Кафедральный собор Чувашской епархии. До революции – главный храм уездного города Чебоксар. Построен в 1657 году, на месте прежнего деревянного. Один из самых древних сохранившихся памятников церковного зодчества в Среднем Поволжье (более древние – 16 века, — уцелели лишь в Казани и Свияжске). Имеет характерный для посадских храмов 17 века большой параллелепипед основного объёма, украшенный наличниками из фигурного кирпича и ложными закомарами над кровлей – по 6 над боковыми стенами и по 5 над западной и восточной.
Восьмигранная шатровая колокольня – также характерный образец зодчества той эпохи (опять-таки – один из очень немногих шатровых памятников, сохранившихся в Среднем Поволжье). А вот 5 очень маленьких куполов, являющих разительный контраст с размерами самого храма, как и четырёхскатная кровля, закрывшая низ барабанов – памятники более поздних, не очень удачных перестроек и «обновлений». Величественный храм венчает собой главный городской холм и потому хорошо виден издалека. Особенно живописный вид на него открывается со стороны Волги.
С древнейших времён Введенский собор является вместилищем многих местночтимых святынь, среди которых в дореволюционной литературе обычно выделялись: Владимирская икона Божией Матери, «которой благословил город св. Гурий» (в 16 веке) и Смоленская икона Божией Матери с частицами мощей свв. Гурия, Варсонофия и Германа. Последний образ был пожертвован казанским митрополитом Тихоном (1699 – 1724 гг.), которому, в свою очередь, подарил его имеретинский царь Арчил Вахтангович.
В июне 2006 г. собор почти три дня был местом пребывания десницы Иоанна Крестителя, временно привезённой в Россию из Черногории. Десятки тысяч паломников из нескольких ближайших епархий побывали в те дни в Чебоксарах. (специально для Соборы.ру)
Введенский кафедральный собор — четырехпрестольный. Главный алтарь освящен архиерейским чином в 1944 году в честь Введения во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы. Правый придел освящен архиерейским чином также в 1944 году в честь преподобного Сергия Радонежского. Левый придел имеет два алтаря: 1) освященный в 1986 году архиепископом Чебоксарским и Чувашским Варнавой в честь святаго праведного Алексия человека Божия; 2) освященный архиепископом Чебоксарским и Чувашским Варнавой в 1989 году в честь священномученика Харалампия. Колокольня расположена на территории храма с правой стороны (11 колоколов).
С сайта Чувашской митрополии РПЦ
Чебоксарский Введенский собор — объект культурного наследия России. Пожалуй, самое уникальное и старое здание города. История собора начинается с 26 мая 1555 г. Именно эта дата стоит в наказной грамоте царя Ивана Грозного первому архиепископу Казанскому и Свияжскому Гурию. Говорится в ней следующее: «… а в прочих градех во всех по молебнех ходити около града со кресты, и божественная литоргия служити везде в соборной церкве, даже и до нового места Чебоксар, идеже благоволит Бог граду быти на Чебоксарю. И туто устроити стан дневной, и с воеводами по совету, где быти святой соборной церкве Введению Пречистой, и на том же месте поставити полотняная церковь…».
Сказано — сделано. Согласно историческим данным, в двадцатых числах июля 1555 г. архиепископ Гурий со своими спутниками прибыл на то место, где предполагалось основать город Чебоксары. Первым его распоряжением было указание места на вершине косогора для соборной церкви Введения Богоматери. По одному из преданий здесь стояло большое языческое капище — керемет.
На этом месте поставили походную полотняную церковь, здесь Гурий отслужил первую в своей епархии и на чувашской земле Божественную литургию, после чего он благословил жителей города привезенной с собой Владимирской иконой Божией Матери. Икона с этим образом и в настоящее время хранится во Введенском кафедральном соборе, являясь наиболее древней и самой чтимой. Православные чуваши называют её Торамуш (от чувашского «Тура амаше» — Матерь Божия), а молятся ей об избавлении от скорбей и напастей.
В общей сложности на строительство каменного Введенского собора ушло больше 100 лет. Вместо полотняной церкви была выстроена деревянная соборная церковь, затем к 1657 году отстроен каменный храм с теплыми приделами и шатровой колокольней. Современные архитекторы установили — строительство шло по очень строгим канонам. Создатели строго придерживались сторон света. На востоке был установлен алтарь, на северной стене — богородица, на западной — картины страшного суда, на юге — Иисус Христос.
За свою многовековую историю собор не раз страдал от от стихийных бедствий. В 1755 г. в Чебоксарах во время пожара сгорело более 1000 домов. Тогда собор сохранился только благодаря каменным стенам. В 1773 г., также во время пожара, пострадала кровля.
Свою первую реставрацию собор пережил в 19 веке. Деньги православные чуваши собирали всем миром — в 20-х г.г. 19 в. капитально отремонтировали колокольню, переложили полы, повесили новые колокола. В 30-х г.г. заменили старинные фрески, в 1845 г. перезолотили иконостас.
Кстати, Введенский собор, пожалуй, единственный, который действовал в Чувашии практически во все время своего существования. Единственное исключение — период с с 1939 по 1943 год. В это время здесь размещалась художественная галерея, благодаря чему основные храмовые сооружения хорошо сохранились. Затем начались богослужения, но до 1985 г. в пределах Алексия и Харлампия священномученика находился краеведческий музей.
Доподлинно известно, что 6 апреля 1945 г. настоятель Введенского собора направил телеграмму самому Сталину о внесении в фонд обороны 136 200 рублей, которые собрал Церковный совет, духовенство и верующие города Чебоксары. На эти деньги впоследствии была построена танковая колонна имени Дмитрия Донского, за что Сталин телеграммой поблагодарил председателя Церковного совета Введенского собора.
И сегодня Введенский собор прекрасно сохранил древние фрески, украшающие стены, своды, колонны, конные проемы. Специалисты не сомневаются, художников, работавших над храмовой живописью было несколько. Скорее всего, они были из числа местных жителей — достаточно заметно влияние национальных чувашских традиций. По признанию реставраторов, богатство сюжетов и качество исполнения делают роспись собора по истине уникальной среди фресковой живописи XVII века во всем Среднем Поволжье.
Мастера, проводившие здесь восстановительные работы в начале 2000-х г.г., рассказывают, что под сводами главного купола есть шахты, однако ходы к ним были замурованы задолго до наших дней. Зачем их создавали, куда они ведут и кто их заложил — выяснить уже вряд ли удастся. Удивление специалистов вызвали и соборные фрески, точнее техника их исполнения. Живопись исполнена так, что повторяет фактуру и кладки кирпичей Это уникальная авторская работа, где мельчайшие детали порой изображены в швах между главным строительным материалом того времени. Эта особенность относиться к изображениям, над которыми работали в 18 в. Художники были не только большими мастерами, но и знатными шутниками. На одной из фресок апостолы изображены бородатыми, а люди, их побивающие, бритыми — на европейский манер. Как отметили современные реставраторы, одна из дерущихся фигур имеет поразительное сходство с портретом царя.
Новая история Введенского собора началась в 2004 г. Осевший фундамент и трещины, прорезавшие главное здание, поставили вопрос ребром — быть или не быть старейшему храму Чувашии дальше. Справедливости ради отметим, особенно долго не выбирали. Было получено федеральное финансирование, которое направили в первую очередь на укрепление фундамента и стен, затем на поэтапную реставрацию комплекса в целом. Фактически весь комплекс необходимых работ не завершен до сих пор, однако с уверенностью можно говорить о том, что главный храм и один из символов города Чебоксары продолжает творить историю.
В 2013 г. Центробанк РФ выпустил в обращение три памятные монеты из драгоценных металлов, посвященные памятникам архитектуры России. Одна из них – серебряная, номиналом 3 рубля – именуется «Введенский собор, г. Чебоксары, Чувашская Республика». Как сообщает Банк России, у этой монеты масса драгоценного металла в чистоте составляет 31,1 г, проба сплава — 925, ее диаметр — 39,0 милиметров. С лицевой и оборотной сторон монеты по окружности имеется выступающий кант. На Санкт-Петербургском монетном дворе ее отчеканили тиражом в 7,5 тыс. экземпляров.
Достопримечательности Чебоксар
Введенский кафедральный собор — старейшее здание Чебоксар и всей Чувашии, памятник федерального значения. Кафедральный собор Чебоксарской и Чувашской епархии. Первый бревенчатый храм на этом месте был заложен по грамоте царя Ивана Грозного в 1555 г. Ныне существующее здание возведено в середине XVII в. — в 1650-е или 1660-е г.г.
В 1559 г. деревянная церковь сгорела. В 1660-х г.г. выстроен ныне действующий каменный собор в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы холодный. Позднее к нему были пристроены теплые приделы, с правой стороны — преподобного Сергия Радонежского, с левой — Святого преподобного Алексия, человека Божия. На рубеже XVIII-XIX в.в. последний придел расширили, устроив четвертый престол — Священномученика Харлампия.
В советское время храм закрывался на относительно короткий срок: в 1943 г. богослужения в нем были возобновлены. Приделы Алексия человека Божия и священномученика Харлампия, а также большую часть притвора до апреля 1985 г. занимали фонды краеведческого музея.
Здание за время своего существования неоднократно ремонтировалось, однако свой первоначальный облик в основном сохранило, за исключением мелких утрат и того, что первый ярус фасада оказался закрыт поздней пристройкой притвора. В интерьерах собора сохранились фресковые росписи эпохи классицизма, а также иконостас. Шатровая колокольня типична для московского зодчества XVII в. Построенная отдельно от храма, она также неоднократно подвергалась переделкам, но в целом сохранила свои очертания.
К особо чтимым иконам во Введенском соборе относятся четыре: икона Божией Матери Владимирской XVI в., икона Спасителя, образ Смоленской Богоматери XVII в., образ святых Казанских Чудотворцев Гурия, Варсанофия и Германа.
В 2004 г. в районе собора произошла горизонтальная подвижка грунтов. На стенах и сводах появились трещины, конструкции деформировались. Особую актуальность приобрели вопросы реставрации настенной живописи храма, возникла острая необходимость проведения первоочередных противоаварийных работ по укреплению сводов. В 2006-2009 г.г. был выполнен комплекс первоочередных противоаварийных работ по укреплению сводов храма, усилению оснований и фундаментов буроинъекционными сваями по всему периметру храма, проведены инъектирование и заделка трещин, а также штукатурные работы в интерьерах, чугунные полы заменены на мраморные. В 2010 г. выполнены работы по укреплению юго-восточного барабана и усилению конструкций храма, что позволило предотвратить разрушение памятника, вывести его из аварийного состояния и начать консервационные и реставрационные работы монументальной живописи. В 2012-2013 г.г. проведены работы по реставрации монументальной живописи на южной и западной стенах, включая четыре столпа в четверике. В 2015 г. выполнены реставрационные работы по усилению купола железобетонной обоймой, по усилению юго-восточной главки, а также реставрация внутренних помещений храма — притвора и придела Алексия и Харалампия. В 2018 г. завершены работы по реставрации живописи, а также выполнена реставрация монументальной живописи сводов, арок и барабанов.
Информация с сайта Министерства культуры Российской Федерации, http://www.mkrf.ru
Введенский собор явился первой каменной постройкой в истории города. В качестве строительного материала использовали кирпич «большой руки» и бутовый камень. Строительство осуществлялось бригадами местных каменщиков и каменотесов под руководством нижегородских мастеров. По благословению священноначалия было решено расписывать стены и своды собора изображениями святых и священных событий только из Новозаветной истории.
В Введенском соборе соединились простота и строгость его основного кубического объема, лаконичность и непритязательность декоративной отделки фасадов, плоскостей стен, окон, барабанов пятиглавия. В то же время налицо характерный контраст между могучим кубом храма и его скупой декоративной обработкой. Ряд плавных полукружий закомар смягчает суровый характер Введенского собора.
Собор венчают пять шлемовидных глав на круглых барабанах. Центральный барабан — большего размера. Вызолоченные кресты утверждены над традиционными «яблоками», также позолоченными. Выделяется ажурный центральный крест — он восьмиконечный, тогда как другие кресты — четырехконечные.
Внутри храма — четыре массивных столпа, несущих на себе крестовые своды. Четыре угловых барабана являются как бы продолжением столпов. Столпами собор делится на три нефа. Правый и левый нефы вдвое уже центрального. Алтарь также разделен на три части. Удачно вписываются в интерьер храма хоры, устроенные над западным входом.
Все плоскости стен и сводов собора покрыты живописью. Хорошо сохранились древние фрески, которые украшают стены, своды, колонны, оконные проемы. Имена художников не известны. Художники, вероятно, были местные, поскольку в живописи заметно влияние национальных чувашских традиций. Можно полагать, что по многообразию сюжетов и совершенству исполнения роспись Введенского собора не имеет себе равных среди фресковой живописи XVII века во всем Среднем Поволжье. Удивительна также техника исполнения фресок. Живопись написана на тонкой обмазке, повторяющей фактуру кирпичной кладки. Это уникальная авторская работа, где мельчайшие детали порой изображены в швах между главным строительным материалом того времени.
Арки, цоколи столпов, а также части стен между оконными проемами украшены растительным орнаментом. Основную часть росписи южной стены собора составляют изображения на темы кондаков и икосов акафиста Иисусу Сладчайшему. 25 изображений снабжены подписями-стихами из текста 13 кондаков и 12 икосов. Изображения даны пятью ярусами по пять изображений в каждом. На восточной части южной стены представлены: «Пятый Вселенский Собор», «Тайная вечеря», «Деисус» с предстоящими равноапостольными Константином и Владимиром.
Большую часть северной стены занимает акафист Божией Матери. Схема изображений такая же, как и в акафисте Иисусу Сладчайшему. В акафисте Богоматери художник частично, в изображениях (верхних) второго и третьего ярусов, изменил последовательность расположения кондаков и икосов.
На восточной части северной стены изображены, в частности, «Четвертый Вселенский Собор», «Три Святителя», «священномученик Харалампий». Северная стена также украшена растительным орнаментом — преимущественно ярко-красными, синими и белыми цветами на темном фоне. Почти вся западная стена собора — это изображения «Откровения апостола Иоанна Богослова» и «Страшного суда». Внизу южной части стены изображены «Страдания святых апостолов». Своды собора украшены в основном живописными композициями на евангельские темы: «Святые Жены-Мироносицы», «Беседа Христа с самарянкой», «Вход Господень в Иерусалим», «Сретение Господне» и др. На круглых столпах изображены ветхозаветные пророки и мученики Христовы, а также святые Гурий, Герман и Варсонофий, просветители Казанской и Чувашской земли. Изображения расположены в трех ярусах на каждой из сторон света и увенчаны декоративной аркой.
В соборе находятся Владимирская икона Божией Матери, подаренная святителем Гурием в 1555 году, икона Спасителя, подаренная митрополитом Казанским и Свияжским Тихоном, образ Смоленской иконы Божией Матери и образ святых Казанских чудотворцев Гурия, Варсанофия и Германа с вложенными серебряными ковчежцами с частицами их мощей.
Собор действовал до 1939 г. Затем его закрыли, и до 1943 г. в нем была размещена картинная галерея. Весной 1945 г. церковный совет, духовенство и жители Чебоксар собрали 136 000 рублей и перечислили деньги на нужды обороны СССР. Для того времени это была огромная сумма. Средства, в частности, пошли на строительство танковой колонны им. Дмитрия Донского. Настоятель храма отправил Сталину телеграмму, в которой сообщил о переводе денег. Иосиф Виссарионович в ответной телеграмме поблагодарил всех за оказанную помощь. До 1985 г. в приделах священномучеников Алексия и Харалампия располагался краеведческий музей.
В середине 2019 г. в соборе завершен комплекс реставрационно-востановительных работ. Все работы проведены на высоком уровне.
http://www.fedmp.ru