Собор Владимирской Божьей Матери был построен в 1690 г. и более известен под двумя другими названиями — 2-й Николаевский собор и Иоанно-Предтеченская церковь. Существует несколько версий, объясняющих расхождение в названиях, однако ни одна из них не имеет строго документального подтверждения. Известно, что с конца XVI в. до середины XVIII в. он принадлежал Никольскому девичьему монастырю. По своим архитектурным особенностям относился к редко встречающемуся типу пятиглавых двухстолпных храмов. Из декоративных элементов архитектуры сооружения особую ценность представляла собой главка северного придела, облицованная керамической поливной черепицей — уникальное явление в русском церковном зодчестве.
Несмотря на рекомендации специалистов о необходимости всемерной охраны храма, он был разрушен в середине 1930-х годов. С этим памятником был связан ряд местных исторических преданий. Так, в 1601 г. по указу царя Бориса Годунова в Чебоксарский Никольский девичий монастырь была сослана опальная боярыня Мария Шестова, бабушка будущего первого русского царя из династии Романовых — Михаила Федоровича. По мнению чебоксарских церковных историков А.И. Кроковского и И.М. Барсова, она была захоронена в южном во имя Николая Чудотворца приделе собора.
В 1913 г., в связи с подготовкой к празднованию 300-летия дома Романовых, был поднят вопрос об установлении точного места ее захоронения. С этой целью в январе того же года под руководством начальника Казанской губернии М.В. Стрижевского и управляющего Казанской и Свияжской епархией архиепископа Анастасия здесь были проведены раскопки, на основании которых был сделан вывод, “что инокиня Мария Шестова, находясь в ссылке, жила, скончалась, погребена и покоится в недрах Казанской земли, — в г.Чебоксарах, в склепе под придельным храмом св. Николая…” С ее именем связывают происхождение уникального памятника ранней станковой живописи, хранящегося в Чебоксарском художественном музее, – образа святого благоверного царевича Димитрия с подробным, не имеющим аналогов, текстовым описанием событий в Угличе и изобразительными сюжетами убиения наследника престола.
Колокольня собора Владимирской Божьей Матери (конец XVII в.) — необыкновенно гармоничное и нарядное пятиярусное сооружение — наиболее яркий пример архитектуры “нарышкинского стиля” русского барокко в Чебоксарах. Из 122 колоколов, бывших в городе до революции, колокольня имела второй по величине весом 216 пудов, отлитый местными мастерами в 1797 г. Снесена в 1929 г.
http://bigring.ru/?trID=630