Череповец. Часовня иконы Божией Матери «Живоносный источник».

Построена в 1880-х годах на берегу Ягорбы около родника на месте обветшавшей деревянной часовни XVIII века. Вокруг часовни стараниями И.А.Милютина был устроен сад. В советское время использовалась как электростанция, затем как сушильная камера лесопилки. Источник был забит глиной и камнями. В 2001 году началось восстановление часовни. Восстановлено здание часовни и киворий над бывшим источником.

Облик провинциального Череповца сохранили лишь видовые открытки и фотографии конца XIX — начала XX века. На них запечатлены и три городские каменные часовни, хотя и не отличавшиеся особым архитектурным изыском, но игравшие важную градо-образующую роль. Самая ранняя из них по времени основания, в честь иконы Богоматери «Живоносный Источник», находится на правом коренном берегу реки Ягорбы. Прежде на ее месте находилась сооруженная еще в XVIII веке ветхая деревянная восьмигранная шатровая часовня того же наименования. Внутри часовни был заключенный в сруб родник, над которым стояла икона. Историю появления на этом месте часовни никто из горожан не помнил уже в XIX веке, и называли ее просто «Источница». И. Ф. Тюменев, путешествуя по Мариинской водной системе, побывал и в Череповце. Интересуясь историей храмов Пошехонья, он попытался и здесь отыскать остатки старины: «Нет ли у вас в городе старинной церкви какой или часовни? — обратился я к извозчику. — Есть Источница, старая. — Вези к Источнице. Он свернул направо, проехал в конец города и привез нас на берег речки (кажется, носящей название Ягорбы). Там стояли две часовни, одна новая, каменная, и другая деревянная, очень ветхая. Окна в ней были забиты досками. Сквозь щели мы могли рассмотреть в полу часовни четырехугольный обруб колодца; пол весь в дырьях и сильно перекошен; на стене большая икона «Положение во гроб». — Это и есть Источница? — Это и есть. — А по какому случаю она тут поставлена?
— Не знаю. — Может быть, что-нибудь про нее рассказывают, старину какую-нибудь? — Нет, ничего не слыхал».
В 80-х годах XIX века на средства Воскресенского собора и пожертвования прихожан была построена каменная часовня с прежним наименованием, крестообразная в плане. Она несла на своих фасадах лаконичный декор, который в отдельных своих деталях содержал поздние классические реминисценции. Интересно то, что часовня ориентирована по сторонам света, — это в практике часовенного строительства обычно не соблюдалось и, по существу, превращало Источницкую часовню в небольшой храм. Тем не менее иконостаса в ней не было никогда, а пространство восточной части креста заполняли напольные киоты с иконами и стоящими перед ними подсвечниками и аналоем в центре. Интерьер часовни был достаточно скромен: лепной карниз несложного профиля опоясывал весь периметр здания, а в средокрестии был выполнен из алебастра круглый лепной плафон под паникадило. Внутреннее пространство освещалось арочными окнами, по четыре на северном и южном фасадах. Завершал здание восьмигранный шатер на таком же основании, увенчанный барабаном и главкой с перехватом в основании, которая была крыта железом в виде ромбов.
Ниже часовни, с юго-восточной стороны, над бьющим из недр земли источником возвышался краснокирпичный киворий на рустованных столбах, перекрытый на восемь скатов и увенчанный главкой. Построен он был в самом конце XIX века. При звоне со всех городских колоколен и большом стечении молящихся крестный ход проходил от Воскресенского собора и всех храмов города к часовне и завершался водосвятным молебном с чтением акафиста празднуемой иконе. Городская святыня была обнесена палисадом и окружена Источницким садом. Рукав старого русла реки Ягорбы, подходивший к часовне, в народе назывался «Старухой».
В 1924 году Источницкую часовню закрыли и тогда же отремонтировали и приспособили под нужды городской электростанции. Впоследствии в ней разместили сушильную камеру лесопилки, полностью нарушив интерьер. Святой источник был забит глиной и булыжником. И сейчас единственная из городских часовен, Источницкая, лишена завершения, территория вокруг захламлена, вблизи проходит нитка городского коллектора. Проект восстановления предусматривает разборку остатков здания и возведение его вновь, что превратит часовню в новодел, не имеющий ничего общего с архитектурным наследием прошлого. Выход видится в устройстве дренажной системы, организованного водоотвода и планировки территории в пределах зоны памятника.
М. Ю. Хрусталев «Часовни города Череповца». Череповец: Краевед. альм. Вып. 3. — Легия, 2002.

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?