Полноценная казачья жизнь была неразрывно связана с церковью. После крещения ребенка в храме отец брал сына на руки, надевал на него шашку, сажал на лошадь, подстригал ножницами волосы в кружок и возвращал матери, поздравляя ее с казаком. Когда у младенца прорезывались зубы, отец брал его на лошадь и ехал с ним в церковь, где служили молебен Иоанну-воину о том, чтобы сын их был храбрым казаком. Возраст до пяти лет считался наилучшим для духовного и физического развития ребенка, и воспитание его проводилось в военном духе. С десяти лет мальчик уже присутствовал на казачьем круге. В 14 лет ему покупали лучшего жеребенка, и они росли вместе, а в 19 лет он был уже полностью экипирован и готов к службе. Поэтому как только казачьи переселенцы обустроились на новом месте, они стали искать, где находится ближайшая церковь, начали расспрашивать и узнали, что за 40 верст от них, в селе Спасском, имеется храм Спаса Нерукотворного, который был построен генералом Мансуровым в 1814 году. Петропавловская крепость находилась еще дальше.
Поначалу пробовали добираться туда сами, но это было затруднительно, особенно зимой, когда буран и вьюга заметают все вокруг до такой степени, что один казак заблудился, замерз в дороге и лишился жизни, а другой – лошади. По этой же причине священник не мог приходить так часто, как это требовалось. Поэтому случалось, что старики и тяжелобольные умирали без исповеди и святого причастия, а младенцы – без крещения, приходилось их хоронить без должного христианского погребения, что безмерно огорчало казаков. Молодежь стала причащаться редко, из-за чего многие стали терять страх Божий и охладевать к православной вере, а без этого немыслимо нравственное воспитание.Собрав казачий круг, новоселы приняли твердое решение построить церковь в честь Казанской иконы Божией Матери на свои собственные средства, чего бы это ни стоило. В этом благом деле к ним присоединились жители села Александровка. Было написано несколько ходатайств Его Преосвященству Иоанникию, епископу Оренбургскому и Уфимскому. Казаки также просили направить к ним священника. Их просьбы и молитвы были услышаны; закладка церкви состоялась 10 февраля 1837 года священником Алексеем Розановым.
Началась разработка проекта. Вначале казаки хотели выстроить каменный храм (как на их исторической родине), но у них не было специального оборудования и печи для обжига, поэтому камень нужно было закупать и привозить издалека, что было слишком дорого. Поэтому церковь решили строить деревянную, из сосновых бревен, на каменном фундаменте для прочности. Стали вскладчину закупать лес, но денег было недостаточно из-за малочисленности населения. В 1840 году в деревне было 115 дворов на 432 человека. После закладки церкви население стало увеличиваться. 24 ноября 1842 года приказом № 169 по Оренбургскому казачьему войску 516 душ было зачислено в казаки. В связи с этим в пожизненное пользование новым казакам (согласно положению о казачьем землепользовании) было выделено по 30 десятин на душу, всего 15 480 десятин. В этом же году формируется постоянный казачий отряд Оренбургского войска для несения государственной службы. Черкасские казаки несли пограничную службу в пикетах (сторожевых постах) на Красной горе. В 1844 году из епархии прислали нового, инициативного благочинного священника Иоанна Колокольцева. При нем было выделено 99 десятин земли для прихода, неоднократно проводилась перепись населения для сбора добровольных пожертвований, он исправил все недочеты в строительстве и внес свои коррективы согласно одобренному Святейшим Синодом плану. Казаки поклялись построить ему новый добротный дом, ежегодно собирать по пуду хлеба с венца, независимо от урожая, и исправно оплачивать все требоисполнения, чтобы обеспечить безбедное существование священника.
Как в любом богоугодном деле, не обошлось без искушений: проект дважды изменялся, долго искали иконописца, который бы писал в древнегреческом стиле, достойно и боголепно, и наконец в 1848 году церковь была полностью обустроена и готова к освящению. В этом же документе Государственного архива Оренбургской области (ГАОО) есть подробное описание церкви. «Церковь без приделов, холодная, зданием деревянная, на каменном фундаменте, с таковою же колокольнею, покрыта жестью под зеленою краскою, шпицы и главы на церкви и колокольне с крестами обиты аглецкой (английской) жестью, полы в ней деревянные, снаружи обита тесом, покрашена свинцовой на масле краскою, окна закрываются ставнями и болтами. Имеет три входа: с западной, южной и северной стороны с одинарными дверьми, при коих имеются приличные запоры. Крыльцо из гребенского камня, кругом обнесена деревянною оградою, окрашена внизу черною, сверху красною на масле краскою, в ограде ворота с западной стороны, с северной калитка. Снаружи двери и ставни окрашены зеленою на масле краскою. Иконостас с колоннами столярной работы под белою масленою краскою. Царские врата, калитка и ризничная украшены, вызолочены на полимент. С должным приличием украшена святыми иконами, благоговейно снабжена 8 богослужебными книгами, утварью и ризницей в достаточном количестве»…
До революции в церкви служил священник Илья Шевцов. Человек он был глубоко верующий и троих детей своих (Ивана, Анастасию и Ольгу) воспитывал благочестивыми христианами. Очень уважали его односельчане, часто обращались к нему за советом… В это лихое время по неустановленной причине загорелась и Черкасская церковь. Полностью сгорел алтарь и средняя часть, в целости остались лишь трапезная и колокольня. В 1920 году с целью восстановления храма (в том же виде и на том же фундаменте) был прислан очень образованный, деятельный священник Владимир Чиликин. Он и осуществил восстановление храма – в те годы это был подвиг. На освящение храма приезжал из Оренбурга архиепископ Дионисий. Он был восхищен церковью, и после ее освящения отца Владимира перевели в Оренбург для служения в Казанском соборе на должности настоятеля и ключаря храма. Впоследствии Патриархом Московским и всея Руси Тихоном он был удостоен сана протоиерея и награжден митрой и серебряным крестом с бриллиантами. В этом же году в священники был рукоположен Феодор Шевцов (до этого он вместе с сестрами пел в церковном хоре и обладал очень красивым голосом). До 1930 года служил в церкви, а затем его раскулачили: все имущество, хозяйство разграбили, жену Наталью Платоновну (в девичестве Базарову) с шестерыми детьми выгнали из дома. Храм работал до 1930–1931 годов. Потом его закрыли…
Радоница в 1964 году пришлась на 12 мая, а церковь подожгли в ночь с 13 на 14 мая, когда о. Фома находился у Владыки Михаила в Оренбурге. Сомневаться в том, что это был умышленный поджог, не приходится…
По материалам издания: Дивен Бог во святых Своих. – Оренбург, «Димур», 2011, http://baklykov.info/pravoslavie/tserkov-kazanskoj-ikony-bozhiej-materi-v-sele-cherkassy-saraktashskogo-rajona.html