Чебоксары. Спасо-Преображенский женский монастырь.

Чебоксарский Спасо-Преображенский женский монастырь находится на месте, называемой Владимирской горкой. В 1716 году берет начало история будущей святой обители, неоднократно разрушавшейся, но снова восстанавливающейся. Именно в это время на Владимирскую горку приезжает святитель Казанский Гурий с Владимирской иконой Божией Матери, чтобы благословить место для строительства крепости — Чебоксары. В честь встречи был заложен Сретенский монастырь с храмом Владимирской иконы, а люди с той поры так и прозвали место Владимирской горкой.
Городские пожары, крестьянские бунты, а также тяжбы за монастырскую землю привели в упадок Сретенскую обитель. Вскоре ее закрыли. Так на этом месте остается один лишь Владимирский храм. Владимирская пустынь долгое время находится почти в развалинах.
Но в 1899 году возвращается монашеская жизнь. Покровительство над монастырем взяла настоятельница Космодемьянского женского монастыря игуменья Варвара. Статус монастыря Спасо-Преображенская Чебоксарская обитель так и не получила, наступил 1917 год. Решением советской власти монастырь был закрыт, но и после разрушения монастыря многие чебоксарцы хранили память о нем.
Свою новую страницу Спасо-Преображенский монастырь открыл в 1989 году. В 1990 году Высокопреосвященнейший архиепископ Чебоксарский и Чувашский Варнава благословил восстановить монашескую жизнь в монастыре. 21 сентября 1990 г. в праздник Рождества Пресвятой Богородицы состоялось торжественное открытие монастыря, обитель получила статус Спасо-Преображенского монастыря.
http://www.wix.com/cheboksarymon/ru#!history

Чебоксарский Спасо-Преображенский женский монастырь находится на месте, называемой Владимирской горкой.
Первое упоминание о Владимирской горке находится в летописи 16 века по Казанско-Свияжской епархии. В 1555 г. по указу Иоанна Грозного из Москвы в новоучрежденную Казанскую епархию с целью миссионерства отправился архиепископ Гурий. Вскоре он прибыл в Чебоксары и благословил город иконой Владимирской Божией Матери. Здесь первым его архипастырским распоряжением было утверждено место для соборной церкви Введения Богоматери в Чебоксарах. Место встречи знаменитой иконы было названо Владимирской горкой. В честь встречи городской святыни в 1716 г. была основана Сретенская мужская пустынь с храмом, посвященным иконе Владимирской Божией Матери.
Сретенский монастырь был устроен по почину частных лиц в память известного события и не располагал различными угодьями. В 1725 г. Сретенская Владимирская пустынь была присоединена к Троицкому мужскому монастырю. В 1898 г. на должность игумении Козьмодемьянского женского монастыря была назначена бывшая игумения Пюхтицкого Свято-Успенского женского монастыря Варвара, в миру Елизавета Дмитриевна Блохина, дочь купца 1 гильдии. Она обратила внимание на Владимирскую пустынь и ходатайствовала пред епархиальным начальством об открытии в названной пустыне женской общины. Указом Святейшего Правительствующего Синода от 20 мая 1899 г. было определено: «Упраздненную Владимирскую мужскую пустынь, Чебоксарского уезда, обратить в женскую того же наименования чувашскую общину, с таким числом сестер, какое община будет в состоянии содержать на свои средства, с причислением её к Козьмодемьянскому женскому монастырю. По получении этого указа Высокопреосвященнейший Арсений сделал распоряжение, чтобы настоятельница Козьмодемьянского женского монастыря позаботилась о приспособлении Владимирской Чебоксарской пустыни к открытию в ней женской общины.
В начале сентября работы к открытию женской общины были закончены. Главный придел был назван в честь Владимирской Божией Матери, правый — в честь преподобного Арсения Великого. Левый придел был освящен в 1862 г. уже Высокопреосвященнейшим Афанасием, архиепископом Казанским во имя Сретения Господня. Заведывала общиной монахиня Арсения. При общине в 1900г. открылась церковно-приходская школа для девочек-сирот. К 1914 г. в общине кроме трехпрестольного храма имелся деревянный больничный храм в больничном корпусе. Были построены просфорная, живописная, чеканная, золотошвейная, где монахини шили церковные облачения. Монастырь представлял собой хорошо организованное и налаженное хозяйство. В 1924 г. Владимирская женская община получила статус самотоятельного женского монастыря. Викарий Казанской епархии епископ Чебоксарский Афанасий назначает настоятельницей и возводит в сан игумении монахиню Тамару (Сатси).
Чебоксарский женский монастырь существовал как религиозная община до января 1930 г. Тогда был закрыт последний храм монастыря и отобраны все помещения.
В 1990 г. Высокопреосвященнейший архиепископ Чебоксарский и Чувашский Варнава благословил восстановить женский монастырь. В июле 1991 г. из Спасо-Преображенской пустыни, что под Ригой, по запросу и благословению архиепископа Варнавы прибыла старшая сестра монахиня Сергия. 21 сентября в праздник Рождества Пресвятой Богородицы состоялось торжественное открытие монастыря. Архиепископом Чебоксарским и Чувашским Варнавой монахиня Сергия была возведена в сан игумении. Обитель получила название «Спасо-Преображенский женский монастырь». Центральный придел в честь Преображения Господня, правый придел с престолом в честь иконы Владимирской Божией Матери, левый придел освящен в честь преподобного Серафима Саровского. В этой части храма находятся священные реликвии монастыря: нерукотворный образ преподобного Серафима, отобразившийся на стекле с иконы, написанной на холсте в Х1Х в. и икона преподобномученицы Тамары, бывшей игумении Чебоксарского женского монастыря, причисленной к лику новомученников и исповедников Российских в 2007 г.
Комплекс Спасо-Преображенского женского монастыря: храм в честь Преображения Господня; домовый храм преподобного Сергия, игумена Радонежского; часовня с источником в честь Владимирской иконы Божией Матери; часовня на месте бывшего монастырского кладбища.
http://www.cheb-eparhia.ru/orgs.aspx?id=23

Время не сохранило для нас более ранних документальных свидетельств о том, когда это место стало впервые обживаться людьми, но ряд преданий и косвенных данных свидетельствуют, что у него богатая и не во всем еще до конца изученная история.
Подъезжая сегодня к Владимирской горке, расположенной в пологой местности междуречья Чебоксарки, Сугутки и Трусихи, невольно обращаешь внимание на необычность этого возвышения, напоминающего скорее искусственный курган, чем естественное природное образование. До сих пор у проживающих здесь старожилов бытует предание, что холм этот насыпной. Утверждал это на рубеже 19-20 вв. и один из жителей д. Протопопиха, который слышал от своих дедов, что холм насыпан солдатами. Очевидно, подобные легенды, а также пытливое изучение хранившихся при церквях архивов позволили в начале XX в. церковному историку и знатоку местного края, священнику Иоанну Барсову, предположить, что еще до основания города-крепости Чебоксары на этом месте «уже была воинская сила», встретившая здесь летом 1555 г. первого архиепископа Казанского и Свияжского Гурия, которому было поручено Иваном Грозным освятить место будущего строительства городского поселения и его главного храма.
Думать, что Св. Гурий, — писал историк, — пристал к городу в том месте, где теперь находятся пароходные пристани, было бы ошибочно. Волга в то время держалась левого берега; а против Чебоксар, где долина Волги суживается до 2-3 верст, такое положение удержалось даже в памяти старожилов. Для того, чтобы пристать к селению, именуемому Чебоксарами, нужно войти в устье Чебоксарки и подняться по реке, чтобы из судов высадиться на удобном месте. Таким удобным местом оказался небольшой холм, где впоследствии основался Сретенский монастырь и на его развалинах Владимирская пустынь. Отсюда Св. Гурий и отправился со своими спутниками на гору, где и заложил соборный храм во имя Введения во храм Пресвятыя Богородицы. А на месте высадки и встречи Св. Гурия вскоре появившиеся русские насельники и основали монастырь, назвав его Сретенским, в благодарное воспоминание встречи св. иконы Владимирской Божией Матери.
Длительное время в память об этом событии в Чебоксарах ежегодно 6 июля (н.ст.) проводился крестный ход из Введенского собора во Владимирскую церковь. Отметим, что эта икона пережила все советское лихолетье и до настоящего времени хранится с левой стороны от царских врат, в иконостасе Введенского собора г. Чебоксары.
В 2015 году 3 июня, также в день празднования иконы Владимирской Божией Матери, по решению игумении Сергии и по благословению митрополита Чебоксарского Варнавы, было положено начало того святого обычая. Духовенство монастыря, Игумения Сергия с сестрами и прихожане крестным ходом прошли до Введенского собора, где был отслужен молебен перед стариной чудотворной иконой святителя Гурия — Владимирской иконой Божией Матери. А 6 июля крестный ход пришел с Введенского собора. Перед этим событием в обители была отслужена литургия, молебен, крестный ход вокруг храма с чтением Евангелия, была встреча митрополита Варнавы и самого крестного хода. По благословению игумении Сергии, были приглашены к праздничной трапезе все желающие богомольцы.
Таким образом, предположение, что именно с этого холма ведет свое начало история русского города-крепости Чебоксары, не лишено основания. Действительно, возвышенное место, обнесенное деревянным частоколом, окруженное густым лесом и естественными водными преградами — тогда еще полноводными и достаточно широкими реками Чебоксаркой и Сугуткой, реально могли обеспечить вполне надежную защиту для военного лагеря, который, в свою очередь, сам прикрывал город со стороны важного стратегического направления — Курмышской дороги.
В 1899 г. этому тихому и уединенному месту, столь почитаемому чебоксарцами, было вновь суждено стать колыбелью монашеской обители, на этот раз женской. Стараниями обретших здесь уединение от мирской суеты женщин облик холма совершенно изменился. Разбитый ими фруктовый сад стал самым крупным и одним из лучших в городе. В памяти старожилов остался и богатый рыбой сооруженный здесь же пруд.
До закрытия монастыря игуменией его была ныне прославленная в лике святых — преподобномученица игумения Тамара.
Начавший восстанавливаться в 1990 г. стараниями протоиерея отца Григория, бывший Владимирский храм уже через год стал главным храмом Спасо-Преображенского женского монастыря, который раскинулся по юго-западному склону холма.
В июле 1991г. из Спасо-Преображенской пустыни, что под Ригой, по запросу и благословению Архиепископа Варнавы прибыла старшая сестра монахиня Сергия. 21 сентября в праздник Рождества Пресвятой Богородицы на основании постановления Священного Синода состоялось торжественное открытие монастыря. Архиепископом Чебоксарским и Чувашским Варнавой монахиня Сергия была возведена в сан игумении. Обитель получила название «Спасо-Преображенский женский монастырь». Трудами и заботами матушки игумении Сергии, монахинь и послушниц вновь воссозданной обители облик этого древнего Чебоксарского уголка буквально преобразился.
Информация с официального сайта, http://vladimirskaya-gorka.ru/

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?