Пятницкая церковь построена в конце XII века. Почти полностью разорена в Великую Отечественную войну, восстановлена по обмерам.
Пятницкая церковь — памятник архитектуры конца XII века. Стройное башнеобразное сооружение на территории нынешнего сквера имени Богдана Хмельницкого. Возведена церковь посадскими мастерами за границей окольного укреплённого града рядом с древним торгом. Это одноглавый четырехстолпный храм с лестницей на хоры в западной стене (здесь же, в толще стен, и галереи-ходы, возможно, имевшие оборонительное значение). Центральная часть, увенчанная стройной главой с двенадцатью оконными проемами, раскрыта снизу доверху и благодаря ступенчатым аркам, опирающимся на квадратные со срезанными углами столбы, словно парит в солнечных лучах. Пятницкая церковь — один из уникальнейших памятников зодчества периода Киевской Руси. Возрождена после Великой Отечественной войны в первоначальном виде по проекту П. Д. Барановского. Искусное использование кирпича придает сооружению особую выразительность, пластичность и красоту. Скрупулезная точность кирпичной кладки выдает руку византийского мастера. Возможно, им был Петр Милонег.
Древняя церковь на торгу принадлежит к типичным небольшим однокупольным храмам с четырьмя столбами. Но этот распространенный в XII в. тип постройки зодчий разработал по-новому. Он необычно широко расставляет столбы, прижимая их стенам, что позволяет максимально расширить центральную часть помещение. Несмотря на малые размеры храма, мастер возводит и хоры, но узенькие, и такую же лестницу в западной стене.
Церковь отличается подчеркнутой нарядностью фасадов и общей гармонией пропорций. Апсиды украшены вертикальными тягами, наверху декоративным решетчатым поясом и фризом из ниш. В центральной апсиде размещено три окна, в боковых по одному. Кладка храма велась двумя кирпичными стенками с заполнением промежутка между ними камнями и кирпичным боем на растворе. Через 5-7 рядов кладку делали сплошной, после чего снова переходили на технику забутовки. Ради общего замысла – устремленности всего здания вверх — зодчий коренным образом изменил конструктивную систему сводов и арок. Это было небывалым новшеством в традиционности древнерусского храмозодчества. Мастер решил выложить арки, перекинутые через столбы, не ниже, как обычно, а выше сводов. Таким образом, барабан, опираясь на арки, значительно поднимается над стенами. Порталы Пятницкой церкви выполнены с профилированным обрамлением, над ними расположены бровки. Выше находится фриз кирпичного меандра, еще выше декоративные ниши, в которых сохранились остатки штукатурки. Над ними пояс из «бегунцов». Завершают центральные прясла тройные окна.
Строитель предположительно Петр Милонег. Много раз страдала от перестроек, достроек и переделок: была частично разрушена в 1239 г. во время нашествия Батыя, восстановлена и перестроена в 1670 г. В 90-х годах XVII в. реконструирована предположительно при участии архит. И. Зарудного, — над западной и восточной стеной возводят барочные фронтоны, изысканные по своим формам, над барабаном — многоярусное завершение. Кардинальные изменения образа сооружения произошли вследствие восстановительных работ после пожара 1750 г. и в XIX в., когда были произведены достройки с южной, западной и северной сторон, церковь становится семикупольной, расширяются порталы и оконные проемы, почти на треть стесываются опорные столбы.
Во время Великой Отечественной войны сооружение сильно пострадало. Противоаварийные работы были проведены в 1943-1945 г.г. под руководством архит.-реставратора, заслуженного деятеля искусств РСФСР П. Д. Барановского, тогда же был создан эскизный проект, который предусматривал восстановление памятника в первоначальных формах.
Церковь выстроена из древнерусской и современной, изготовленной по древним образцам плинфы. В нижней части стен применена своеобразная техника кладки «в ящик», известная со времени Рима: промежуток между фасадными и интерьерными рядами кладки заполняется известковым бетоном. На фасадах много плинф, сохранивших княжеские клейма, а также знаки городских ремесленников. В плане приближается к квадрату ( без апсид 12х11,5 м, с апсидами 11,5х5 м). Сооружение четырехстолпное, трехнефное, трехапсидное, крестовокупольное. Купол опирается на круглый барабан (высота до зенита купола 27 м). Переход от прямоугольной основы сооружения к барабану решен с помощью трехступенчатой системы стрельчатых с небольшой стрелой подъема арок-закомар и полуарок-аркбутанов, создающих трехлопастное завершение фасадов. Небольшие хоры находятся между западной парой опорных столбов и стеной, на уровне хоров в толще западной, северной и южной стен сделаны проходы-галереи, которым соответствуют бойницы в стенах. Фрагменты первоначальной фресковой росписи сохранились на откосах окна в алтаре. Несколькими образцами представлено первоначальное керамическое покрытие пола.
Декор сооружения выполнен в плинфе. Пучковые пилястры, перспективные порталы, аркатурные пояса, декоративные ниши, сетчатый поребрик украшают фасады. Апсиды членены тонкими полуколонками, декорированы полосой сетчатого ромбовидного поребрика, поясом плоских арочных ниш и карнизов над ними. Барабан купола украшен полуколонками и аркатурным фризом.
Сооружение реставрировано в 1962 г. в первоначальных формах по проекту архитекторов-реставраторов П. Д. Барановского и Н. В. Холостенко. Используется под музей Черниговского государственного архитектурно-исторического заповедника. Памятник отражает последний этап развита древнерусской архитектуры домонгольского периода.
Памятники градостроительства и архитектуры Украинской ССР; http://www.alyoshin.ru/Files/publika/pamyatniki_ua4/pamyatniki_ua4_491.html
Храм святой Параскевы Пятницы (укр. Пятницька церква в Чернігові, Храм Св. вмч. Параскеви Пятниці на Торгу) — православный храм в Чернигове. Храм принадлежит Украинской православной церкви Киевского патриархата. Храм построен в конце XII — начале XIII в. на черниговском посаде возле рынка на средства купцов. Назван в честь святой Параскевы Иконоийской, которая, согласно православной традиции является покровительницей торговли и купцов. Есть предположение, что храм был построен на средства князя Игоря — героя и автора «Слова о полку Игореве».
Первое упоминание о реставрации храма датируется 1670 годом, когда на средства черниговского полковника Василия Дунина-Борковского была сделана новая кровля. В 1676 и 1690-х г.г. им же была проведена полная реставрация и перестройка храма. Предположительно, работы велись под руководством архитектора Ивана Зарудного. После реставрации храм приобрёл вид семибанного храма с барочными фронтонами (на восточном фронтоне очерчивался герб гетмана Ивана Мазепы). В XVII в., храм был центром пятницкого женского монастыря, который располагался близ городского рынка на Пятницком поле. Сооружения монастыря составляли срубные кельи, а от рынка его отделяла деревянная стена.
В 1750 г. в монастыре произошёл пожар, от которого пострадал и храм. В 1755 г. храм был восстановлен, а также к нему были пристроены барочные пристройки, над которыми были сделаны небольшие грушевидные купола.
В 1786 г., по указу Екатерины II, в ходе начавшейся секуляризации, пятницкий женский монастырь был ликвидирован, а все деревянные постройки разобраны (Пятницкий монастырь на 1786 год, по описанию Афанасия Шафонского, состоял из храма святой Параскевы, трапезного деревянного храма Иоанна Предтечи, деревянной колокольни, которая размещалась над воротами).
В 1818-1820 г.г. построена двухэтажная колокольня (архитектор А. Карташевский; в 1962 г. колокольню разобрали). В колокольне некоторое время существовал храм Святого Прокопия. После закрытия монастыря на его месте хотели создать народное училище, но эти планы не осуществились. С 1820-х г.г. на территории бывшего Пятницкого монастыря находились торговые лавки и ряды.
Необычна его центрическая ступенчатая композиция. Исследователи (Горностаев, Лашкарев и другие) предполагали, что под барочным убранством скрыты формы древнерусского здания, однако каждый высказывал мнение, что постройка была или разрушена до половины и отстроена в XVII в., или часть старых материалов использовалась при ремонтах стен и крыш (ни один не догадывался что древнерусская постройка существовала в своем первоначальном виде, однако была значительно искаженная пристройками).
На 1916 год храм имел землю с погостом в 633 кв. сажени. На территории находились два деревянных дома для церковнослужителей, кирпичные лавки, которые сдавались в аренду. Действовала церковная библиотека, насчитывавшая 200 книг. При храме функционировали два учебных заведения. Приход составлял 91 двор — 963 человека обоих полов и разного социального положения: 195 дворян, 36 человек духовенства, 542 крестьянина, 43 воина.
25 сентября 1943 г. храм был разрушен немецкими войсками при авиаударах по Чернигову.
В декабре 1943 г., в Чернигов приехал выдающийся советский исследователь древнерусского зодчества Петр Дмитриевич Барановский. На то время, от храма остались только алтарная часть, два восточные столба, часть северной стены и восточная часть с остатками арок и основанием купола. Практически неповрежденном оставалась также ротонда-колокольня 1820 г.
По воспоминаниям А.К. Адруга, доцента кафедры этнологии, археологии и краеведческо-туристической работы института истории, этнологии и правоведения им. Лазаревского, осенью 1943 г. встал вопрос о сносе руин храма. О таких планах вспоминает также черниговский краевед и архитектор А. А. Карнабида. Барановский прибыл в Чернигов в составе комиссии для определения ущерба от преступлений оккупационных властей на территории СССР. Сразу же внимание его было обращено к храму святой Параскевы. Администрация города, ссылаясь на «незначительную историческую ценность здания» решила разобрать храм и расчистить тем самым место для будущей запроектированной площади Победы. Однако, оказалось, что сооружение принадлежит не к постройкам XVII в, как утверждалось в источниках, а к сооружениям эпохи Киевской Руси. Исследования памятника, проведённое Барановским, дали неожиданные результаты. Храм совсем не был похож на известные древнерусские сооружения. Все свидетельствовало о том, что это памятник нового архитектурного стиля, который сформировался на Руси в конце XII в., во времена написания «Слова о полку Игореве».
Был объявлен конкурс на лучший проект реставрационных работ с целью восстановить храм в первоначальном виде. Кроме Барановского, в конкурсе также принимал участие Холостенко. В течение 1943-1955 г.г. Барановский вместе с архитекторами Асеевым, Игнаткиным, Холостенко исследовали храм святой Параскевы. В 1955-1962 г.г. продолжались основные реставрационные работы, выполненные мастерами Самойловой, Лапой, Куксой и другими, под авторским руководством Барановского при участии Холостенко. Утраченные части храма восстанавливались за счёт фрагментов стен, найденных при разборе завалов. Также, по периметру тщательно собирали древнерусскую плинфу, а для компенсации недостатка оригинального кирпича на черниговском кирпичном заводе был создан отдельный цех, где начато изготовление шести разновидностей плинф с оригинальных образцов. Благодаря этому, реставраторам удалось с большой достоверностью воспроизвести все формы строения — одного из самых выдающихся памятников древнерусской архитектуры. Последующие исследования открыли много других сооружений этого архитектурного стиля. В 1962 г., по распоряжению главного архитектора города Сергиевского была снесена колокольня. После завершения внутренних работ по реставрации пола по проекту Холостенко в 1972 г., храм был открыт как музей.
С 1972 по 1989 год в храме действовала экспозиция «Пятницкая церковь — памятник древнерусской архитектуры и искусства XII века». С 1991 г. храм святой Парасевы — действующий храм Украинской Православной Церкви Киевского Патриархата.
В начале 2000-х г.г. было сделано интересное открытие: реставраторы заштукатурили вымощенный кирпичом в стене крест, датируемый концом XII- началом ХІІІ в.в. В настоящее время крест расчищен.
Храм небольшой по размерам (16×11,5 м в плане), с четырьмя восьмигранными столбами внутри, тремя апсидами, высокой главой, с изысканной и гармоничной композицией. В отличие от статических форм сооружений предыдущих времён, данная композиция храма является динамической, её стены стремительно нарастают вверх тремя рядами арок над основным объемом. Вертикальность сооружения подчеркивается профилированными пилястрами. Вертикальные и криволинейные элементы, которые доминируют в композиции, уравновешиваются горизонтальными ярусами окон второго этажа, пасами декоративных ниш разной формы и масштаба, меандровым фризом, напоминающим архитектуру XI века, сетчатым орнаментом на апсидах. Вертикальные профилированные пилястры на разных высотах завершаются карнизами. Розовый цвет стен сочетается с белыми штукатуренными декоративными нишами и разноцветными орнаментами на порталах.
Внутри храм напоминает башню. Художественный эффект фресковой росписи усиливает разноцветный пол из жёлтых, зелёных и тёмно-вишнёвых глазурованных плиток. Храм святой Параскевы в Чернигове, иногда, называют «Словом о полку Игореве» в архитектуре. Расположен храм в центре Чернигова за городским театром, среди сквера, где когда-то был черниговский рынок.
Адруг А.К., «Архітектура Чернігова», Храмы Чернигова
Эта выдающаяся достопримечательность Чернигова является венцом последнего этапа древнерусской архитектуры. Кирпичная церковь является уникальным примером позднего периода древнерусского зодчества. Возведение церкви велось с конца XII по начало XIII столетия, а по завершении строительства она была освящена в честь покровительницы торговли, семьи и сельского хозяйства – святой Пятницы.
Здание Пятницкой церкви, которое мы видим сейчас, выглядело так с самого её создания. Это стало возможным благодаря масштабной реконструкции, во время которой церкви вернули первоначальный облик. Особенностью Пятницкой церкви является переход от прямоугольной основы к круглому барабану при помощи трёхступенчатых арок. Фасады церкви богато украшены сетчатым орнаментом и горизонтальными полосами меандра, а барабан украшает аркатурный пояс. Дополнительную красоту Пятничной церкви придавали когда-то яркие фрески в нишах, окнах и порталах.
Церковь кажется удивительной и не похожей ни на какую другую, хотя примеры таких церквей есть и в других городах. Пятницкая церковь является малораспространённым у нас примером древнеримской техники строительства «в ящик», согласно которой наружная и внутренняя сторона стен укладывалась кирпичом, а промежуток между ними заполнялся бетоном.
Пятницкая церковь выглядит динамично как снаружи, так и внутри – внешние арки, переходящие в барабан, дублируются изнутри ступенчатым сводом, а ступеньки на хоры встроены прямо в западную стену.
Пятницкую церковь также постигла участь множества древних построек такого же значения. Она неоднократно разрушалась и перестраивалась, начиная с нашествия монголо-татар в 1239 г. Первый раз церковь крупно перестроили в 1670 г., а через 20 лет над восточным и западным фасадах надстроили барокковые фронтоны, а купол сделали многоярусным. В 1750 г. церковь была разрушена ужасным пожаром, после чего к ней были пристроены боковые приделы и колокольня – в итоге Пятницкая церковь стала семи купольной. Последний раз церковь была полностью разрушена во время Великой Отечественной войны.
С 1943 по 1962 г.г. была проведена масштабная реставрация, в ходе которой Пятницкой церкви вернули её первоначальный вид, а всё лишнее разобрали и убрали. Пятницкая церковь играет роль своеобразного архитектурного акцента в застройке города, поэтому неудивительно, что она находится в сквере недалеко от центральной площади Чернигова.
http://obshe.net/posts/id619.html
На древнем торгу (ныне ул. Шевченко) стоит восстановленная после Великой Отечественной войны в своем первоначальном облике Пятницкая церковь. Время сооружения Пятницкой церкви, как и ее заказчик, — точно неизвестны.
Одни исследователи склонны датировать ее концом XII — началом XIII в., другие — 90-ми г.г. XII в. Некоторые считают, что церковь строилась по заказу князя, а иные — на средства горожан, так как стоит она на древнем торгу. Ни в летописях, ни в других источниках об этой церкви нет упоминаний, и до начала нашего века никто не предполагал, что она является выдающимся произведением домонгольской эпохи. Во время Великой Отечественной войны она была сильно разрушена детонацией взрыва авиабомбы. После войны благодаря героическим усилиям крупнейшего реставратора П.Д. Барановского остатки церкви были укреплены и изучены; был сделан проект реставрации, по которому в 1962 г. было закончено восстановление этого уникального памятника древнерусской архитектуры.
Первые известные по источникам починки и переделки Пятницкого храма относятся к 1670 г., когда на деньги черниговского тогда еще полковника, а позднее генерального обозного, Дунина-Борковского была сделана новая кровля. Большие работы велись также в 90-х г.г. XVII в., может быть, не без участия украинского архитектора Ивана Зарудного.
Тогда на восточном фасаде был возведен фигурный фронтон, завершенный зубцами, увенчанными рипидами. Выразительными были абрис фронтона, изящная криволинейная «бровка» — карнизик ниже зубцов, — очерчивающая прихотливую по форме плоскость с лепным гербом гетмана. На западном фасаде фронтон был сложнее. Он состоял из трех частей, расположенных ступенчато, каждая из которых имела такое же венчание, как и фронтон на восточном фасаде. Подобные зубчатые фронтоны имеются только на Военно-Никольском и Богоявленском соборах в Киеве, возведенных в конце XVII в. Иваном Зарудным с участием Осипа Старцева. Впервые соображение об авторском участии Ивана Зарудного в сооружении этих двух зданий было высказано И. Грабарем. Нам кажется, что его предположение может быть подтверждено как архитектурным анализом, так и историческими событиями. Зарудный был выдающимся зодчим, о чем свидетельствуют его постройки в Москве. Зная Зарудного как талантливого архитектора, Петр I, конечно, не преминул вызвать его к себе, а чтобы как-то компенсировать гетману Мазепе утрату такого крупного мастера и для завершения начатых Зарудным работ он посылает ему Осипа Старцева. Поразительное тождество архитектурных деталей Пятницкой церкви, относящихся к концу XVII в., и киевских Богоявленского и Военно-Никольского соборов не случайно: бесспорно, фронтоны черниговской постройки являлись творчеством Ивана Зарудного.
В XVII в. при Пятницкой церкви был учрежден девичий монастырь; были построены деревянная ограда и рубленые кельи. Но в 1750 г. во время сильного пожара монастырь сгорел. В 1755 г. храм не только был восстановлен, но и расширен: с его северной стороны соорудили небольшую пристройку. Над ней и над апсидами были сделаны в стиле украинского барокко маленькие грушевидные главки, а над куполом возведен очень красивый барочный двухъярусный верх. В 1820-х г.г. была построена новая каменная ограда, в которой разместились небольшие торговые помещения, а также сооружена двухъярусная колокольня по проекту архитектора Карташевского. Колокольня очень хорошо вязалась с архитектурой ограды и церкви. После восстановления храма в 1962 г. колокольня была разобрана.
Древняя Пятницкая церковь принадлежит к типу небольших (8,20х12,50 м) четырехстолпных, трехапсидных, однокупольных храмов. Но этот простой, распространенный в XII в. тип зодчий разработал по-новому. Четыре опорных столба мастер расставляет широко, и таким образом помещения вокруг подкупольного квадрата оказываются очень узкими. Это позволяет ему по-новому конструктивно решить угловые части здания на фасадах: он делает их в четверть окружности, в виде полузакомар. В плане ширина храма к длине относится, как 1:1,3; поэтому он в объеме воспринимается как причудливый столп-башня. Апсиды не имеют характера мощных полуцилиндров, они значительно ниже собственно церкви и не сильно выступают. Благодаря этому подчеркивается вертикальное движение массива. Так как боковые нефы очень узки, на фасадах преобладает средняя часть, выявленная стройными пучковыми пилястрами, отвечающими внутренним опорным столбам. Переход от основного объема церкви к барабану главы осуществлен при помощи арок-закомар, расположенных в три ступени, что придает ее силуэту необычайную динамичность и выразительность. Она воспринимается как скульптурное произведение, и обозревать ее лучше всего обходя вокруг. С восточной стороны неподвижность полукружий апсид нарушается линиями тонких полуколонок, которые в венчании соседствуют с «городочным» орнаментальным поясом и поясом маленьких неглубоких нишек, расположенных в завершении. Изящная мережка «городков» облегчает стены полузакомар трех других фасадов церкви. Нарядность и легкость ее архитектуре придавали не только пучковые пилястры, узкие вытянутые окна и «мережчатые» узоры, но и цветные фресковые орнаменты, когда-то украшавшие стены под бровками окон. Подобный прием применения цвета, видимо, был позаимствован из народной архитектуры.
Интерьер, как и внешний облик Пятницкой церкви, также пронизан движением. Интересна необыкновенная смелость его конструктивного решения и, главное, совершенно необычное, проведенное с большим мастерством высотное раскрытие внутреннего пространства. Ввиду того что хоры, занимающие только западную часть храма, очень узки, они не нарушают цельности интерьера, не усложняют, не дробят его. Перед зрителем, вошедшим в храм, сразу открывается вид на подкупольное пространство, господствующее над узкими боковыми частями. Тонкие опорные столбы как бы только намекают на его границы, но не отгораживают, не противопоставляют его пространству боковых частей храма. Здесь нет сложных членений, как это имеет место в громадных пятинефных соборах с просторными хорами, с большим числом арочных проемов и опорных столбов; нет сложных пересечений криволинейных очертаний множества арок и пролетов; все ясно, все подчинено одному порыву вверх, к свету, к зениту купола.
Пятницкий храм намного превзошел смелостью и новизной примененных в нем конструкций, а также композиционного решения все, что до этого было сделано. Возможно, создателем его был зодчий Петр Милонег. Но кто бы он ни был, он выступает как гениальный мастер, утверждающий новые принципы архитектурной эстетики. Он нарушает незыблемость и замкнутость «кубического» храма во имя новых эстетических идеалов. В Пятницкой церкви впервые с такой необыкновенной силой и красотой выявлены художественные возможности высотного раскрытия внутреннего пространства.
В архитектуре Пятницкой церкви были заложены плодотворные идеи, которые позже получат развитие у зодчих Москвы и Украины. В русском зодчестве это будет применение для создания башнеобразных объемов ступенчатых подпружных арок, которые затем превратятся в конструктивную систему кокошников, а в украинской — изобретение конструкции «заломов».
Пятницкая церковь — явление закономерное в истории древнерусской архитектуры. В ней, как и в «Слове о полку Игореве», воплощены самые возвышенные народные идеалы единства земель Древней Руси, народные представления о прекрасном, гордое сознание силы и величия народа. Пятницкая церковь является бессмертным произведением народного гения. Это оригинальное сооружение, в котором была сделана попытка преодолеть ограниченность византийской крестовокупольной системы. Создатель ее опирался не только на киевское наследие, не только на современные достижения каменного и деревянного зодчества, но и, всматриваясь в будущее, открыл новую страницу в архитектуре. К величайшему сожалению, этот многообещающий процесс развития архитектуры Древней Руси был насильственно прерван татаро-монгольским нашествием.
Григорий Никонович Логвин «Чернигов. Новгород-Северский. Глухов. Путивль».
Лучшим зданием Приднепровья конца XII века и одним из самых выдающихся образцов древнерусского строительства является Пятницкая церковь в Чернигове. Точная дата постройки церкви неизвестна, но характер архитектуры и техника строительства дают основание отнести ее построение к концу XII – началу XIII в.
Пятницкую церковь построили на черниговском Посаде возле торга, среди пестрых деревянных городских зданий, с которыми гармонировали и нарядная архитектура, и стройные пропорции. Хоть по плану это четырехстолпное крестовокупольное сооружение, архитектура его резко отличается от архитектуры культовых зданий Чернигова предыдущих времен.
Фасады завершаются не полукруглыми закомарами, а отвесными трехлопастными фронтонами. Постамент под барабаном переходит в сложную композицию трех ярусов ступенчатых сводов. На них стоит высокий барабан с полусферическим куполом. Стрельчатые формы арок и окон связаны с пирамидальной композицией сооружения. Лопатки, которые членят фасады, профилированы пучковыми тягами, и этим еще больше подчеркивается впечатление вертикальности композиции. Главное внимание уделено убранству внешнего объема храма. Фасады его украшены горизонтальными полосами меандра, апсиды завершаются поясами сделанного из кирпича сетчатого орнамента и так называемыми городками (зигзаги из кирпича); барабан окаймляет аркатура с полосой поребрика. Чрезвычайно интересны своеобразные «бровки» над тройными окнами на фасадах – полоса образует полукруг над боковыми арками окон и треугольник над центральной аркой.
В Пятницкой церкви строители очень искусно использовали декоративные качества кирпича. Пучковые тяги и пилястры, аркатурные пояса, сетчатые фризы, декоративные ниши, система сложных и тонких конструкций вверху сооружения – все это умело связано с техническими и декоративными свойствами материала. Весь облик церкви пышный и торжественный. Она не похожа на строгие монастырские соборы первой половины XII века; архитектура ее ближе и созвучнее архитектуре народной. Разрушенную в 1941 году немецко-фашистскими захватчиками Пятницкую церковь ныне отстроена по проекту П.Д. Барановского в ее первоначальных архитектурных формах (П.Д. Барановский высказал предположение, что ее автором мог быть прославленный киевский архитектор Петр Милонег. См.: П.Д. Барановский. Собор Пятницкого монастыря в Чернигове. – У кн.: Памятники искусства, разрушенные немецкими захватчиками, М. – Л., 1948, стр. 13–34).
«История украинского искусства». – К.: «Наукова думка», 1966 г., т. 1, перевод с украинского.
Пятницкая церковь (конец ХII–начало XIII в., реставрация 1962 г.). Крестово-купольная, трехнефная (без апсид 12х11,5 м, с апсидами 11,5х15 м), с четырьмя опорными столбами, несущими с помощью подпружных арок систему сводов и купол на круглом барабане (высота интерьера до зенита купола 27 м). Небольшие хоры находятся между западной парой опорных столбов и стеной, а с северной и южной сторон они продолжаются в виде низеньких ходов в толще стен. Фасады храма оформлены пучковыми пилястрами и завершены в крайних пряслах полуарками, а в среднем – ступенчато расположенными в три яруса слегка стрельчатыми арками-закомарами. Апсиды оформлены полуколонками, полосой сетчатого ромбовидного орнамента с поясом плоских арочных ниш и карнизом над ними. Барабан купола украшен полуколонками и аркатурным фризом в завершении. Обилие вертикальных линий пучковых пилястр, вытянутые пропорции трехнефного объема и барабана купола усиливают изящество и стройность здания, воплотившего в своем облике высшие достижения древнерусской архитектуры на рубеже XII-XIII в.в.
Г.Н. Логвин «Украина и Молдавия». – М.: «Искусство», 1982 г., перевод с украинского.
Развитие самобытной культуры и искусства привело к образованию основ национальной культуры. Появляются произведения, где утверждаются новые принципы архитектурной эстетики; в них отрицается неподвижность и замкнутость «кубического» объема культовых сооружений. Именно таким произведением и является Пятницкая церковь, построенная, возможно, выдающимся мастером Петром Милонегом.
Это небольшой храм с четырьмя опорными столбами и одной баней. Её особенность в том, что четыре столба, которые несут с помощью арок высокую баню, расставлены широко, а поскольку боковые помещения узенькие, то на фасаде арочное завершение имеет только центральная закомара, тогда как боковые – лишь в четверть круга. Переход от основного массива к подбаннику осуществлен с помощью арок-закомар, расположенных тремя уступами. Благодаря этому храм воспринимается как удивительный столб-башня. Это впечатление усиливается тем, что апсиды имеют незначительный выступ и не очень высокие. Стройные массы храма, их движение вверх усиливают сложного профиля печковые пилястры и грациозные полуколонки подбанника. В интерьере нет сложных членений, нагромождения планов с большим числом арочных проемов; здесь все ясно, все подчинено одному – порыву вверх, к свету, к Зениту бани – высотному раскрытию пространства. В архитектуре этого сооружения, как и в» Слове о полку Игореве», воплощены высокие народные идеалы, гордое сознание силы и духовной красоты народа, его художественные и эстетические взгляды.
Логвин Г.Н. «По Украине». – К.: «Мистецтво», 1968 г., перевод с украинского.