Чердынь. Чердынский Иоанно-Богословский мужской монастырь. Церковь Иоанна Богослова.

Монастырь Иоанна Богослова одна из древнейших обителей на Урале, основанная в 1462 году. Вознесенская церковь монастыря явилась первой каменной культовой постройкой Урала.
В 1580 году монастырь Иоанна Богослова получил привилегии от царя Ивана Грозного. В 1631 году монастырь приписали к Троице-Сергиевой лавре. Первоначально в монастыре стояла лишь деревянная церковь Иоанна Богослова. В 1624 году была построена вторая, Вознесенская, но уже каменная. В 1700 году обе церкви сгорели, и вместо них на этом же месте в 1704-1718 годах была возведена одна каменная двухэтажная церковь Иоанна Богослова, которая сохранилась до наших дней. Грамота на ее постройку была выдана Вятским и Великопермским архиепископом Дионисием монастырскому игумену Григорию. Там предписывалось готовить под строительство церкви «каменья и кирпичь, известь и лес и всякие припасы», требовалось, чтобы церковь была не шатровой, а с одной, тремя или пятью главами, с круглым и светлым алтарем, и указывалось, чтобы она возводилась «по чину правильного и уставного законоположения, как о сем правила и устав повелевают». Руководил строительством приказчик Лев Колотилов, а за работой наблюдал выборный Иван Ветошев. Заказчиком церкви был сибирский губернатор Матвей Петрович Гагарин, проезжавший через город несколькими годами раньше. Он же прислал на ее строительство пленных шведов, высланных Петром I после Полтавской битвы. Здание, значительно приподнятое со стороны реки высоким подклетом, совмещает две церкви — зимнюю и летнюю.
Особенность памятника заключена в композиции ее верхней части. Над сводом верхнего храма выложена небольшая восьмигранная колокольня, увенчанная главой. Ее сооружение над кровлей сближает композицию церкви Иоанна Богослова с московскими многоярусными центрическими храмами конца XVIII века. Одной из особенностей церкви является совмещение храмовой части с колокольней-звонницей, что практически не встречается в Прикамье. Гладкие белые стены оживлены большими окнами с плоскими прямоугольными наличниками. Окна нижнего этажа апсиды и два окна верхнего храма выделены украшениями в виде барочных волютообразных элементов с семилучевыми цветками посередине. Фасады завершены ступенчатыми карнизами. Немалый интерес представляют интерьеры обоих храмов. Нижний храм приземист, а верхний, летний, — высокий и двусветный.
В храмах сохранились тябловые иконостасы. На иконостасе верхней церкви имеется запись, рассказывающая об истории его создания в 1734 году. Иконы «писали иконописцы Дмитрей и Григорей Федоровы дети Поповы жители Нижнего Нова Града служители Синодального Благовещенского монастыря». Среди икон, развешанных на стенах, есть написанные местными живописцами в XIX веке. В верхней трапезной находится икона, посвященная принятию христианства на Пермской земле. На фоне Иоанно-Богословского монастыря и горы Полюд изображен епископ Иона Пермский, который при князе Михаиле крестил жителей Перми Великой. По этому поводу в верхней части иконы составлена большая запись. Икона была выполнена в ХIX веке по более старому образцу. Некоторые старинные предметы монастыря хранятся сейчас в музеях: деревянные оконные рамы XVII века со слюдой в железных переплетах, многоцветные печные изразцы местного производства начала XVIII века, образцы золотошвейного искусства XVII-XVIII веков, резное кресло XVIII века и т. д.
www.perm1.ru/

Первая христианская церковь на Западном Урале, связанная с историей крещения Перми Великой Чердыни в 1462 г. Первое кирпичное здание Урала. В 1462-1463 гг. перм. князь Михаил Ермолаевич основал в Чердыни первый на Урале Иоанно-Богословский мужской монастырь и пожаловал ему земли, что подтверждено письменными грамотами. Первоначально монастырь имел одну церковь во имя апостола и евангелиста Иоанна Богослова.
Согласно переписи М.Ф. Кайсарова 1623-1624 гг., в Чердыни уже существовал храм «Иоанна Богослова, каменный, верх шатром». Проезжавший в 1705 г. через Чердынь сибирский губернатор М. П. Гагарин по обету, данному им, перестроил церковь, для чего им были посланы пленные шведы-каменщики, окончившие перекладку церкви в 1718 г. Работами руководил «прикащик» Лев Колотилов, а наблюдал выборный Иван Ветошев. При реконструкции была разобрана крытая каменная галерея с овальной аркой, которая использовалась для крестных ходов вокруг церкви, и перестроена паперть. В связи с окончательным упразднением монастыря в 1784 г. церковь Иоанна Богослова была приписана к Богоявленскому приходу, а в 1912 г. передана вновь образованному Чердынскому Иоанно-Богословскому женскому монастырю (существовал до 1918 г.).
Единственный действующий храм в г. Чердынь (закрывался только с 1940 по 1947 г.). Двухэтажная кирпичная церковь на высоком подклете с основным храмом, с двухъярусной звонницей-восьмериком над ним, полукруглой апсидой, трапезной и притвором в каждом этаже. Совмещает две церкви — зимнюю и летнюю, расположенные друг над другом. На первом этаже (теплом) размещается гл. храмовый престол Иоанна Богослова, на втором (холодном) — во имя Вознесения Господня. Соразмерно по одной оси размещены собственно храм, алтарь, трапезная и двухэтажная паперть обеих церквей. Упрощенная декоративная отделка фасадов, расцвеченная барочным завершением окон апсиды и части проемов верхнего этажа с семилучевыми цветками, точные пропорции придают храму неповторимую красоту и легкость. В интерьерах сохранились тябловые иконостасы 18 в., старые деревянные двери (на втором этаже). При осмотре храма установлены подписные и датированные иконы, выполненные чердынскими иконописцами Иваном Протопоповым (образ Стефана Пермского, 1794), Афанасием Головиным (образ Скобско-Печорской Богородицы, 1839) и его сыном Евфимием Головиным (образ Параскевы Пятницы, 1855).
Ист.: РГАЦА. Ф. 214, Оn. 5, Д. 2224 (1912 г.), Д. 2336, Л. 21 — 22 (1917); ГАПО. Ф. 280, Оп. 3, Д. 219, Л. 1-2; Кировский областной архив, Ф. 237. Т. 1. Л. 41-42; Чердынский краеведческий музей им. А.С. Пушкина. № 2558/3; Акты исторические, собранные и изданные Археографической комиссией. СПб., 1841. Т. 1. № 207. С. 397 — 398. Лит.: Берх В.П. Путешествие в города Чердынь и Соликамск: для изыскания исторических древностей. СПб: Печатано в военной типографии Главного Штаба его императорского величества, 1821. 234 с.; Вагнер Н. От Чердыни до Ныроба // Пермский сборник. М., 1860. Кн. 2, отд. IV (смесь); Грамота на построение церкви Иоанна Богослова в г. Чердыни // Пермские губернские ведомости. 1862. № 36. С. 451; Дмитриев А. Историко-археологические очерки Чердынского края: По поводу столетия Пермской губернии // Календарь Пермской губернии на 1883 год. Пермь, 1883. С. 95-96; Дмитриев А. Пермская старина: сб. ист. ст. и материалов, преимущественно о Перм. крае. Вып. II: Пермь Великая в XVII веке. Пермь: Тип. П.Ф. Каменского, 1890. 248 с.; Дмитриев А. Пермская старина: сб. ист. ст. и материалов, преимущественно о Перм. крае. Вып. III: Экон. очерки Перми Великой: Чердынский и Соликамский край на рубеже XVI и XVII вв. Пермь: Тип. П.Ф. Каменского, 1891. XXVII, I, 176, IV с.; Игумен Серафим (Кузнецов) Чердынский Иоанно-Богословский женский общежительный монастырь // Голос Долга (Пермь). 1912. № 9. С. 483-485; Канторович Г.Д. Древнерусские строители Урала / Г. Д. Канторович, А.С. Терехин // Сборник научных трудов Пермского политехнического института. Пермь, 1971. С. 6- ; Каптиков А. Ю. Каменное зодчество русского Севера, Вятки, Урала XVIII в.: Проблема региональных школ. Свердловск: Изд-во урал. ун-та, 1990. 181 с.: ил.; Косточкин В.В. Чердынь. Соликамск. Усолье. М.: Стройиздат, 1988. 181 с.: ил., карт. Из содерж.: Чердынь: Архитектурное наследие города. С. 21-27; Кривощеков И.Я. Словарь географическо-статистический Чердынского уезда Пермской губернии. Пермь, 1914. 850 с.: карт.; Куртенок Е.П. Из истории Чердынского храма Иоанна Богослова // Православие в русской культуре: Чердынский музей. Чердынь, 2001. С. 19-21; Макарий (архимандрит). Памятники древности в Пермской губернии // Записки Императорского археологического общества. Спб., 1856. Т. 8.; Памятники истории и культуры Пермской области / сост. Л.А. Шатров. Изд. 2-е, перераб. и доп. Пермь: Перм. кн. изд-во, 1976. 220 с., ил. Из содерж.: Памятники архитектуры: Памятники архитектуры XVI — начала XX в.: г. Чердынь: Церковь Иоанна Богослова. С. 112-113; Ратшин А. Полное собрание исторических сведений о всех бывших в древности и ныне существующих монастырях и примечательных церквах в России. М., 1852, 566, 45 c.; Терехин А.С. Архитектура Прикамья XVI-XIX веков. Пермь, 1970. 51 с.: ил.; Чагин Г.Н. На древней Пермской земле. М., 1988. 176 с.: ил. Из содерж.: Чердынь: Церковь Иоанна Богослова. С. 109-113; Шестаков И. Древние монастыри Прикамского края: ист. справка. СПб, 1912. 23 с.; Шишонко В. Пермская летопись. II период. 1613-1645 гг. Пермь, 1882. 502 с.; Шишонко В. Н. Пермская летопись. III период. 1645-1676 гг. Пермь, 1884. 1168 с.; Шишонко В. Пермская летопись. V период. Часть 1. 1682-1694. Пермь, 1885. 680 с. Р.Ф. Вильданов сайт «Пермский край. Энциклопедия»

Самая старая постройка Чердыни – Иоанно-Богословская церковь 1718 года. Она стоит рядом с глубоким оврагом, у кромки берегового откоса, круто уходящего в речную долину. Когда-то здесь была окраина города и располагался монастырь Иоанна Богослова, еще в 1580 году получивший привилегии от Ивана Грозного. Тогда это была самая древняя обитель на Урале. В 1631 году монастырь был приписан к Троице-Сергиевой лавре под Москвой. В пожар 1700 года два его деревянных храма сгорели.
Существующая каменная церковь, окруженная простой железной оградой с кирпичными столбами и трехпролётными воротами, встала на их место. Грамота на её постройку была выдана Вятским и Великопермским архиепископом Дионисием монастырскому игумену Григорию в марте 1717 года. Она предписывала готовить на строительство церкви «каменье и кирпичь, известь и лес и всякие припасы», требовала, чтобы церковь была не шатровой, а с одной, тремя или пятью главами, с круглым и светлым алтарем, и указывала, чтобы она возводилась «по чину правильного и уставного законоположения, как о сем правила и устав повелевают». Так и выстроили её безвестные каменщики, выдержав и «правила и устав». Ими руководил «прикащик» Лев Колотилов, а за работой наблюдал выборный Иван Ветошев. Заказчиком церкви был сибирский губернатор Матвей Петрович Гагарин, проехавший через город несколькими годами раньше (1705). Он же прислал на её строительство пленных шведов, сосланных в Прикамье Петром I после Полтавской битвы 1709 года.
Церковь Иоанна Богослова небольшая, кирпичная, под четырёхскатной железной кровлей. Выстроена она вытянутым четвериком, в нижней части которого размещен зимний храм, а в верхней – двухсветный, летний. С востока к четверику примыкает высокая полуцилиндрическая апсида, а с запада — равная ей по высоте трапезная с более низким притвором. Первоначально четверик храма окружала сводчатая галерея, разобранная в конце XVIII – начале XIX века.
Крайне незамысловата декоративная обработка церкви. По углам ее объёмы снабжены слабо выявленной рустовкой. Крупными пятнами смотрятся на фоне побеленных известью стен храма большие прямоугольные окна. В нижней части четверика они снабжены чуть выступающими наличниками с сильно приподнятыми закруглениями, заменяющими фронтончики, а вверху – обведены чуть выступающими рамками без венчающих полукружий. Богатством усложненных барочных завершений выделяются наличники нижних окон апсиды да тех световых проёмов верхней части четверика, на месте которых в прошлом размещались двери, выводившие на окружающую храм галерею.
Не слишком большой вынос имеют и карнизы постройки. Сделанные напуском кирпичной кладки, они снабжены еще и частой лентой сухариков, охватывающей её основные объемы. Над карнизами трапезной и апсиды возвышаются небольшие глухие «аттики»», видимо, более позднего происхождения, которые как бы вторят такому же «аттику» четверика, узкое поле которого украшено еле приметными полукружиями, имитирующими закомары.
Интерес вызывает небольшая восьмигранная колокольня церкви Иоанна Богослова, поставленная на сомкнутый свод четверика. Именно она выделяет церковь из среды всех других памятников архитектуры близлежащих районов. Её расположение над кровлей сооружения сближает композицию церкви Иоанна Богослова с московскими многоярусными центрическими храмами конца XVII века. В прошлом между арочными проёмами колокольни Иоанно-Богословской церкви, парапетные стенки которых украшены декоративными балясинами, висели специально отлитые для нее колокола. Чуть ли не с любого конца Чердыни видна луковичная главка этого храма, граненый барабан которой встал на свод колокольни.
В.В. Косточкин «Чердынь. Соликамск. Усолье». Москва, Стройиздат, 1988

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?