Воскресенский собор в городе Чердыни заложен в 1750 году на месте обветшавшей деревянной Воскресенской церкви на одном из холмов в центральной части Чердыни. Освящен в 1754 году. К двухсветному храму пристроено два придела: в 1751 году с южной стороны — в честь Стефана Пермского и в 1785 году — Никольский с севера. Основное здание и оба придела с западной стороны объединяла просторная трапезная. Позднее была пристроена обширная колокольня.
Композиционное построение и архитектурное убранство собора являются типичными для памятников, возводимых в середине XVIII века в провинциальных городах. Собор отличается предельной скромностью и отсутствием каких-либо пышных декоративных деталей. В венчающем храм пятиглавии четыре главы с глухими восьмериковыми барабанами поставлены по углам на четырехугольные башенки-постаменты, а пятая возвышается на двух крупных восьмигранных барабанах, из которых нижний открыт в храмовое помещение. Внушительный вид кубическому храму придают завершения стен в виде крупных полукружий с восьмиугольными окнами и зубчатые карнизы. Колокольня собора ныне является единственной архитектурной вертикалью города, своего рода ориентиром, градостроительной осью. Стены и своды храма расписывал лучший чердынский живописец XVIII века Леонтий Протопопов. Среди многофигурных композиций особенно выделялась роспись на северной стене, посвященная крещению жителей Перми Великой епископом Ионой в XV веке.
В настоящее время живопись закрыта слоем извести. Интерьер храма украшал многоярусный иконостас (не сохранился), привезенный сюда в XVIII веке из закрытого Пыскорского монастыря. В 1908-1911 годах собор значительно перестроили. На бутовом фундаменте из красного кирпича возвели расширенную трапезную, паперть, ризницу и новую колокольню. В оформлении новых фасадов использовали старые декоративные приемы — зубчатый карниз, полукруглые изгибы, плоские наличники с завершениями в виде цветка, лопатки. Спаренными колоннами и зубчатыми поясами украсили ярус звона колокольни, над которым разместили открытую круговую площадку. Со старой колокольни перенесли на фасад новой части стены с живописным образом Спаса Вседержителя. После революции Воскресенский собор вплоть до начала 30-х годов XX века использовался для богослужения.
www.perm1.ru/
Собор был построен в 1750 г. на месте обветшавшей деревянной Воскресенской церкви, на одном из семи холмов в центральной части Чердыни, и был освящен в 1754 г. К двухсветному храму пристроено два придела — в 1751 г. с юж. стороны, в честь Стефана Пермского и в 1785 г. Никольский, с севера. Основное здание и оба придела с зап. стороны объединяла обширная трапезная. Позднее была пристроена колокольня (в 1789). В венчающем храм пятиглавии четыре главы с глухими восьмериковыми барабанами поставлены по углам на четырехугольные башенки-постаменты, а пятая возвышается на двух крупных восьмигранных барабанах, из которых нижний открыт в храмовое помещение. Внушительный вид кубическому храму придают завершения стен в виде крупных полукружий с восьмиугольными окнами и зубчатые карнизы. В 1908-1911 гг. собор значительно перестроили, на бутовом фундаменте из красного кирпича возвели расширенную трапезную, паперть, ризницу и новую колокольню. Проект и смету составил гражданский инженер из с. Ильинское И. К. Бахирев.
В оформлении новых фасадов использовали старые декоративные приёмы — зубчатый карниз, полукруглые изгибы, плоские наличники с завершениями; в виде цветка, лопатки. Спаренными колоннами и зубчатыми поясами украсили ярус звона колокольни, над которым разместили открытую круговую площадку. Со старой колокольни перенесли на фасад новой часть стены с живописным образом Спаса Вседержителя. Стены и своды храма расписывал лучший чердынокий живописец XVIII в. Леонтий Протопопов. Среди многофигурных композиций особенно выделялась роспись на сев. стене, посвященная крещению жителей Перми Великой епископом Ионой в 15 в., В настоящее время живопись закрыта слоем извести. Интерьер храма украшал многоярусный иконостас (не сохранился), привезенный сюда в 18 в. из закрытого Пыскорского монастыря. После революции Воскресенский собор вплоть до нач. 1930-х гг. использовался для церковнослужения. После его закрытия в здании разместили районный Дом культуры. В настоящее время здание собора передано Перм. епархии и начато восстановление храма. В июле 2008 г. на колокольню Воскресенского собора были подняты 9 новых колоколов. Самый большой колокол весит 2,7 тонны. Руководил установкой знаменитый звонарь из Архангельска Владимир Марьянович Петровский.
Лит.: Памятники архитектуры, истории, искусства Чердыни и Чердынского района. В 2 т. Т. 2. Чердынь: б. и., 1997. 48 с.: ил.; Памятники истории и культуры Пермской области / сост. Л. А. Шатров. 2-е изд., перераб. и доп. Пермь: Кн. изд-во, 1976. 220 с.: ил.; Косточкин В. В. Чердынь. Соликамск. Усолье. М.: Стройиздат, 1988. 181 с.: ил., карт
Сложностью архитектурных форм не отличается и Воскресенский собор Чердыни, стоящий в центре древней части города, поблизости от глубокого, выходящего к Колве оврага. Он сравнительно небольшой, в виде простого двухсветного кубовидного четверика с низкой граненой апсидой и приподнятыми вверх широкими полукружиями на фасадах… Выстроен он в 1750 –1754 годах взамен обветшавшей деревянной церкви, вставшей, в свою очередь, на место более древней, сгоревшей в пожар 1700 года. Подобных ему нет в районе. Отличающийся предельной скромностью и отсутствием каких-либо пышных декоративных деталей, он зримо характеризует тяготение чердынцев к простым и ясным архитектурным формам. Только живописное пятиглавие служит собору украшением. Торжественно возвышаются его железные луковичные маковицы над кровлей. Барабаны угловых глав стоят на глухих кубовидных постаментах; основанием барабана центральной главы служит чуть приземистый световой восьмерик, поставленный на своды четверика.
Два придела и трапезная Воскресенского собора выстроены взамен обветшавших в 1911 году по проекту гражданского инженера И.К. Бакарева.
Словно гигантский обелиск взметнулась ввысь приставленная им к трапезной высокая колокольня. Кирпичная, столповидная, в три убывающих кверху восьмигранных яруса с полуколонками и пилястрами на углах, с широкими арочными проемами звона, треугольными фронтончиками над ними, имитирующими кокошники, и с небольшой луковичной главкой на тонкой шейке, она занимает в силуэте города господствующее положение. Представить Чердынь без этой вертикали невозможно. Видимая с окраин, она давно стала её главной архитектурной доминантой.
В.В. Косточкин «Чердынь. Соликамск. Усолье». Москва, Стройиздат, 1988