В Черневе, что на р. Песочная, в XVII в. упоминается церковь во имя Архангела Михаила. Позже владелец села Прохор Шорин подарил Чернево Соловецкому монастырю. Видимо, происхождение названия села связано с тем, что оно принадлежало чернецам-монахам. В 1875 г. на средства крестьянина И.П. Корякина вместо сгоревшего храма построена существующая церковь из красного кирпича в честь Смоленской иконы Божией Матери, именуемой «Одигитрия». В память о прежней церкви в новом храме устроили Архангельский придел. Здание выстроено в стиле классицизма с использованием элементов византийского стиля в декоре оформления фасадов.
В 1930-е гг. церковь закрыли, здесь располагался клуб, затем склад. В настоящее время сохранились лишь ярусы трапезной и колокольня, несколько колонн и фрагменты внутренней росписи. В 1999 г. при храме создана церковная община, начаты восстановительные работы, регулярно совершаются богослужения.
http://zarlife.ru/odigitrievskaya-cerkov-d-chernevo/
Село Чернево лежит при речке Песочне, на большой дороге из Каширы в Зарайск Ряз. губ., в 100 в. от Тулы и в 84 в. от Каширы. Время возникновения прихода неизвестно: относительно же названия села существует довольно распространенное предание, что это село одним из давних своих владельцев Прохором Шириным подарено было Соловецкому монастырю: как монастырское село, принадлежавшее чернецам, село и получило название Чернева.
Существующий в приходе каменный храм во имя Божией Матери Одигитрии построен в 1875 году вместо существовавшего прежде деревянного храма, сгоревшего в 1871 году. Храм выстроен тщанием и иждивением крестьянина села Гор Моск. губернии Ив. Прокоф. Корякина. Кроме главного Престола в храме есть два боковых: по правую сторону во имя Архистратига Михаила, по левую во имя св. Евангелиста Матфея. На содержание храма получаются % с 194 руб. 50 коп., за принадлежащий храму дом, отдаваемый в аренду. Причт состоит из священника и псаломщика: в пользу его получаются % с 400 р.; для помещения причта есть церковные дома, построенные купцом с. Озер Московской губ. М. В. Моргуновым. Церковной земли 39 д.П.И. Малицкий «Приходы и церкви Тульской епархии». Тула, 1895 г. Каширский уезд, стр. 472.
Одигитриеский храм в селе Чернево является памятником архитектуры местного значения и восстанавливается компанией ООО «Коэнергия». Главное управление культурного наследия контролирует реставрацию и принимает работу. В 2017 году, в начале реставрационных работ, здесь была сделана уникальная находка, которая помогла исследователям узнать новые факты об истории села и самой церкви.
Реставраторы обнаружили древнюю надгробную плиту из белого камня, которая заменяла один из цоколей. Её сохранность поразила исследователей. Но главное удивление вызвал тот факт, что она древнее самого храма, возведённого в XIX в. Плита датирована 1662 г. Руководитель проекта реставрации Одигитриевской церкви в Черневе Олег Марков после обнаружения в этом храме древней находки начал собирать разрозненные факты из истории села.
«До начала реставрационных работ было известно,что село Чернево могло получить название от чернецов, то есть монахов, и что его передал Соловецкому монастырю некий Прохор Шорин, — рассказывает Олег Марков. — В ходе небольшого расследования стало понятно, что ещё при первых владельцах Турабьевых село уже носило своё нынешнее название — Чернево (также удалось найти и второе его название — Архангельское)». Выяснилось и то, что никакого Прохора Шорина и в помине не было, а был Семён Ширин, вероятно, столбовой дворянин. Он-то вместе со своей женой ещё при жизни передал село во владение Соловецкому монастырю в 1688 г. (нашлось упоминание этого факта в архиве Соловецкого монастыря). Сына своего Митрофана они похоронили в 1662 г. Именно его надгробную плиту мы и нашли в цоколе храма. Возможно, что у Ширина были и ещё дети. Но тот факт, что он отдал своё имение монастырю, может свидельствовать о том, что наследников у него не осталось. Перед смертью в 1711 г. Семён Ширин принял постриг в Соловецком монастыре. В качестве вклада на пострижение село и было передано обители. За это в монастыре обязаны «дондеже обитель стоит», поминать умершую чету и её родителей.
К моменту строительства каменного храма крестьянином Корякиным земли эти уже не принадлежали Соловецкому монастырю. Их секуляризировали во времена императрицы Екатерины Второй. Попытался я разобраться и в том, как древняя плита могла оказаться в цоколе нового храма? Её могли заложить в качестве строительного материала. Возможно, как захоронение одного из последних владельцев храма, сына того, кто передал это село в ведение Соловецкого монастыря, она могла находиться и внутри старого храма. Вполне возможно, что рядом со старой деревянной церковью находилось захоронение младенца Митрофана Ширина, а может быть, и склеп всего рода Шириных. Замурованная в стену храма плита подтвердила историю древних дворянских родов, владевших селом, и даже позволила сделать предположения относительно названия современного каменного храма.
Первый владелец села Чернево Никифор Турабьев получил свою вотчину в 1613 г. за выслуги перед Отечеством. Вполне возможно, что эти выслуги были как-то связаны с освободительной борьбой против польских интервентов. Ведь именно в этом году новый царь Михаил Романов раздавал жалованные вотчины дворянам, проявившим себя в войне. Подтверждением этому факту может быть и то, что Чернево находится рядом с Зарайском, воеводой в котором был князь Димитрий Пожарский. Именно из служивых людей этого города он собирал своё Первое ополчение. Сын Никифора Турабьев погиб во время неудачной осады русскими Смоленска в 1632 г. По всей видимости, все эти события могли остаться в памяти потомков и побудить их дать название новой церкви в честь Смоленской иконы Божией Матери, именуемой «Одигитрия». Так что теперь благодаря проводимой реставрации будет не только восстановлена святыня, но и восстановлена история самого села.
Из статьи «Смоленский храм в Черневе». Московские Епархиальные Ведомости. № 2/18 стр.43