#мозаика
Чебоксары. Чувашия.
Введенский собор. Середина XVII века.
Старейший храм Чувашии. Он был заложен в 1555 первым казанским епископом святителем Гурием. Ныне существующий каменный храм возведён в 1650-е (возможно, в 1651) вместо сгоревшего в 1649 деревянного. Кто строил собор, неизвестно, но большинство исследователей сходятся во мнении, что это были приезжие мастера, возможно, из нижегородских земель.
В дальнейшем здание не подвергалось сильным переделкам, в целом сохранив свой первоначальный облик. В советское время храм закрывался лишь ненадолго, в 1930-е, благодаря чему уцелела бóльшая часть его внутреннего убранства.
Собор представляет собой приземистый двусветный продольно ориентированный четверик с пониженной апсидой, завершённый пятью широко расставленными главами на световых барабанах. Небольшой размер глав и слишком маленький диаметр несущих их барабанов выдают недостаточное мастерство строителей, видимо, не слишком хорошо владевших искусством возведения сводов и потому побоявшихся сделать венчание храма более массивным. В 1770-е нижнюю часть барабанов, украшенную кокошниками, закрыли высокой кровлей, из-за чего сейчас они кажутся ещё более непропорциональными.
К четверику примыкают три придела – Алексея человека Божия, мученика Харлампия (с севера) и Сергия Радонежского (с юга), устроенные, видимо, через несколько лет после строительства основного объёма. Западный притвор возведён в конце XIX столетия.
Фасадный декор выдержан в типичных для своего времени формах узорочья; основным его элементом служит пояс полукруглых кокошников вверху стен и нарядные оконные наличники с килевидно-лопастным очельем. Рядом с храмом стоит шатровая колокольня XVII века.
Внутри четверика своды опираются на четыре массивных круглых столба. Сохранившиеся в храме росписи первой половины XVIII века – древнейший на территории Чувашии памятник монументальной живописи. Простота и грубоватость живописной манеры, некоторая наивность в построении композиций, условность в передаче движения, коренастые фигуры с крупными головами и большими руками, неяркий колорит с преобладанием красно-коричневых, охристых и зеленоватых цветов придают росписям особую выразительность и демонстрирует её тесную связь с традициями народного искусства.
Некоторые исследователи утверждают, что лица персонажей имеют характерные именно для чувашей антропологические черты, высказывая на основании этого предположение, что храм расписывали местные мастера. Существуют, впрочем, предположения, что авторами росписей были художники из других регионов, например, из г. Кашин Тверской губернии.
Примечательно, что эта уникальная живопись едва не погибла в начале ХХ века. В 1913 местное церковное начальство, ссылаясь на то, что росписи слишком тёмные, захотела заменить новыми. Спасла памятник Императорская Археологическая комиссия, признав их «весьма ценным памятником старины» и запретившая уничтожать их. Росписи реставрировались в 1971–1974 и 2010–2018.
В храме уцелел великолепный главный иконостас середины XVIII века в стиле барокко с украшенными скульптурой царскими вратами. Их уникальной особенностью является то, что в размещённой на них композиции «Сошествие Святого Духа» изображено не двенадцать апостолов, как обычно бывает, а всего одиннадцать. Иконостасы приделов не сохранились.
Фото 2023 Алексей Гриц.
#храмы #XVII #XVIII #Чувашская_республика #Чебоксары #узорочье #барокко #древнерусское_зодчество #росписи #иконостас