Чернавино. Церковь Василия Великого.

Церковь Василия Кесарийского построена в 1686 г. на фундаменте церкви XIII в.

Напротив Староладожской крепости на противоположном берегу Волхова расположена деревня Чернавино. В жалованной грамоте 1555 года на этом месте упоминается монастырь. В монастыре тогда было две церкви — деревянная «на каменной подошве» Благовещенская, каменная Василия Кесарийского и деревянная колокольня «на восьми столбах». В 1686г. обветшавшую церковь разобрали, а на ее фундаменте, на деньги дворянина Тихона Ивановича Бестужева построили новый храм. Стены храма сложены из плит. У западного фасада пристроено крыльцо, с южной стороны расположен небольшой Благовещенский придел с открытой папертью. Главный придел и трапезная покрыты двускатной крышей. Небольшая главка венчает глухой барабан. Западный портал и окна украшены фигурными обрамлениями из кирпича. Монастырь был упразднен во время екатерининских реформ в 1764 году. После этого церковь стала приходской. В советское время церковь закрыли, в здании устроили сельский клуб. В 2004г. храм закрепили за женской монашеской общиной. В 2006г. проводились реставрационные работы по восстановлению фасадов: поверхность заново оштукатурена и покрыта современными материалами. Работы проводила компания «Лапин Энтерпрайз».
По статье в журнале «Вода живая» № 1 2008г.

Село Васильевское в 160-ти верстах от Петербурга, в 12-ти от Новой Ладоги; в четверти версты от правого берега Волхова, на высоте 20-ти сажень над рекою. Оно расположено против мужского Староладожского монастыря. Так как на месте погоста было когда: то Валаамское подворье, под именем Васильевского монастыря, то можно полагать, что первыми обитателями здешнего места были валаамские иноки, спасшиеся сюда при разорении их обители в конце 16-го века. Это подтверждает синодик, хранившийся некогда в здешней церкви, а потом взятый на Валаам. До 1857 года здесь была деревянная церковь Преображения, построенная, как значится на доске, хранившейся в церкви, в 7192 (1684) году при Феодоре Алексеевиче, патриархе Иоакиме и митрополите новгородском Корнилии. А надпись на деревянном кресте, стоявшем в алтаре этой церкви, свидетельствует, что крест водружен «в церкви Боголепного Преображения 7190 (1682) года, генваря в 8-й день».
В 1857 г. по указу духовной консистории от 23-го мая, за № 3131, церковь перенесена на Валаам. Туда же взяты крест и доска. Но так как местность эта издревле называлась погостом, то и церковь явилась здесь во времена очень отдаленные. Даже нынешний храм носит на себе признаки несомненно глубокой древности. Он имеет в устройстве своем черты новгородских храмов 11-12 веков, как-то: трехчастное разделение алтаря, существование полатей или хор, толщина стен, кладка их из камня и плиты, устройство главного престола из камня и помещение жертвенников в стенных впадинах. Всех этих свойств нет в позднейших строениях, особенно в последней половине 17-го века. На это же время указывают и клировые ведомости, и синодик, веденный иноками Валаамского монастыря, временными насельниками Васильевской обители. В клировых ведомостях пишется: «храм построен в 1670 году, при державе благоверного государя царя и великого князя Михаила Феодоровича (Алексея Михайловича?), при митрополите Макарии Великого Новогорода и Великих Лук, рачением Боголюбивых православных христиан приходскими людьми».
В синодике: «192 года по вере и обещанию построил в Ладоге, в Васильевском монастыре, церковь Божию каменную, с трапезою, во имя Василия Кесарийского и освящена в 194 году, генваря в 28-й день, раб Божий Тихон, сын Бестужев, с женою и детьми, для своего спасения и родителей своих вечного поминовения, и кто в тое святые обители вииредь будут игумены или строители и братия, им бы пожаловать во святых своих молитвах за нас грешных Бога молить и родителей наших поминать». Показание клировых ведомостей взято, конечно, из синодика, а здесь монахи, вместо исправления храма Бестужевым, нависали построение храма, так как в старину возобновление и исправление церквей называлось построением. Вероятно до каменной церкви была здесь деревянная; так было везде. Даже в самом Новгороде первый собор был деревянный. А церковь была необходима для жителей правого берега Волхова, потому что прочие поселения хотя и входили в пределы Обонежской пятины, но церкви их находились на левом берегу Волхова, в пятине Вотской; каковы были: Климентовская, Ильинская, Михаило-архангельская. Таким образом от Троицкого монастыря на Златыне, находившегося в 5-ти верстах от устья Волхова, до Гостинопольского монастыря, отстоявшего на 35 верст, т.е. на пространстве 30-ти верст, не было бы ни одного храма, что трудно предположить при густоте берегового заселения, неудобстве сообщения с левым берегом не только весной и осенью, во и зимою, так как на Волхове, при оттепелях, образуются значительные полыньи, а иногда и вовсе не бывает льду. Предполагать, что существовала здесь с первых веков христианства в России, церковь можно потому, что погост, как известный округ, не мог зависеть от другого погоста, даже в духовном отношении, во избежание смешения. От того, вероятно, описываемый нами погост и не имел никакого другого названия, кроме «Васильевский», как и Климецкий или Ильинский, тогда как другие, кроме церковных, носили и другие названия, как-то: Городенский, Песоцкий, Теребужский, на Пороге, с Городища и т. п.
Итак, Васильевская церковь была одною из древнейших церквей здешнего края, хотя и не входила в состав города, как входили Пречистенская, Климентовская и Георгиевская. Нынешний храм, судя по употребленному на него материалу, построен никак не позже 14-го века и может быть создан новгородским архиепископом Василием, в честь тезоименитого ему святителя, как делали многие князья, владыки и посадники новгородские. Сходство Васильевского погоста с церквами новгородскими, построечными сим святителем и его преемником, св. Моисеем, как-то: Ковалевскою, Волотовскою и др. подтверждает эту загадку. Св. архиепископ Василий скончался в 1352 г. А так как каменные церкви, особенно около этого времени, и в самом Новгороде строились по преимуществу в монастырях, то можно полагать, что и здешний храм построен был в монастыре прежде существовавшем, или вновь учрежденном в конце 15-го века. Память о нем сохранилась только в названии земель и служителей «монастырскими».
Храм во имя св. Василия Великого имеет придел Благовещения. В главном алтаре престол каменный, высотою в 1 аршин 6 вершков, длиною и шириною в 1 аршин; в приделе — деревянный, на 4х столбах, вкопанных в землю. Высота и длина его 1 арш. 5 вершк., ширина 1 арш. 4вершка. Антиминсы на престолах новые, освященные митрополитом Никанором 1853 г. декабря 20-го дня. Жертвенники устроены не на столиках, как обыкновенно, а в стенных впадинах. В храме достопримечательны: 1) серебряный вызолоченный крест, с частицами мощей, дар помещицы Долгосабуровой в 1843 году; 2) крест, с частицами от мощей Антония Римлянина и от гроба Александра Свирского. На нем надпись: «лета 7172 (1664), июня 21-го, сделан бысть сей крест в Ладогу, в Васильевской монастырь, повелением Духова монастыря архимандрита Киприана по своих родителех». 4) Иконы в иконостасе древнего греческого письма. Все они поновлены, кроме иконы Василия Великого; 4) серебряный ковш, чеканный, внутри вызолоченный, оловянный ковчег и два оловянных блюдца, с именем архимандрита Киприана; 5) Евангелие в лист, изд. в Москве при Феодоре Алексеевиче и при патриархе Иоакиме в 1677 году; 6) Апостол в лист, изд. в Москве в 1684 году; 7) два служебника в полулиста, изданные в Москве, один в 1676 году, другой — в междупатриаршество; 8) Требник большой, в лист, изд. в Москве в 1680 году. В церкви находятся планы и межевые книги генерального межевания 1778 г. сентября 11го дня. Кроме старой церкви во имя св. Василия здесь есть новая каменная церковь, во имя Преображения, освященная 26-го января 1871 года. До 1843 г. причт состоял из священника, дьячка и пономаря; в 1843 г. пономарская вакансия уничтожена.
Из прежних священников известны: Никита Минин (+ 1797 г.), Дмитрий Никитин (+ 1831 г). С 1831 по 1839 года были «входящие» священники, потом — Иоанн Иоаннов, умерший за штатом в 1859 году; Александр Казанский. Ныне священствует Петр Лавров, окончивший курс, по 2 разряду, в С.-Петербургской духовной семинарии. До штатов причт содержался доходами от земли и платою за требы; по штатам получает 220 р. — оклад 6 класса. Из церковной земли пахотной 11 дес. 2,273 саж., сенокосной 20 дес. 866 саж. Из всего этого количества на долю священника приходится 21 дес. 292 саж.; дьячку 10 дес. 1,846 саж.
При церкви есть деревянная сторожка. Причт живет в собственных домах. Приход граничит: с севера и запада Волховом с востока — Изсадским приходом, с юга — Ильинским. Всех прихожан по клир. ведомостям 1883 г. считается муж. 214 и 247 женск. пола. К приходу принадлежат деревни: Заколомье, Турковшина, Сельцо Ефремовское, Горчаковшина, Кустково, Борихино, Гутово, Чернавино и Лопино. В приходе есть две пустоши: Свяхино, на месте прежней деревни Чернавино и Самыловщина или Самуиловщина, и принадлежащая г. Богданову. Кроме Волхова в приходе есть река Златынка и ручьи — Глубокий и Корповский. Кроме хлебопашества многие прихожане занимаются ловлей рыбы на Волхове. Грамотных до 20 человек. Школа открыта в 1850 г. священником.
Кроме общих и храмовых праздников, крестьяне празднуют праздник Преображения и пятницу Варлаамовскую, т.е. 9-ю после Пасхи. В этот день бывает три крестных хода. Один после утрени, в деревню Лопино, другой после литургии, в дер. Чернавино, третий, вечером — в деревню Сельцо. Крестный ход сопровождается окроплением св. водою народа и скота. Эти крестные ходы установлены в память свирепствовавшей в 1862 году сибирской язвы. В деревнях Гутове и Кусткове бывает крестный ход 8-го июля по тому-же случаю. Эти деревни празднуют также св. Николаю Чудотворцу; в Горчаковщине празднуют Покрову, может быть в честь храмового праздника в соседнем селе Подбережье. На кладбище при церкви, кроме крестьян, погребен род Бестужевых.
Часовен две: в Чернавине — Василия Великого и в Гутове — Николая Чудотворца и св. Власия. На кресте, находящемся в Гутовской часовне, вырезан 7192 (1684) г. В приходе был когда то «Городок», на кряже реки Волхова и ручья Корповского. Здесь жил воевода Бестужев. Тут теперь усадьба Корпово, владение Бестужевых. По берегу Волхова стоит множество сопок.
«Историко-статистические сведения о Санкт-Петербургской епархии» (Вып. VIII, IX и X, Спб, 1884-1885 гг.)

Чернавинский скит, или Васильевский женский скит деревни Чернавино, находится на противоположном берегу реки Волхов в деревне Чернавино, напротив села Старая Ладога. Скит основан при церкви Святителя Василия Великого Кесарийского, и его духовно окормляет братия Никольского монастыря. В переписных оброчных книгах 1499 года поселение называлось село Васильевское, в честь храма, который был выстроен в этих местах в первой половине ХIV века, во времена правления Новгородского архиепископа Василия.
В 1555 году храм, который, вероятнее всего, первое время был приходским, был уже в составе Васильевского монастыря. В 1611 году Никольскому монастырю сильный урон нанесли шведы. Но более всего от вражеского нашествия пострадал Валаамский монастырь, который остался на шведской стороне, поэтому часть братии с острова Валаам укрылась в полуразрушенном Васильевском монастыре. В 1684 году в обители был выстроен каменный храм Святителя Василия Великого с приделом в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, существующий и поныне. Кроме него на территории обители был выстроен деревянный на каменном основании храм Преображения Господня (разобран и перевезён на остров Валаам в 1857 году, а на его месте выстроен кирпичный храм с тем же посвящением в эклектичном стиле).
В 1764 году монастырь был упразднён, а его церкви действовали как приходские. В 1937 году молитва в храмах была запрещена, а в 1940-м церкви и вовсе закрыли. В них устроили зернохранилище, а после — сельский клуб. В 2004 году храмы Святителя Василия Кесарийского и Спаса-Преображения закрепили за Свято-Никольским Староладожским мужским монастырём и тогда же в нём начали организовывать женский скит и возрождать монашескую жизнь. Храм Василия Кесарийского — главный храм скита — имеет небольшие размеры. Это одноапсидная бесстолпная церковь. Главный вход в храм расположен с западной стороны, где к основному объёму примыкает трапезная с небольшим крыльцом. С южной стороны храма находится придел Благовещения Пресвятой Богородицы. Главный барабан главы вместо окон имеет узкие прямоугольные ниши. Кровля на храме тесаная деревянная. Основной материал, из которых выстроен храм, — местный известняк.
Скорее всего, строителем церкви был человек, знакомый и с псковской архитектурой, и с церковным деревянным зодчеством Русского Севера в целом. Так, в облике храма Василия Великого мы видим и типичные черты новгородских храмов ХI-ХII веков, и считываем аналогию с древнерусскими церквами клетского типа, столь характерного для северных церквей. Престольными праздниками скита являются 19 августа — Преображение Господне и 7 апреля — Благовещение, 14 января — память святителя Василия Великого Кесарийского и 30 января — Собор вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста.
Из журнала: «Православные Храмы. Путешествие по святым местам». Выпуск № 392, ООО «Де Агостини», 2020

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?