Вторая половина XVIII века. Россия,
Часы в серебряном футляре в форме яйца.
Часы были изготовлены известным русским механиком-самоучкой Иваном Петровичем Кулибиным (1735–1818), который прослышав о намерении императрицы Екатерины II посетить его родной Нижний Новгород, задумал создать для нее уникальные часы. Весной 1767 года во время своего визита императрица побывала в мастерской Кулибина, ознакомилась с его работами и, заинтересовавшись рассказом о часах, изъявила желание, чтобы по окончании работ Кулибин лично привез их в Петербург. Работу Кулибин завершил в марте 1769 года. В часы установлен механизм часового боя, музыкальный аппарат, воспроизводящий несколько мелодий, и миниатюрное устройство, приводящее в действие фигурки в крошечном встроенном театре. По форме часы напоминают гусиное яйцо и состоят из четырехсот двадцати семи мельчайших деталей. В конце каждого часа звучат пасхальные мелодии и воспроизводятся пасхальные сцены: отворяются дверцы, расположенные в середине яйца, и взору смотрящего предстает чертог, в глубине которого «подобие гроба Господня» и дверь, заваленная камнем, а по сторонам два стража с копьями. Через полминуты в чертоге появляется фигурка ангела, камень отваливается, и стражи падают ниц. Спустя еще полминуты появляются две жены-мироносицы (фигурки отлиты из золота и серебра) и раздается мелодия «Христос Воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав» (Тропарь, глас 5-й), повторяющаяся три раза. По окончании ее двери закрываются. Тропарь Пасхи повторяется перед каждым часом, начиная с восьми утра и до четырех часов пополудни, а в остальные часы заменяется другой мелодией «Воскрес Иисус из гроба, якоже прорече, даде нам живот вечный и велию милость» (Кондак, глас 8-й). Кроме того, один раз в сутки, в полдень, проигрывается музыка, сочиненная Кулибиным в честь приезда императрицы в Нижний Новгород, мелодия продолжается четыре минуты. Часы имеют суточный завод, отбивают четверть часа, полчаса и полный час. Поднесенный дар произвел на императрицу столь сильное впечатление, что она предложила талантливому мастеру возглавить механические мастерские Академии наук, и Кулибин согласился.
Эрмитаж.