Черемисское. Церковь Богоявления Господня.

Более двух тысяч жителей насчитывает ныне старинное уральское село Черемисское Режевского района . Каменный трехпрестольный храм в честь Богоявления был заложен здесь еще в 1841 году. Как многие другие храмы Режевской земли, он возводился в стиле «уральского барокко», отличался богатым внутренним убранством и был настоящим украшением всей округи.

С приходом к власти большевиков храм был закрыт в 1930-е годы. Долгие десятилетия в нем размещается сельский клуб. Церковное здание перестроено — в первозданном виде остался лишь притвор, другие помещения претерпели перепланировку. В дни больших церковных праздников жителям села приходится отправляться на богослужения в другие населенные пункты Режевского района , где есть действующие храмы.

По благословению архиепископа Екатеринбургского и Верхотурского Викентия с начала нынешнего года в Черемисском началось возрождение приходской общины. Отныне сельчане будут находиться под духовным окормлением священнослужителей храма во имя Святого Иоанна Предтечи города Реж.

Источник информации — http://www.ekaterinburg-eparhia.ru/temples/ regionaltemples/berezovskoe/at656

История закрытия Богоявленской церкви с. Черемисского Режевского района Свердловской области.

Данный материал составлен по хранящимся документам в ГАСО г.Екатеринбурга и Архивного отдела г.Режа.

14 апреля 1923 года – составляется и подаётся заявление членов исполнительного органа и членов учредителей Богоявленского религиозного общества в с.Черемисском Екатеринбургской губернии и уезда в Отдел Управления Екатеринбургского Областного исполкома о регистрации Богоявленского религиозного общества согласно пункта 3-го инструкции о порядке регистрации религиозных обществ, отмеченной в №15 «Известий» Екатеринбургского Губисполкома за 1923 год.

***Возможно, документы направлены в Екатеринбургское духовное правление, Екатеринбургской духовной консистории для передачи в Облисполком с ходатайством на регистрацию. В связи с противостоянием церкви и новой власти документы пролежали в Екатеринбургском духовном правлении до момента принятия решения властей о закрытии религиозных заведений, которое активно началось в 1927 году.

10 мая 1927 г. – утверждён и зарегистрирован Административным отделом Свердловского Окрисполкома (ОКРИК) устав Богоявленского религиозного общества с передачей в бессрочное пользование Богоявленского храма с.Черемисского

***После того, как православное религиозное общество получило в бессрочное пользование Богоявленский храм в с.Черемисском, началось активное гонение служителей культа и православных прихожан. Некоторые жители села, негативно относящиеся к православию и религии, во главе с председателем Черемисского с/совета Буториным Николаем Ефимовичем с сентября 1927 года начали активно собирать и передавать в Реж РИК данные о деятельности религиозного общества.

***Или по устному распоряжению высших органов власти, или по ненависти отдельно взятых граждан и руководителей Черемисского с/совета, но к 1929 году деятельность законно-разрешенного православного религиозного общества была разрушена и не имела такого влияния как в 1927 году. Меры, проводимые Советской властью по закрытию церквей, против зажиточных кулацких частников и активных православных христиан (служителей православного культа), ведущих по их словам контрреволюционную пропаганду среди колхозников, сделали своё дело и большая часть крестьян начала принимать сторону действующей власти. Чувство страха за свою жизнь и жизнь детей позволило скрывать любую привязанность к православной религии, хотя в каждом доме оставались и находились православные иконы, а так же сохранялись обычаи православной жизни, которые дошли и до нашего времени.

Дальнейшая судьба Богоявленской церкви отражена в протоколах заседаний президиумов, пленумов и общих собраний граждан с. Черемисского, которая стала отражаться с 1928 года.

18 августа 1929 г. – Протокол общего собрания граждан с. Черемисского постановляет «……разбитое колоколо считать целесообразно снять и продать в счёт 3-го заем. индустриализации и облигации ….»

05 мая 1929 г. – Протокол № 2 Заседания Президиума Черемисского с/совета.
слушали: п.4 — О снятии колокола с церкви, в виду его непригодности. постановили: с/совету договориться о разрешении снятия колокола и поручить подыскать спеца для снятия колокола….

***Большим значением послужило постановление о закрытие Богоявленского храма в Режевском заводе, (г.Реж) Режевской месности, Свердловского округа. (30.09.20-18.02.1930 г.г.) Одноимённое название храмов, могло поспособствовать дальнейшему решению данного вопроса.

11 сентября 1930 г. – выписка из протокола № 24 Расширенного заседания президиума Черемисского с/совета. слушали: п.3 – О рассмотрении сметы по переоборудованию здания бывшей церкви под здание с/совета ….договориться с Реж РИКом и партийной частью Райкома о утверждении намеченной сметы. постановили: В основном смету по переоборудовании здания б/церкви под здание для организации с/совета в 2500 руб. Просить Райисполком выделить 1500 руб. и 1000 руб. с/совет выделяет из вновь проведённого самообложения 1930 -1931 г.г.

***Церковное здание оставалось стоять бесхозным, т.к. гонения на церковь продолжались и делали своё дело. За одну ночь всё ценное церковное имущество исчезло из церкви (со слов моего деда Гудкова П.П.), а простые иконы были сброшены в амбаре соседнего дома.(помнят многие старые жители села)

09 января 1936 г. – Протокол № 1 Президиума Черемисского с/совета. Присутствовало 42 человека. слушали:п.1 – О состоянии культурно-массовой работы. постановили: В целях выполнения решения Обкома ВКП(б) полагаем провести следующие мероприятия: 1. Под колхозный дом культуры (КДК) использовать помещение бывшей церкви, для чего в течении января, февраля месяцев провести следующие мероприятия – дооборудовать: а) поставить звуковое кино; б) достроить радио-узел; в) составить смету на организацию 5-6 комнат для кружковой работы…… послать материал на утверждение в ОБЛАНО

14 ноября 1936 г. – Протокол № 19 Заседания Президиума Черемисского с/совета Режевского района слушали: п.1 – Утверждение постановления культурной секции о достройке КДК в с.Черемисском. постановили: 1. Президиум с/совета одобряет решение культсекции от 13/XI-36 г. требующего быстрейшего окончания строительства КДК…. 2. Президиум отмечает, что строительство выполнено на 70%, а именно; а) изготовлен зрительный зал; б) изготовлен и работает радиоустановка; в) оборудована и работает библиотека.

***Что произошло за эти два года, но выполнение решения Обкома ВКП(б) было приостановлено. Самые страшные годы репрессий 1937-1938 г.г. не позволили принимать никаких кардинальных решений, тем более, что Н.Е.Буторин был арестован и осуждён, а за что – это пока не ясно, как и не известна его дальнейшая судьба. Срок ИТЛ совпал с началом ВОВ.

12 марта 1940 г. – Решение № 3 Заседания Президиума Черемисского с/совета слушали: Утверждение договора по сломке колокольни с бывшей церкви с колхозниками колх. «Красный Октябрь» постановили: Договор на сломку колокольни с бригадой колхозников колх. «Красный Октябрь» полностью утвердить.

***Исполняя решение Обкома ВКП(б) о создании в сёлах культурных учреждения и о докладе в РИК о составлении сметы переделки б/церкви, которая не была закрыта Окрисполкомом (ОКРИК), а лишь передана в бессрочное пользование православной общине, у Президиума Черемисского с/совета и РИК обратного пути уже не было, т.к. невыполнение данных решений расценивалось как преступление и наказывалось жестоко. (особенно после репрессий 1937-38 г.г.) Даже за не выполнение обязательного минимума трудодней введённого в конце 30-х годов, грозила ссылка.

Выходом из данной ситуации было лишь одно, перенос КДК из б/церкви, в церковно-приходскую школу, что не нарушало принятого решения Обкома ВКП(б) и устраивало все стороны.

По рассказам местных жителей и моих родителей (1936 г.р.), КДК первоначально находилось в церковно-приходской школе, что подтверждают протокол № 13 от 14.10.40 г — снос колокольни и разбор кирпича и прот. № 14 от 12.03.39 г., когда КДК уже функционировал, и было установлено звуковое кино.

Возможно, чувство страха РИК перед Облисполкомом на основании циркуляра от 1 августа 1936 г., война 1941- 45 г.г., послевоенное восстановление страны, страх перед И.В.Сталиным*, который верил в православие, не позволило завершить переделку б/церкви в здание КДК. Лишь после смерти тов. И.В.Сталина, (март 1953 г.) напряжение ослабло, и задуманное в январь 1930 г. было осуществлено.

Окончательная переделка культового здания б/церкви завершилась только к 1 сентябрю 1953 года. Тогда был открыт Черемисский Д/К, который действует и по настоящее время.

Так же можно отметить и то, что помимо Богоявленской церкви в наличии у православной религиозной организации находились: дома священников, церковно-приходская школа (переделанная под КДК) и земли, как под этими зданиями так и для ведения сельскохозяйственной деятельности. (по словам старожил, к ним относились урочище «Елань» — луговая поляна)

Из-за отсутствия протоколов в период ВОВ (1941-1945 г.г.) история церкви (КДК) остаётся не запечатленной, но со слов моих родителей и по книге Бесовой В.М, в годы ВОВ здание б/церкви использовали как склад, для хранения зерна.

В свои годы (род. в 1966 г.), я подростком ходил на детские сеансы кино и любовался ангелочками над сценой и православной росписью на потолке. Две большие люстры украшали зрительный зал и напоминали о том богатстве, которое имела Богоявленская церковь (опись имущества от 1923 г.)

С приходом к руководству Черемисской администрации Першина А. П. данные люстры бесследно исчезли, а роспись и ангелочки были закрашены. Зачем это было нужно, можно лишь догадываться. Чувство жадности и личной наживы, за счёт другого имущества, или что-то ещё, не останавливало бездушных людей и в 1927 году, и в 1987, и в 2007 году, когда начали распродавать земли (Сапы) и растаскивать совхоз. Народ стал рушить всё то, что создавали их отцы, деды и прадеды.

Заключение: Анализируя весь просмотренный материал, можно сделать вывод о том, что деятельность православного религиозного общества с.Черемисского не была приостановлена, а Богоявленский храм (сегодня Д/К) не был закрыт органами Советской власти (Устав и договор о бессрочном пользовании № 14 от 10 мая 1927 г. Административным отделом Свердловского Окрисполкома (ОКРИК))

На сегодняшний день, согласно Федерального Закона № 327 от 30 ноября 2010 г. все незаконно экспроприированное и перепрофилированное религиозное имущество является собственностью религиозного общества и принадлежит воссозданному в 2007 г. православному Приходу в честь Богоявления Господня с.Черемисского и должна быть безвозмездно возвращена Екатеринбургской епархии РПЦ.

С уважением к истории своего села и своего края, восстановитель одной из порушенных часовен и воссоздатель местной православной религиозной организации Приход в честь Богоявления Господня с.Черемисского Помощник Председателя православного Прихода Алексей Медведев

** Все копии и выписки подтверждающих документов, а так же ссылки на архивные дела, находятся в православном Приходе с.Черемисского.

ГАСО ФР-102 оп.1 п. 387 — дело о закрытии церквей в городах и сёлах области 02.01.1927 – 04.01.1930 г.г.

ГАСО Р-2282 оп.1 п.1 – п.10, п. 33-34 – протоколы заседаний Президиумов, пленумов и общих собраний исполнительного комитета Черемисского с/совета Режевского района Свердловской области

Ф-48 оп.1 п.10 – Документы (договора, списки, описи инвентаря)………….. Богоявленского храма Черемисской православной религиозной организации за февраль – март 1927 г.

Ф-48 оп.1 п.11 – То же, Богоявленского храма Черемисской православной религиозной организации за март 1927 – август 1931 г.г.

ГАСО — Списки репрессированных Свердловской области

***Личное мнение, основано на просмотре и анализе изученных мною архивных документов.

Разрешаю использование материала в печатном издательстве. Материал был послан в местную газету, но не был опубликован. Местной администрации было отправлено не одно письмо, о возвращении церковного имущества, но всё безрезультатно.

Первая церковь в с. Черемисске  была построена в 1691г. Простояла 150
лет, в 1833г сгорела от попадания молнии.

Первый придел новой церкви построили  в 1841 году во имя св. Апостолов Петра и Павла; в 1844 году устроен и освящен второй придел во имя Чудотворцев Косьмы и Дамиана и в 1851 году устроен и освящен холодный – главный – храм Богоявления Господня.

Источники:
Архив ГАСО. Опись 6.фонд 18.дело 599
ГАПК. Ф.111. Оп.1. Д. 2418 л.80 

Белоусова Т. член РИРО. Медведев Алексей. краевед и председатель православного Прихода в честь Богоявления Господня

Церковные фрески Богоявленского храма села Черемисского.

Немного о храме.  Постройка каменной церкви в честь Богоявления Господня, была завершена в 1841 г. (клировые ведомости
Аятской церкви за 1849 г.) В 1917 году, произошла смена власти, после
чего, начались гонения на Церковь. Сохранились архивные документы доказывающие,
что храм не был закрыт новой советской властью, а был передан в бессрочное
пользование, православной общине с.Черемисское,  в 1924году.

Сейчас алтарь и колокольня снесены.  Д,К. с.Черемисского

     В мою молодость,
в некоторых местах ещё оставалась настенная роспись, украшающая большой зал
храма. Над нынешней сценой красовались два ангела, лики святых смотрели сверху,
а две большие позолоченные люстры свисали над потолком, украшая зал. С приходом
главой  администрации Першина А.П., эти
люстры благополучно исчезли, был сделан косметический ремонт, и вся эта красота
ушла под новый слой краски. Так продолжали и продолжают глумиться над
действующим храмом, обрекая себя и своих близких на Божественную немилость и
погружаясь в грехи, за богохульство над святынями.

История возрождения в храме
церковных фресок, началась во время строительства часовни во имя св. Николая
Чудотворца и сама по себе уникальна и непредсказуема, и кто её как воспримет и
расценит, тоже зависит от личного мнения. Или это знак судьбы, или простое
совпадение.

Со своей стороны могу лишь
сказать, что ничего не бывает просто так и Господь сам посылает нам знаки в
виде чего то, что и было послано. Изучая историю и предназначение открывшихся
фресок (икон), можно с уверенностью сказать о том, что их значение, в какой-то
степени затрагивает настоящую жизнь села и сегодняшнее поведение его жителей.

10 июля 2007 г в здание церкви
(ныне Д.К.) попала молния и по проводам зашла в помещение, где находился
кабинет заведующей культурным заведением. Попав в распределительный щиток и
вызвав короткое замыкание, произошло воспламенение и возгорание
распределительного щитка.

Предотвратить дальнейший пожар
помогли жители села, которые ранним утром шли на работу, а увидев всё
происходящее вызвали пожарную команду и заведующую Д.К. К большому счастью,
выгорел лишь кабинет заведующей и то лишь, сгорела аппаратура и пластиковые
предметы, из-за которой закоптился кабинет, коридор и часть помещений. В обеденный
перерыв пришла моя сестра Медведева Татьяна, которая работала в Д/К и помогала
в его ремонте, и рассказала о том, что произошло. Неожиданностью для нас стал
её рассказ, в котором она сообщила, что прейдя
утром на работу  и приступив к
очередному  отмыванию стен, они обнаружили
отслоение штукатурки, её  высыпание в некоторых
местах и смотрящий на  них глаз. Русское
любопытство, нельзя сравнить ни с чем, всегда хочется узнать, что скрывается за
неизвестностью, что и позволило открыть старинные, настенные, церковные фрески
в идеальном состоянии.

А.В.Медведев

О священнослужителях:
Из книги В.М. Бесовой «Мы живем в глубине России», Черемисского краеведа: «Иоанн Петрович Карамышев окончил с отличием Пермскую духовную семинарию в 1870 году. Эту же семинарию, тоже с отличием, закончил его старший брат Константин в 1862 году. «Отец Иван», как его уважительно называли и взрослые, и дети Карамышева И.П., прослужил в Черемисском Богоявленском храме с 1870 по 1919 год и был попечителем земского училища, открытого в селе в 1871г. В 1908г. награжден наперсным крестом. Он умер в 1919г. и похоронен на церковной площади у стены церкви».
«Целые династии воспитала Черемисская церковь. На протяжении 100 с лишним лет прослеживаются фамилии Карамышевых, Пономаревых, Чернавиных» Чернавин Митрофан Иванович – защитный священник, Чернавин Никандр Митрофанович — священник, Чернавин Финеес Никандрович — диакон, старший сын его, тоже вел богослужение в приходе селаМурзинского, другой сын, диакон Петр Финеесович Чернавин – начал службу в храме села Черемисского в 1886 году, старший сын Петра Финеесовича, Александр то же былсвященником. Петр Финеесович Чернавин и Платонида Горгоньевна в 1893 г открыли в своем доме церковно — приходское училище и 10 лет бесплатно учили детей. В 1909гбыло построено новое деревянное здание для этого училища.
У В.В.Токарева есть сведения, что в 1919 г бежали с белыми – Сельверстов Н.Е. (Николай Евгеньевич), Чернавин А.П. (Александр Петрович), а затем вернулись, приняв насебя мученический крест. Сын священника, «отца Петра», Чернавин Сергей Петрович оставил воспоминания о днях «безвластия» в Черемисске. Эти записи приводит в своей книге В.М.Бесова. «13-15 июня 1919г. – дни, когда белые ушли, а красные не пришли. Вместе с белыми уехали священники Шайтанского прихода Старцев Дмитрий Аннектович, Васильев Аркадий Михайлович, псаломщик Богоявленской церкви Коровин Василий Стефанович и мой старший брат Александр…»
В архиве встретилась запись о бракосочетании учителя Д.Е. Сельверстова, возможно брата псаломщика Н.Е. Сельверстова. Их отец Евгений Федорович Сильверстов – псаломщик Богоявленской церкви 1890г.
Источник: более подробная статья на сайте Режевская Центральная библиотека
Архив ГАСО. Опись 6.фонд 18.дело 599ГАПК. Ф.111. Оп.1. Д. 2418 л.80
В.М. Бесова. Мы живем в глубине России.
Сайт УИРО, перепись 1710 года, перепись населения 1834г.
Список духовенства екатеринбургской епархии 1899год.
Книга В.М. Бесовой «Мы живем в глубине России»

Черемисское село (3 благочиние) расположено по обоим берегам маленькой речки, называемой Черемисской, в 90 в. от Екатеринбурга.
Первые поселенцы села Черемисскаго были инородцы – Черемисы, поселившиеся в XVI столетии в глухих лесах и занимавшихся грабежем. Первые поселенцы смежнаго села Аятскаго, основание коего относится к 1669 году.
Кроме села, в состав прихода входят 5 деревень: Колташева (в 4 в.), Воронина (в 3 в.), Белоусова (в 9 в.), Узянова (в 6 в.) и Маркова (в 8 в.).
Ныне существующая в Черемисском приходе церковь, построенная вместо бывшей деревянной, существовавшей до 150 лет и сгоревшей от грозы, — каменная, одноэтажная, трех-придельная. Первый придел построен в 1841 году во имя св. Апостолов Петра и Павла; в 1844 году устроен и освящен второй придел во имя Чудотворцев Косьмы и Дамиана и в 1851 году устроен и освящен холодный – главный – храм Богоявленский.
С увеличением прихода, теплый храм в 1900 году решено расширить боковыми пристройками с северной и южной сторон, к чему уже и приступлено. Стоимость пристроек достигает 10000 руб.
В приходе Черемисском – в деревне Белоусовой – есть деревянная часовня, в честь Божией Матери «Утоли моя печали», построенная в 1897 году в память Коронования Государя Императора Николая Александровича.
Причт церкви состоит из священника, диакона и псаломщика. Приход состоит из 2327 душ муж. пола и 2337 жен. пола. В Черемисском селе имеются два начальных училища: земское и церковное.
Источник: сайт историка Оксаны Корневой

В годы Советской власти храм был закрыт, колокольня уничтожена. Сейчас в этом здании трудно даже узнать некогда великолепный храм.

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?