Чебоксары. Троицкий мужской монастырь.

Троицкий Чебоксарский монастырь. Действующий, мужской. Основан в 1566 г. как один из первых миссионерских центров Среднего Поволжья. Сыграл огромную роль в просвещении чуваш светом Христовым. Из нескольких монастырей в черте Чебоксар, действовавших до 18 века (известны Никольский, Благовещенский, Сретенский), он – единственный уцелевший после екатерининской реформы 1764 года. Тогда, при учреждении штатов, его причислили к 3 классу, что было своеобразным признанием его духовного значения. Ведь во всей огромной Казанской епархии, включавшей значительную часть Поволжья, в том числе территорию современной Чувашии, лишь 11 монастырей остались тогда «в штате». Из упразднённого Никольского монастыря в Троицкий была перенесена великая местная святыня – резная икона-скульптура Николая Чудотворца. По преданию, в древние времена она сама приплыла в Чебоксары по Волге. Почитание этого образа было распространено не только среди православных, но и среди язычников. Даже не крестившиеся чуваши и марийцы из многих окрестных мест приходили «судиться к Николаю Угоднику» — считалось, что перед этой иконой невозможно сказать неправду и при этом не упасть замертво. В 18 – начале 20 вв. икона находилась в отдельной часовне возле врат Троицкого монастыря, ныне она пребывает в Толгской церкви этой обители. Вторая главная святыня, находящаяся в той же церкви – древний чудотворный список Иверской иконы Божией Матери. Перед ним регулярно совершаются молебны с акафистом.
Существующий архитектурный ансамбль обители сложился в 17-19 вв. Он включает в себя большой Троицкий храм, церковь Толгской иконы Божией Матери и малую церковь св. великомученика Феодора Стратилата, а также живописные стены и башни, имеющие скорее декоративное, чем оборонительное значение. Над восточной стеной восстановлена разрушенная в советское время колокольня. Благодаря своему местоположению в самом центре Чебоксар, на берегу Волги, монастырь, несмотря на небольшие размеры, стал по сути одной из архитектурных доминант города, его своеобразным «кремлём». Богослужения в обители проводятся ежедневно утром и вечером. Монастырь не рассчитан на приём большого количества паломников, однако может разместить на ночлег нескольких богомольцев, разумеется, по благословению наместника или благочинного.

Троицкий монастырь, 3 класса, в городе Чебоксары. Основан в 1567 году. Здесь находится древний резной образ святителя Николая, почитаемый как русскими, так и инородцами. При монастыре школа.
Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году»

Свято-Троицкий православный мужской монастырь в Чебоксарах – один из первых монастырей вЧувашии. Основан в 1566 по указу царя Ивана IV Грозного в миссионерских целях, для проповеди православия среди языческих народов Поволжья, имел общежительный устав. В 1566–1764 монастырь являлся владельцем крупной вотчины в Чебоксар. у., на территории к-рой основал 6 деревень, впоследствии вошедших в пределы Чебоксар, – Набережную, Банново, Гремячево, Соляново, Якимовку, Завражную. По данным на 1746, в них проживало 612 крестьян муж. пола, в состав вотчины входили 801,5 дес. пашни, 184 дес. сенокоса, 2,5 дес. леса, рыбные ловли на р. Волга. В 1764 в результате секуля­ризацион. реформы Екатерины II обитель причислена к 3-му классу штатных монастырей, все земли и крестьяне переданы государству, вместо них назначалось штатное жалованье в размере 950 руб. в год. В кон. 18 – 19 вв. монастырь получил от правительства в Козьмодемьян. у. мельницу и рыболовные озёра, в Чебоксар. и Цивил. у. – пашню, луга, участок леса общей площадью ок. 314,5 дес., к-рые часто сдавались в аренду. В 1789 и 1838 к монастырю приписаны 2 чебоксар. пустыни – Владимирско-Сретенская и Спасо-Геронтьевская.
Вскоре после основания монастыря была построена деревян. соборная церковь во имя Святой Троицы, в 1669 сооружён храм в честь апостолов Петра и Павла, но к 18 в. он не сохранился. При поддержке чебоксар. купечества на территории обители в 18 в. возведены каменные ограда и кельи, церкви перестроены в каменные. В описи от 1763 упоминаются 4 камен. храма: Троицкий, Толгской иконы Божией Матери, святых первоверховных апостолов Петра и Павла, святого великомученика Феодора Стратилата. Позднее Петропавловский храм за ветхостью был разобран. Первоначал. композиция архитектур. ан­самбля, отличающаяся живопис. и компакт. планировкой, в основном сохранилась. Композицион. центром монастыр. комплекса является монументал. Собор Троицкий (1748). Старейший храм – Церковь Толгской иконы Божией Матери (1713). Трапезная церкви, ставшая со временем Никольским приделом, служила местом захоронения настоятелей монастыря. Оригинальна архитектура однопрестольной надвратной Церкви великомученика Феодора Стратилата (1759).
С юго-восточ. стороны к церкви примыкает двухэтаж. братский корпус, построенный одновременно с храмом. Основной доминантой комплекса является надвратная шатровая колокольня, построенная в 1859 по проекту архитектора Петонди, снесена в 1928, восстановлена в 1995. В монастыр. комплекс входят также часовня в честь Николая Чудотворца, здание братских келий и настоятел. покои. Возведённые в сер. 18 в. настоятел. покои сохранили первоначал. декор и планировку. Здесь заметно влияние общеевроп. барокко (оконные проёмы обработаны плоским ленточ. обрамлением с замковым камнем), прослеживаются и традиции рус. барокко (восьмиугол. окно второго света над входом). Монастырь обнесён камен. стеной с 4 угловыми башнями. Под управлением монастыря также находились 2 камен. церкви, ранее принадлежавшие пустыням: Владимирской Божией Матери со Сретенским и Варлаамо-Иосафским приделами, двухэтажная Тихвинско-Богородицкая. В монастыре находилась икона св. Николая, считавшаяся чудотворной. В нач. 20 в. действовала церковноприходская школа, в к-рой обучалось 73 ученика.
Численность братии обители в 1767 составляла 10 чел. (1 архимандрит, 5 иеромонахов, 2 иеродиакона, 2 монаха); в 1830 – 10 чел. (1 архимандрит, 2 иеромонаха, 2 вдовых священника и 1 вдовый диакон, 1 монах, 3 послушника), в 1913 – 22 чел. (1 архимандрит, 5 иеромонахов, 2 иеродиакона, 2 монаха, 12 послушников).
После Октябрьской революции 1917 вся земельная собственность монастыря была конфискована. В 1922 братия и прихожане объявили о преобразовании обители в «Религиозное общество ревнителей вселенского православия». По постановлению президиума Исполкома област. совета рабочих, крестьян. и солдат. депутатов ЧАО от 29 октября 1924 в ноябре того же года монастырь закрыт. В 1920–30 камен. архитектур. комплекс обители (в т.ч. и церкви) подвергался разрушению. В 1928 в северо-запад. части территории монастыря построен Дом крестьянина, к-рый с началом коллективизации переименован в Дом колхозника, затем – в гостиницу «Турист». Постановлением Совета Министров Чуваш. АССР от 20 декабря 1946 «Об охране памятников архитектуры» здания монастыря объявлены памятником архитектуры и взяты под охрану государства. До 1980-х гг. в кельях, в пристрое церкви Великомученика Феодора Стратилата, в настоятел. покоях располагались жилые помещения, в 1979 здания переданы област. совету по туризму, в 1980-х гг. – Мин-ву культуры Чуваш. АССР.
В 1992 комплекс передан Чебоксарской и Чувашской епархии, и в 1993 началось восстановление монастыря, в 1994 совершена первая служба. К 1997 монастырь полностью восстановлен и вновь стал одним из православных центров Чувашии. Обители принадлежат 2 подворья: в с. Малое Чурашево Ядрин. р-на, в с. Большой Сундырь Моргауш. р-на, к к-рым приписаны храмы. В 1995 здание быв. Дома крестьянина передано под Чебоксарское епархиальное православное духовное училище. С 2004 при обители действует воскресная школа. В 2019 численность братии составляла 30 чел. (1 наместник-архимандрит, 4 игумена, 7 иеромонахов, 4 иеродиакона, 7 монахов, 7 послушников). На территории монастыря расположены памятники истории и культуры федерал. значения: собор Живоначал. Троицы (Троицкий собор), церковь Толгской иконы Божией Матери, церковь Великомученика Феодора Стратилата, братский, игуменский и трапезный кор­пуса.
В 1996 и 2001 обитель посещал патриарх Алексий II. После восстановления монастырь возглавляли наместники: архимандрит (с 2005 – епископ) Савватий (Антонов) (1993–2009), с декабря 2009 – игумен (с 2011 – архимандрит) Василий (Паскье).
Авторы: А.А. Чибис, Н.И. Муратов. Лит.: Амвросий. История Российской ие­рархии. Ч. VI. М., 1815; Справочная книга по Казанской епархии. — Казань, 1904; Ди­мит­риев В. Д. История Чувашии XVIII века. Ч., 1959; Димитриев В. Д., Чибис А. А. Землевладение и хозяйство Чебоксарского Троицкого монастыря во второй половине XVI–XVII вв. Ч., 2005.

Свято-Троицкий мужской монастырь — одно из самых старинных церковных сооружений в Чебоксарах. Древняя православная обитель дополняет облик исторической части города и привлекает множество прихожан, среди которых не только чебоксарцы, но и приезжие из других городов гости и паломники. История Свято-Троицкого мужского монастыря началась в далеком 1566 г. Обитель построили в целях христианизации завоеванных земель по прямому указанию Ивана IV Грозного. В летописях об этом событии писали так: «Царь и великий князь Иван Васильевич, всеа Русии пожаловал, велел в Чебоксарех устроити манастырь Живоначальные Троицы».
Через 43 года, в 1609 году, восставшие крестьяне и волжские казаки монастырь разорили и сожгли, повстанцы убили настоятеля игумена Геласия. Однако вскоре храм восстановили. Известно, что изначально он был деревянным, но, согласно упоминаниям 1763 года, воссозданный монастырский комплекс имел 4 каменных храма: Троицкий, Толгской Божией Матери, Святых первоверховных апостолов Петра и Павла, Святого великомученика Феодора Стратилата.
В 1767 г. во время своего путешествия по Волге монастырь посетила императрица Екатерина II. Она остановилась в Чебоксарах по дороге в Казань. Императрица поучаствовала в торжественном молебне, который отслужил настоятель монастыря архимандрит Хрисанф.
Вновь реконструировали монастырь в июле 1900 г. Обновление и освящение стен собора провели накануне приезда архиепископа Казанского и Свияжского Высокопреосвященнейшего Арсения. Как пишут историографы, храм был «возобновлен во внутренних своих частях: устроены везде новые полы, стены окрашены масляной краской и расписаны».
Наиболее значимый подъем духовной и просветительской жизни монастыря пришелся на 1902 год, когда его настоятелем стал архимандрит Серафим (Павлиненко). По его инициативе при монастыре открылась мужская церковно-приходская школа с 73 учащимися. Архимандрит Серафим возглавлял обитель до 1922 г.
Революция не прошла стороной стены старинного монастыря. Красноармейцы конфисковали имущество комплекса, изъяли все денежные средства обители, драгоценные оклады икон и другие дорогостоящие святыни. Некоторые церковные предметы отправили в музей, благодаря чему они сохранились и вернулись в монастырь снова в 1990-е г.г.
Осенью 1924 г. монастырь закрыли. В 1925 г. снесли колокольню, начали частичный демонтаж стен обители. Монастырь могла постигнуть судьба десятков других церковных сооружений, полностью разрушенных после революции. Однако власть решила его не сносить. В то время в Чебоксарах не хватало помещений для государственных учреждений, поэтому здания церковной обители были сохранены, правда, подверглись частичной перестройке. В 1946 году монастырь занесли в список памятников архитектуры, особо охраняемых государством. До 1980-х г.г. монастырские кельи и пристрои использовались в качестве жилых помещений.
В 1992 г. правительство Чувашской Республики вернуло строения бывшего монастыря Чебоксарско-Чувашской епархии. В 1993 г. священнослужителя иеромонаха Савватия (Антонова) выбрали наместником монастыря, а архиепископа Чебоксарского и Чувашского Варнаву — правящим архиереем. Старинную обитель начали восстанавливать.
Возрождение монастыря проходило быстрыми темпами: восстановили Толгский храм, Троицкий собор, стены и угловые башни, сразу же совершили службу с крестным ходом, а затем здесь появились первые насельники. В 1996 г., спустя десятки лет, монастырь вновь обрел «голос» — на построенную снова колокольню подняли колокола весом в 59 и 75 пудов. В честь такого события в Чебоксары прибыл патриарх Московский и всея Руси Алексий II и отслужил в монастыре молебен. С декабря 2009 г. Свято-Троицкий мужской монастырь возглавляет игумен Василий (Паскье).
В комплекс Свято-Троицкого мужского монастыря входят: Троицкий собор, восстановленная колокольня Троицкой церкви, трапезный корпус, церковь великомученика Феодора Стратилата, игуменский корпус, братский корпус, восстановленная часовня Св. Николая Чудотворца, церковь Толгской Божией Матери. На территории монастыря также действуют Епархиальное духовное училище и Воскресная школа.
Достопримечательности Чебоксар

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?