История образования р.п. Чердаклы относится к далекому XVII веку. На граничащей со степью территориией, страдавшей от набегов кочевых башкир и калмыков, были поселены разного рода служилые люди — сначала из служилых татар, затем из захваченной при взятии Смоленска мелкой польской шляхты. С возникновением деревни Уренбаш чердаклинские татары «били челом» великому государю о переселении их в эту деревню, что и произошло в 1699 г. На освобожденной служилыми татарами земле обосновалось 97 иноземцев-поляков, а затем постепенно появлялись переселенцы из под Симбирска и из-за Волги. Весьма скоро поселение становится почти полностью русским по национальному составу, а по вере — православным. Но многие десятилетия, как свидетельствуют архивные документы, поселение не имело своего храма, и только в 1780 г. в селе Чердаклы начинает действовать православный храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Первым священником во вновь открывшемся храме был иерей Андрей Афанасьев.
Архивные документы за 1849 г. дают следующую информацию о Покровском храме: «Построена тщанием прихожан. Зданием деревянная, с таковою же колокольнею, крепка. Престолов в ней два: в настоящей во имя Покрова Божией Матери холодная; в приделе Петра Митрополита Московского Чудотворца теплая». После появления храма село получило второе название — Покровское. Во многих документах XIX века можно встретить такую формулировку: «Покровское, Чердаклы тож». С 1 января 1851 г. в соответствии с Правительственным указом с. Чердаклы становится центром Чердаклинской волости Ставропольского уезда вновь образованной Самарской губернии (Самарской епархии). До этого времени территория с. Чердаклов относилась к Казанской епархии. В 1889 г. церковный причт с. Чердаклы ходатайствует о разрешении постройки нового каменного храма на 1100 человек по причине тесноты старого деревянного храма. В течение шести лет возводился новый храм и 20 сентября 1895 г. состоялось освящение нового трехпрестольного каменного храма в честь Покрова Пресвятой Богородицы, свт. Николая Чудотворца, и трех святителей — Петра, Алексия и Ионы, митрополитов Московских и всея России Чудотворцев.
Комиссия по строительству храма сообщала: «работы по сооружению храма состояли в следующем: купол колокольни покрыт белым железом, карнизы — черным; внутри колокольни сделаны помосты и лестницы, и перенесены колокола из старой колокольни. Над настоящей колокольней водружены кресты, обтянутые латунью и золоченым червонным золотом, над большими и маленькими башенками также водружены кресты, крытые латунью, бронзированные. Сделаны три входные крыльца. Внутри церкви общекотурены стены в трапезной и устроены хоры для учащихся детей. Поставлен новый иконостас, украшенный приличной резьбой, и в него вставлено 30 новых икон — разной величины — живописной работы и позолочены. Солея обнесена железной бронзированной решеткой. В алтарь поставлены три новых престола и три жертвенника. В главном алтаре поставлена новая икона воскресения Христова, писанная на холсте. Приобретены 4 хоругви: 2 металлические, золоченые, ажурной работы и 2 писаные на сукне; паникадило медное, посребренное, с позолотой в некоторых частях ея, — два подсвечника и 2 лампады, таковой же работы и проч. Сделан новый шкаф для хранения свеч из ильмого леса столярной работы. К 20-му сентября — дню, назначенному для освящения, изготовлены новые облачения для престолов и жертвенников, шелковые завесы к царским вратам и другое. Кроме того — сложено новое каменное здание для посещения церковноприходской школы с подвальным помещением для церковных сторожей». [ГАСО. Ф. 32. оп. 16, д. 195. л. 53-53 об.]».
Ведомость о церкви Покровской за 1914 г. сообщает, что при храме действовало две церковно-приходские школы, а также имелась церковная библиотека, насчитывавшая 90 книг. Настоятелем храма в к. XIX — нач. ХХ вв. был священник Алексий Михайлов, сменивший ушедшего на покой в 1893 г. о. Василия Миллерова. Поскольку население Чердаклов постоянно росло (за полвека оно увеличилось почти вдвое), в 1910 г. был составлен проект строительства еще одного каменного храма в честь свт. Николая Чудотворца, но революционная буря 1917 г. и гражданская война помешали этим планам осуществиться. Службы в Покровском храме продолжались до 1937 г. Однако уже с 1935 г. начались попытки использовать его в качестве зернохранилища. Верующие активно отстаивали свою святыню, что было использовано для обвинения настоятеля храма, иерея Никиты Саушкина, в контрреволюционной пропаганде и агитации. 6 октября 1937 г. он был расстрелян. Вместе с настоятелем пострадали члены приходского совета — Вячеслав Макаров (расстрелян), Александр Рухлин (скончался в заключении), Сергей Рухлин, Павел Дорофеев (приговорены к 10-ти годам заключения в концлагере, дальнейшая судьба неизвестна). После осуждения и расстрела настоятеля Покровский храм был закрыт. До 1955 г. он использовался как зернохранилище для спиртзавода. Когда нужда в этом складском помещении отпала, верующие жители поселка стали ходатайствовать об открытии церкви. Однако все просьбы и ходатайства отклонялись.
В 1958 г. несмотря на возмущение православных верующих, храм был разрушен. Чтобы получить разрешение на уничтожение памятника архитектуры, решили сообщить в вышестоящие органы, что на здании храма появились трещины. Для этого с куполов были спущенны толстые веревки и сфотографированы. Находившиеся в ограде храма могилы были разрушены, осквернены и сравнены с землей.
https://pokrov73.ru/istoriya_hrama/