Береста, 2014.

Собор является классическим примером храмовой архитектуры Чернигова XII в., впечатляющей своей мощью. Изюминкой Борисоглебского собора являются совершенно нетронутые временем серебряные с позолотой царские врата начала XVIII в., вес которых составляет 56 кг.
Этот храм сначала строился в качестве усыпальницы княжеского рода Демидовичей. На начальное предназначение храма указывают места для погребений в южной и северной стенах. Но позже стал главным собором кафедрального монастыря, который в 1786 г. был ликвидирован по указу Екатерины II.
За свою долгую историю храм много раз перестраивался, в результате чего в его архитектуре перемешано много стилей. Так в начале XVII в. из него сделали доминиканский костёл. Следующие крупные изменения собор пережил в XIX в. — новая апсида алтаря значительно расширила здание на восток. А уже во второй половине 20-го столетия его перестроили в стиле барокко, с запада был пристроен восьмигранный притвор и изменена форма куполов.
Во время Великой Отечественной войны Борисоглебский собор серьёзно пострадал, как и многие другие бесценные памятники творчества наших предков. С 1952 по 1958 г.г. разрушенному собору вернули его первоначальный облик. В ходе реконструкции оказалось, что храм буквально стоит на другом, намного более древнем сооружении, похожем на княжеский терем.
Храм сделан из кирпича высочайшего качества, его кладка идеальна, а резьба по камню очень скрупулёзная и утончённая. Фасады здания оформлены орнаментами из известняка, в которых переплетаются растительные картины с грифонами, что является отличительной чертой черниговской архитектуры того времени. Позже капители полуколонн были заменены на копии из органического стекла, а фрагменты оригинальных капителей выставлены в музее.
Сейчас в соборе находится музей Национального архитектурно-исторического заповедника «Чернигов древний» и Дом хорового наследия, в котором регулярно проводятся концерты духовной музыки.
http://obshe.net/posts/id619.html

В непосредственном соседстве со Спасским собором, на северо-запад от него, расположен Борисоглебский собор. Он сооружен в 1123 г. черниговским князем Давидом — Глебом Святославичем. Сейчас между Спасским и Борисоглебским соборами свободное пространство, а в древности его не было. В двенадцати метрах западнее собора Спаса археологи обнаружили фундаменты каменного княжеского терема, возведенного, вероятно, во второй половине XII в., а ближе к Борисоглебскому собору — дворцовой постройки XI в. Найденные также обломки штукатурки с фресками, цветная поливная керамика, лекальный кирпич для архитектурных деталей (колонн и т. д.) говорят о том, что эти дворцовые постройки были богато украшены и среди деревянной городской застройки выглядели очень внушительно. Еще немного далее на запад от терема располагались обнаруженные археологами остатки какого-то здания, судя по технике кладки, построенного, вероятно, в конце XI в. и затем разрушенного по неизвестным причинам. Плохо сохранившиеся фундаменты этого сооружения дали повод одним ученым усматривать в них остатки северо-западной части храма, а другим — видеть в них трехкамерный терем. На этих развалинах был возведен Борисоглебский собор, упоминаемый в 1123 г. в связи со смертью Давида Святославича.
Борисоглебский храм строился как усыпальница черниговских князей и поэтому имел по три ниши-аркасолии в северной и южной стенах. Это крупное сооружение (15,5х23,40 м по внутреннему промеру) — трехнефное, трехапсидное и однокупольное — было окружено с трех сторон открытой аркадой-галереей. Три пары опорных столбов несли систему полуциркульных и крестовых сводов и главу. Ныне реставрированный Борисоглебский собор XII в. уступает размерами храму Спаса, он сдержаннее по архитектурной композиции, его одноглавый силуэт кажется статичным и неподвижным; окружавшие в древности галереи придавали его облику пирамидальность. В целях создания компактного объема храма лестница на хоры расположена в толще западной стены. Благодаря гармонии вертикальных и горизонтальных членений в архитектурном образе здания нет беспокойства и напряжения, ничто не нарушает его спокойной ясности. Не сильно выявленное вертикальное движение полуколонн удачно сгармонировано с арочным очертанием закомар. Аркатурный пояс на уровне пят закомар как бы отбивает изящной светотеневой узорчатой строчкой тяжелый массив нижней части храма от более легкого, арочного завершения фасадов.
Здесь с большим художественным чутьем в наружных полуколоннах и в украшении порталов были применены резные белокаменные капители. На известковой штукатурке, покрывающей кирпичные стены, зодчий имитировал квадровую кладку для того, чтобы увязать белокаменное декоративное убранство с архитектурой храма. Борисоглебский собор следует считать одним из первых черниговских храмов, где начали применять резной камень в соединении с кирпичной кладкой.
Резные капители Борисоглебского храма XII в., обнаруженные под порогом и в земле близ собора, а также в позднейшей закладке портала, по своим художественным качествам заслуживают особого внимания. Они украшены резными орнаментами так называемого звериного, или тератологического, стиля и весьма важны для понимания эволюции стиля декоративного искусства в Древней Руси. Если на первых порах после принятия христианства образы языческой мифологии были отодвинуты на второй план, то со временем, с усилением народных тенденций в древнем искусстве, связанных с идеологией ремесленных низов, струя языческого искусства становится заметнее. Растительные и звериные орнаменты, состоящие из переплетений фантастических зверей, чудовищ и птиц, встречаются не только на серьгах, браслетах, в иллюстрациях рукописных книг, на тканях, но и на стенах соборов, в орнаментации капителей. Сказочный мир древнеславянской мифологии вторгается в сферу искусства, являясь неисчерпаемым источником декоративных композиций.
Подобно внешней архитектуре, не менее сдержан и ясен интерьер Борисоглебского храма, где господствует светлый купол, который легко несут подпружные арки. Здесь отсутствуют дробные членения, дифференциация пространства. Его нерасчлененность усиливается и тем, что пилястры слабо выступают на поле стен, а крестчатые столбы имеют очень короткие ветви. Подкупольный квадрат, образуемый подпружными арками, при помощи парусов плавно переходит в барабан не строгой круглой формы, а как бы квадратный с плавно закругленными углами. В соборе есть большие П-образные хоры, предназначенные для княжеской семьи. На хорах, в их северо-западном углу, виден дверной проем, служивший выходом на галерею. Интерьер храма был украшен фресками, а пол — поливными плитками и инкрустациями из разноцветных камней, придававшими ему большую нарядность.
Во время татаро-монгольского нашествия Борисоглебский храм был только разграблен, разрушена была, вероятно, лишь кровля. Более сильные повреждения он получил во время пожара Чернигова в 1611 г., после чего храм восстановили: старые апсиды разобрали, а вместо них сделали новые, больших размеров, и затем передали доминиканскому монастырю. После освободительной войны 1648-1654 г.г. его вернули православной церкви, а при храме учредили монастырь. На щедрые пожертвования казацкой старшины к западной части храма пристроили восьмигранный башнеобразный объем с барочным грушевидным куполом с фонариком, увенчанным высоким шпилем. Характерная для черниговской архитектуры XVII-XVIII в.в. сочная пластика была представлена в этой пристройке в талантливом исполнении (ныне не существует).
Большие ремонтные и строительные работы на территории Борисоглебского монастыря велись в 1700-1702 г.г., когда там сооружались колокольня и коллегиум. Тогда во время земляных работ был найден серебряный идол, которого по распоряжению гетмана Мазепы расплавили. Из этого слитка в Данциге были изготовлены царские врата для иконостаса Борисоглебского собора, вероятно, по рисунку черниговского гравера, на что указывает не только традиционная композиция врат, но особенно стиль и характер его орнамента.
Борисоглебские врата принадлежат к выдающимся произведениям ювелирного искусства. Каждая их створка представляет собой сложную композицию. В нижней части на левой дверце представлен пророк Иесей, а на правой — царь Давид. Из их фигур как бы вырастают ветви аканта, которые симметрично изгибаются, образуя своими завитками три пары закруглений из листьев, куда вкомпонованы рельефы с изображениями Благовещения и четырех апостолов.
Моделировка и рисунок листьев аканта, а также всех рельефов чеканены с большим совершенством. Лепка лиц, одежд Иесея, Давида, Марии, архангела Гавриила и апостолов, орнаментов и различных деталей очень тщательна и точна. Высокое мастерство борисоглебских врат, безусловно, оказало влияние на ювелирное искусство черниговских мастеров, являясь для них источником и примером настоящего реалистического искусства. В 1857 г. во время ремонта Борисоглебского собора были разобраны апсиды XVII в., а вместо них устроены новые. Во время Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г. храм пострадал от бомб: были пробиты своды, сгорели все деревянные конструкции и кровли.
С целью восстановления памятника после войны велись работы по его изучению и реставрации. К сожалению, без всяких на то оснований, была разобрана у западного фасада башня-ротонда, возведенная в XVII в., добавлены водосливы-водометы, сделаны многие поделки (пол, капители). В то же время восстановлены не древние полуциркульные своды, а своды XIX в., искажающие как пропорции, так и характер внутреннего пространства. Восстановленные детали во многих случаях спорны, а их исполнение сухо и шаблонно, что во многом снизило после реставрации художественные качества здания.
Григорий Никонович Логвин «Чернигов. Новгород-Северский. Глухов. Путивль».

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?