В связи с постройкой в Чемале новой церкви Всех Скорбящих Радость, первый миссионерский храм перенесен на остров Патмос и вновь освящен в честь Апостола и евангелиста Иоанна Богослова митрополитом Макарием (Невским). В 1930-е этот храм разрушили. Восстановлен в 2000 г. трудами московского журналиста Виктора Павлова по имеющимся фотографиям. Освящен в 2001 г. Ныне остров Патмос — скит Барнаульского Знаменского монастыря.
Первый храм в честь апостола Иоанна Богослова был построен в селе Чемал в 1849 году. Остров Патмос на реке Катунь, названный так в честь греческого острова, на котором проповедовал святой апостол Иоанн Богослов, был освящен епископом Томским и Енисейским Парфением (Поповым) в 1855 году. Ровно сто лет назад, в 1915 году здание Иоанно-Богословского храма было перенесено на остров из Чемала. Его освящение было совершено епископом Бийским Иннокентием (Соколовым) в том же году. Святитель Макарий (Невский), бывая в Чемале, подолгу молился на о. Патмос. В 1920-е годы храм был уничтожен. В 2000 году усилиями московского фотохудожника В.Н. Павлова церковь Иоанна Богослова на о. Патмос была восстановлена по сохранившимся чертежам. В 2001 году храм был освящен епископом Барнаульским и Алтайским Антонием (Масендичем), являлся скитом Барнаульского Знаменского женского монастыря. В 2013 году из состава Барнаульской епархии была выделена Горноалтайская епархия, после чего Иоанно-Богословский скит получил статус Архиерейского подворья епископа Горноалтайского и Чемальского. Сегодня остров Патмос на Катуни — место паломничества тысяч людей из самых разных уголков России и зарубежья.
«Патмос» — скала на Катуни, получила название в честь одноименного греческого острова, где когда-то молился святой апостол Иоанн Богослов — тот самый, который написал последнюю книгу Нового Завета — «Апокалипсис». Как гласят местные легенды, с середины XIX века на катунском острове искали уединения монахи, соорудившие там небольшую келью. В том числе и Иоанн, мирское имя которого забыто. Это особое место на Алтае. С ним связано предание, что евангелисту Иоанну Богослову в ниспосланном видении пригрезились два храма, словно парящие над водой, один — в Средиземном море, другой — далеко от него, в алтайской глубинке. Любопытно, что название острова Патмос в Средиземноморье и на Алтае совпадает. Остров Патмос на Катуни — небольшой каменный остров, до которого добраться ранее можно было только на лодке по бурным водам.
Местные люди именуют каменный остров кто Макарьевским, а кто Патмосом. Макарьевским — потому что он имеет прямое отношение сразу к двум алтайским священнослужителям, причисленным в 2000 году к лику местночтимых святых — Макарию Глухареву (Михаил Яковлевич Глухарев) [1792 – 18(30).05.1847] и Макарию Невскому [1(13).10.1835 – 16.02.1926]. Они служили здесь в разное время. Первый был причастен к открытию Чемальского стана Алтайской духовной миссии, второй прожил здесь 15 лет.
Первый Чемальский храм был построен трудами иеромонаха Иоанна в 1849 году во имя святого апостола — евангелиста Иоанна Богослова на берегу реки Катунь. С постройкой храма здесь основывается Чемальский стан Алтайской духовной миссии. Напротив стана находился скалистый островок, который местные миссионеры назвали Патмос, избрали его местом уединенной молитвы. В 1855 г. томский архиепископ Парфений, обозревая епархию, прибыл в Чемал, где, отслужив молебен в миссионерском храме, переправился на остров Патмос.
Патмос был освящён епископом Парфением 9 августа 1855 года. Об этом свидетельствовала собственноручная надпись архиерея на камне: «1855 года августа 9-го дня, на память святого апостола Матфея, освящён остров сей во славу Единосущныя и Живоначальныя Троицы и в честь Предтечи и Крестителя Спасова Иоанна». Вскоре усилиями прихожан Чемальского храма надпись, сделанная епископом Парфением, была увековечена в чугуне.
В 1867 году в стан был назначен молодой помощник иеромонах Макарий (Невский Михаил Андреевич), в последствии ставшим Митрополитом Московским и Коломенским. В Чемале святитель Макарий мог отдохнуть и душой и телом, уединяясь на своем островке, который так и называли Владыкин Патмос.
С течением времени Иоанно-Богословская церковь стала мала. В 1875 г. был построен новый просторный храм, освященный во имя святителя Николая. В 1895 г. храм был заново освящен как молитвенный дом в честь иконы Всех Скорбящих Радость. Благодаря стараниям священников-миссионеров на месте, где когда-то стоял первый миссионерский стан и храм Иоанна Богослова, был образован детский приют. Вокруг приюта начала складываться женская община.
В 1914 году в Чемале была построена новая церковь иконы Божьей Матери «Всех скорбящих Радость», а старую перебрали, заменили нижние венцы и установили на выровненную площадку на скале. Освящение храма было совершено епископом Бийским Иннокентием (Соколовым) также 9 августа 1915 года, ровно через 60 лет после первого освящения. Храм был освящен (как и в первый раз) во имя святого апостола-евангелиста Иоанна Богослова. К этому событию на остров со стороны территории общины-приюта был смонтирован пешеходный мост с опорой на лиственничных укосинах.
Храм на острове, по разным сведениям, был разрушен в конце 1920-го или в начале 1930 годов. Возможно, это произошло в 30-х годах прошлого века, и спалил храм один из отдыхающих Чемальского санатория, увлекавшийся рисованием. Очевидцы трагедии так рассказывали: «Закончил писать картину, вошел в храм, спичкой чиркнул. Сухому дереву много ли надо». Нечто похожее твердят туристам и старожилы: живописцу, нарисовавшему островной храм, настолько понравилась собственная работа, что он приревновал холст к реальному пейзажу. И чтобы храм остался только на его картине, художник поджёг его, а головешки сбросил в Катунь.
В конце 1980-х годов в Чемал приехал фотограф Виктор Николаевич Павлов, чтобы снять сюжеты для задуманной им книги «Православие Сибири и Дальнего Востока: на рубеже веков и тысячелетий». Привычно принялся изучать тему и был поражён тем, что в небольшом курортном посёлке в начале XX века было аж три храма и две православных общины: для прихожан и монашек местного скита. Такого не было, кажется, ни в одном сибирском селе. А когда местный краевед за чаепитием показал Павлову старую фотографию с изображением церкви, вознесённой на вершину острова, так заинтересовался историей этого места, что стал расспрашивать старожилов, работал в архивах Новосибирска и Барнаула. И неожиданно для себя понял: его место — здесь, в Чемале, а главная жизненная цель — возродить необычный храм над бурлящими водами Катуни. Павлов привлёк московского архитектора, под наблюдением которого по благословению епископа плотники лесхоза сработали кедровый сруб.
Проблемы возникали ежедневно, а Павлов частенько бывал в отъездах. Вроде бы землю оформил, закупил стройматериалы, оставил деньги доверенному человеку, определил объём работ, но возвратится из Москвы через неделю-другую, а тут — хуже, чем до отъезда. К тому же кроме организационных проблем появились финансовые. Промаявшись так три года, он понял, что для того чтобы завершить задуманное, необходимо жить в Чемале. Наконец, и его жена Гаянэ, инженер-конструктор микроэлектроники, решилась на переезд. Продали квартиру в центре Москвы, обстановку, собственную фотостудию с современнейшей аппаратурой и переехали на Алтай. Деньги потратили на строительство храма. Сами сначала жили во времянке. Потом соорудили деревянный дом на берегу Катуни, напротив острова.
В 1999 году на пасхальную седмицу освятили место под будущий духовный дом. К осени 2000 года храм был обустроен, обрёл иконостас, светильники, иконы. Приехали монахи и в присутствии прихожан провели малое водосвятие и крестный ход.
Освящение храма во имя апостола Иоанна Богослова тогдашний владыка Барнаульский и Алтайский Антоний наметил на Святки, 10 января 2001 года. Епископ проводил торжественный молебен вместе с семнадцатью священниками и десятками прихожан. Тогда же Виктор Павлов принял решение подарить храм Барнаульской и Алтайской епархии. Епископ Антоний издал документ о его передаче Знаменскому женскому монастырю в Барнауле. В Чемале, на берегу Катуни, открыли монашеский скит, куда приехали настоятельница, инокини. Как и сто лет назад, над островом вновь зазвучали медный звон и истовые молитвы.
За труды по восстановлению храма и усердные миссионерские заботы Виктор Павлов награждён орденом Серафима Саровского третьей степени и медалью Святителя Иннокентия, митрополита Московского.
http://www.vtourisme.com/altaj/kultura/khramy-altaya/375-khram-apostola-ioanna-bogoslova-na-ostrove-patmos
Проповедь православия на Алтае навсегда связана с трудами Алтайской Духовной миссии, основанной в 1830 г. выдающимся миссионером, преподобным Макарием (Глухарёвым). Менее чем за столетие (1830-1920) трудами сотрудников Миссии более половины коренного населения Горного Алтая всем сердцем обратилось ко Христу. Христианское просвещение народов Алтая совершалось миссионерами в духе евангельской кротости и было подлинно апостольским служением, а духовно-просветительная деятельность Алтайской Миссии была настолько впечатляющей, что некоторых алтайских миссионеров современники еще при жизни именовали равноапостольными или даже апостолами Алтая. Сама же Алтайская Духовная миссия в конце 19 в. была признана лучшей и образцовой среди других миссий Русской Православной Церкви как наиболее приблизившаяся к идеалу православного миссионерства.
Алтайские миссионеры проповедовали Евангелие, устраивали миссионерские станы, открывали храмы и монастыри, а также создали письменность для народов Алтая, одарили их первыми книгами на родном языке, основывали школы и библиотеки, лечили своих подопечных, защищали их от самоуправства злых чиновников и нечистых на руку торговцев, обучали ремеслам и огородничеству, знакомили с русской культурой. Всё первое поколение алтайской интеллигенции: учителя, врачи, писатели, художники — были исключительно воспитанниками миссионерских школ или детьми алтайцев-миссионеров, причем, некоторые сами успели потрудиться в Алтайской Духовной миссии.
Многие населенные пункты Горного Алтая получили свое развитие благодаря тому, что в них действовали миссионерские станы: Улала и Мыюта, Черный Ануй и Онгудай, Паспаул и Кебезень и, конечно же – Чемал. Первый чемальский миссионер – иеромонах Иоанн — появился в окрестностях Чемала в 1850 г. Через год попечением благотворителей сюда был передан походный храм во имя Иоанна Предтечи. А на каменистом катунском острове отец Иоанн выстроил себе небольшую келью, куда удалялся для молитвы.
«На скалистом островке, из бурных волн реки Катуни, возвышающемся против киновии о. Иоанна, среди тенистых дерев и благовонных цветистых кустов маральника, устроена трехаршинная келейка с печкой», – так писал в одном из писем миссионер, протоиерей Стефан Ландышев.
Епископ Томский Парфений освятил этот остров и собственноручно сделал надпись на камне: «1855 года августа 9 дня на память святого Апостола Матфия освящен остров сей во славу Единосущный иЖивоначальныя Троицы и в честь Предтечи и Крестителя Спасова Иоанна. Парфений еп. Томский». Вскоре эта надпись была увековечена на чугунной плите.
23 мая 1861 г. в Чемал прибыл молодой иеромонах Макарий — будущий святитель Макарий (Невский), всей душой полюбивший Алтай и его жителей. Отец Макарий составил и напечатал первый «Алтайский букварь» и первые православные книги на алтайском языке. Современный литературный алтайский язык во многом сформировался благодаря его подвижнической деятельности. Более сорока лет жизнь святителя была тесно связана с Алтайской Духовной миссией, в которой он прошел различные ступени служения, от учителя миссионерских школ до начальника Миссии. При жизни он был вознесен на высокое служение в сане митрополита Московского и Коломенского, постоянного члена Святейшего Синода, но, по свидетельству близких к святителю современников, Чемал всегда занимал особое место в сердце Апостола Алтая.
Удивительна судьба первого чемальского храма: за всю свою дореволюционную историю он освящался четыре раза. Сначала был походным храмом с антиминсом в честь Иоанна Крестителя. Затем, в 1860 г., храм был освящен как постоянный в честь святителя Николая Чудотворца. В 1895 г. храм получает статус молитвенного дома в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» при сиротском приюте. И, наконец, в 1914 году храму было решено придать мемориальное значение. Храм перенесли на любимый святителем Макарием остров, который он назвал Патмос. Торжественное освящение возрожденного храма в честь апостола и евангелиста Иоанна Богослова было совершено епископом Иннокентием Бийским 9 августа 1915 г., ровно через 60 лет после освящения острова епископом Парфением. По словам епископа Иннокентия:
«Убог этот храм, но он дорог нам как памятник молитвенных подвигов и поистине апостольских трудов Владыки нашего, Высокопреосвященнейшего митрополита Макария». К этому событию на остров был смонтирован пешеходный мост с опорой на лиственничные укосины. История храма оборвалась в середине 20-х г.г. прошлого века. К сожалению, точных и достоверных сведений о том, как и когда храм был разрушен, не сохранилось.
В конце 80-х г.г. Чемал посетил фотохудожник из Москвы Виктор Николаевич Павлов. Готовя сюжеты для книги «Православие Сибири и Дальнего Востока», он увидел старую фотографию храма на острове. История разрушенного храма заинтересовала Виктора Николаевича, появилось желание возродить разрушенную святыню. Чтобы осуществить задуманное, Павловы – Виктор Николаевич и его супруга Галина (Гаяне) Степановна, — переехали из Москвы в Чемал и на собственные средства начали строительство.
По благословению правящего архиерея Барнаульской епархии, епископа Антония (Масендича), московский архитектор Алексей Борисович Котов создал проект храма, представлявший собой точную копию разрушенного Иоанно-Богословского храма. Архитектурную композицию дополнила колокольня с билами — металлическими пластинками разной формы и размеров, издающими своеобразный красивый и чистый звон.
В 1998 г. на остров перекинули подвесной мост. Только теперь он был сделан не с восточной, а с южной стороны острова, и не на лиственничных опорах, а на стальных тросах. К осени 2000 года храм в честь апостола Иоанна Богослова был готов, а 10 января 2001 года освящен епископом Барнаульским и Алтайским Антонием.
По благословению владыки Антония храм был передан Знаменскому монастырю города Барнаула, а в Чемале открыт Ионно-Богословский скит, позднее преобразованный в Архиерейское подворье. Виктор Николаевич был назначен экономом скита. Более 10 лет, до самой кончины, он трудился и на поприще благоустройства скита и в церковном строительстве. Им также было положено начало храма святителя Макария Московского, митрополита Алтайского.
В мае 2011 г. епископ Барнаульский и Алтайский Максим (Дмитриев) вблизи горы Бешпек освятил место под фундамент храма в честь Святителя Николая Чудотворца.
За усердные труды Виктор Николаевич Павлов награжден орденом преподобного Серафима Саровского III степени и медалью святителя Иннокентия Митрополита Московского. 20 сентября 2015 г. Галина Степановна Павлова была награждена медалью равноапостольного князя Владимира. Медаль ей вручил Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл по окончании праздничного богослужения в честь 185-летия Алтайской духовной миссии в Горно-Алтайске. 21 августа 2011 г. Павлов В.Н. мирно отошел ко Господу. Похоронен рядом с храмом святителя Макария.
Решением Священного Синода Русской Православной Церкви 2 октября 2013 г. была образована Горноалтайская епархия. После чего Иоанно-Богословский скит получил статус Архиерейского подворья епископа Горноалтайского и Чемальского. Первым настоятелем Архиерейского подворья, весной 2014 г., был назначен иеромонах Серафим (Бубнов), прибывший в Горноалтайскую епархию из Санкт-Петербургской Духовной Академии.
Храм святителя Макария Алтайского 1 марта 2014 г., в день памяти святителя, освящен митрополитом Барнаульским и Алтайским Сергием и епископом Горноалтайским и Чемальским Каллистратом. Сегодня комплекс Архиерейского подворья включает в себя храм в честь апостола Иоанна Богослова на острове Патмос, деревянный храм святителя Макария Алтайского и жилые кельи.
В храме святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова на острове Патмос находятся очень почитаемые верующими иконы: – Христа Вседержителя, Богородицы Знамение и святителя Николая Чудотворца дореволюционного письма, переданные храму жителями Чемала. Эти иконы постепенно начали сами восстанавливаться: проявляется потускневший со временем лик, контуры одежд, обновляются цвета. Есть многочисленные свидетельства о том, что Господь, по молитвам верующих у этих икон, дарует бездетным супругам детей.
Рядом со входом в храм в гроте скалы находится изображение рождественского сюжета поклонения волхвов Младенцу Христу, а с другой стороны храма – величественно возвышается высеченное из камня изображение Божией Матери с Младенцем. Эти изображения сделаны монахиней Барнаульского Знаменского монастыря Филофеей (Лобановой).
В храме святителя Макария Московского, митрополита Алтайского находится икона святителя, написанная в Оптиной Пустыни, с частичкой его честных мощей.
Ежегодно храм на острове Патмос посещают тысячи паломников из разных уголков России и зарубежья.
19 сентября 2015 г. Архиерейское подворье в честь святителя Макария (Невского) посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл во время Первосвятительского визита в Горноалтайскую епархию. В дар подворью Святейший Патриарх Кирилл передал Казанскую икону Божией Матери.
31 июля 2016 г., в рамках паломнической поездки по святым местам России, алтайский остров Патмос посетила делегация потомков русских эмигрантов и священнослужителей из трех стран: Австралии, Канады и США — которую возглавил Первоиерарх Русской Православной Церкви Заграницей митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Иларион (Капрал). Несколько раз Архиерейское подворье посещал схиархимандрит Илий (Ноздрин), насельник Свято-Введенской Оптиной пустыни и духовник братии.
Официальный сайт архиерейского подворья церкви святителя Макария Московского, митрополита Алтайского, с. Чемал, http://patmosaltai.ru/