Череповец. Собор Троицы Живоначальной.

Кирпичный храм, выстроенный в 1758-1781 гг. Располагался к юго-западу от Воскресенского собора. Первоначально двухэтажная одноглавая постройка с Сергиевским престолом внизу и Троицким вверху. В 1792 г. пристроена трехъярусная колокольня в стиле классицизма, в 1807 г. северный придел Кирилла Новоезерского, в 1885 г. Троицкий придел перенесен на первый этаж. В 1933 г. разобрана колокольня, в 1934 г. храм закрыт, использовался в хозяйственных целях. Решение о сносе принято в 1947 г., сломан в начале 1950-х гг.
По материалам сайта «Храмы России»

В 1758 году игумен Феофилакт испросил у епископа Вологодского и Белозерского Серапиона благословенную грамоту на сооружение теплой каменной церкви с трапезою и разрешение на сбор подаяний на эту постройку иеродиакону монастыря Софронию. В 1761 году игумен Феофилакт и строитель монастыря крестьянин Иван Семенов заключили договор с крестьянином Ярославского уезда Иваном Федоровым на постройку каменной церкви по образцу храма ярославского Афанасьевского монастыря “за сто рублей на монастырских харчах”. Престол теплого храма во имя преподобного Сергия Радонежского освятили в том же году. В 1763 году вновь заключили договор с тем же крестьянином на надстройку второго этажа над Сергиевской церковью за шестьдесят рублей. Второй холодный престол, по монастырской традиции посвященный Троице, освятили лишь в мае 1781 года, уже после упразднения монастыря.
С упразднением монастыря строительство еще более оживилось. В 1792 году по резолюции митрополита Новгородского и Санкт-Петербургского Гавриила в ответ на просьбу прихожан при Троице-Сергиевской церкви, встык с ней, выстроили каменную трехъярусную колокольню, увенчанную конусовидным куполом и главкой со шпилем. В куполе поместили часы с боем. На площадке звона размещалось семь колоколов, из них самый большой весил семьдесят семь пудов. На нем была чеканная надпись, которая читалась частично: “…при благополучной державе… Екатерины Алексеевны…”. Позже, в 1867 году, “иждивением” прихожан был куплен колокол весом 251 пуд 30 фунтов. Язык его весил 81,5 пуда. На поверхности были чеканные изображения Воскресения Христова, Святой Живоначальной Троицы, преподобных Сергия Радонежского и Кирилла Белозерского.
В 1807 году по резолюции митрополита Новгородского и Санкт-Петербургского Амвросия в ответ на просьбу прихожан с северной стороны Троице-Сергиевской церкви пристроили придел преподобного Кирилла Новоезерского, освященный в 1810 году. Первоначальный его вид отражает план 1807 года, выданный на право постройки придела. Алтарь его был поставлен на одной линии с алтарной апсидой придела преподобного Сергия, а декор фасадов приведен в соответствие с декором Троице-Сергиевского храма, но без замковых камней в наличниках окон. Внутренние примыкания стен на фасаде обозначались широкими лопатками, а венчающая придел глава была аналогична главам храма Воскресения… К западу от храмов возвышалась рубленная “в замок” колокольня, увенчанная шатром с главой и крестом, по подобию завершения Воскресенского соборного храма несшая семь колоколов: “…колокол благовестнои, большой, сорок пуд, да шесть перечасных, четырнадцать пуд”.
…Не остался без внимания и Троице-Сергиевский собор. С южной стороны к нему в 1867 году сделали прикладку во всю длину храма, аналогичную Кирилловскому приделу. Разница была лишь в том, что престола в пристройке не было, потому что там разместили соборную ризницу. В результате первый ярус колокольни оказался обстроенным с двух сторон, а сама она статичной. Облик храма в его новой интерпретации запечатлен на открытке конца XIX века и трех фотографиях 1928 года…Многократно построенные храмы бывшего монастыря казались на первый взгляд такими новыми, что не произвели впечатления на известного ученого, архитектора и искусствоведа П. Покрышкина, посетившего город Череповец в 1918 году. Он отмечал в отчете археологической комиссии, что Троицкий собор “внутри так обновлен, что кажется построенным в конце XIX века”. Из старинных вещей, бывших в нем, им отмечены: икона “Сергий Радонежский” XVII века, икона “Спас Нерукотворный” в окладе XVIII—XIX веков, икона “Иоанн Богослов” “фряжских” писем XVIII века, икона “Усекновение главы Иоанна Предтечи” рубежа XVIII-XIX веков работы местного иконописца Дмитрия Подшивалова. Из икон особо чтимыми считались стоящие в трапезе на правой стороне образ Богоматери Тихвинской и образ Богоматери “Утоли моя печали” со стоящими в молении святителем Николаем, святым Харлампием, святым Никандром, преподобным Сергием Радонежским, Кириллом Белоезерским, Кириллом Новоезерским, Филиппом Ирапским, Зосимой и Савватием Соловецкими, Феодосием Печерским, Феодосием Тотемским, Онуфрием Великим, Иоанникием Великим, Афанасием Печерским, Ермием пресвитером, Иовом Многострадальным, великомучениками Георгием и Никитой, великомученицами Екатериной и Варварой, а также образ Николая Чудотворца и образ Покрова Пресвятой Богородицы (храмовый бывшей надвратной церкви). После всех ремонтов, в том же 1846 году, были освящены Сергиевский храм — 22 сентября, Кирилловский — 14 октября.
После октябрьских событий 1917 года наступает новая полоса в истории Воскресенского и Троицкого соборов. С 1923 года и до закрытия в 1933 году собор Воскресения Христова был захвачен обновленцами-раскольниками, здание не ремонтировалось. К собору были приписаны церковь Покрова Богородицы на Коржавском кладбище и церковь Николая Чудотворца (закрыта в 1929 году) в Матурине. Приход собора составляли: город Череповец, деревни Матурино, Яконское, Борок, Большое Шубацкое, Обухове. Имущество храма после закрытия было расхищено и уничтожено, ликвидированы главы собора и церковная ограда. Троице-Сергиевский собор с колокольней, как “грозившие падением”, снесены в начале 1930-х годов. В годы Великой Отечественной войны в храме находилась мастерская по ремонту авиационных моторов. После войны собор возвратили верующим в состоянии запустения и мерзости, обезглавленным и без внутреннего убранства. Однако попытки закрыть храм и даже снести его предпринимались неоднократно и после этого. До 1988 года он стоял с деревянным крестиком на крыше, затем было восстановлено венчавшее его пятиглавие. Иконостас, относящийся к XVIII—XIX векам, и напольные киоты были перенесены в храм из закрытой в 1960-е годы церкви Воскресения Христова в селе Степановском. К 1991 году вокруг собора восстановили ограду по старому рисунку, но уже не в прежних границах. В 1992 году резьба иконостаса была заново позолочена, но утратила прежний таинственно мерцающий золотой тон. Благодаря стараниям простых русских верующих собор был спасен и вновь, как прежде, возносит ввысь свои золотые кресты, благовествуя людям вечную истину и неся веру — залог нашего спасения и возрождения.
По материалам: М.Ю. Хрусталев. Воскресенский Череповецкий монастырь по архивным и иконографическим источникам XVIII—XX веков. — Череповец. Краеведческий альманах №2, 1999

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?