«Считается, что почитание ключа, связано с появлением в нем или около него житийной иконы Святой великомученицы Варвары. По одной версии в селе Купань жил юродивый, который однажды привел жителей села на Купанское болото, где в небольшой яме бил ключ, а в воде лежала икона. Рассказывают также, что икону нашел живший в селе глухонемой паренек. Однажды он вдруг заговорил и стал звать за собой на болото односельчан. Поражённые крестьяне пошли за юношей на болото и обнаружили там ямку с водой, в которой бил родник и лежала икона Варвары великомученицы. И в том, и в другом случае икона была обретена у ключа, и по имени святой, изображенной на иконе, источник получил свое название. Наконец, существует еще одна версия. Крестьянская девушка Варвара, уроженка Купани, вопреки воле отца не захотела идти замуж, а решила уйти в монастырь. Разгневанный отец убил девушку, и на месте ее убийства забил родник, в котором нашли икону Святой Варвары. В книге «Описание приходов Переславского уезда» также упоминается история обретения иконы, которая считается чудотворной: «Храм двухпрестольный, в верхнем этаже в честь Апостола Иоанна Богослова, в нижнем в честь Святой Великомученицы Варвары. Из святых икон особо чтилась прихожанами икона Святой Великомученицы Варвары, по преданию, эта икона явилась у колодца, где ныне устроена часовня».
В настоящее время место нахождения чудотворной иконы неизвестно. Хотя у родника есть указатель, отсылающий желающих посмотреть икону Варвары Великомученицы в Богословском храме, но речь идет о современной иконе. До революции старинная икона святой находилась в храме Иоанна Богослова, который представляет собой каменную, одноглавую церковь XIX века с двухъярусной колокольней и двумя престолами, один из которых посвящен Святой великомученице Варваре. Еще раньше, до 1782 года, в селе было две деревянных церкви, одна из которых была посвящена Святой великомученице Варваре, где собственно и хранилась икона. Когда церковь обветшала, было принято решение о строительстве нового храма, однако постройка почему-то не состоялась. И только в 1814 году «усердием прихожан» был построен каменный двухэтажный храм, существующий и в настоящее время, куда и перенесли икону.
Однако по народным представлениям икона, найденная у источника, хранилась не в церкви, а в часовне. Считается, что после обретения иконы жители села Купань стали строить часовню. Поскольку икона была обретена на болоте, то строительство начали не в низине над родником, а в сухом месте, на возвышенности. После завершения строительства икону перенесли туда, но на следующее утро она оказалась у родника. Ее вернули на место, однако на следующий день все повторилось. Тогда крестьояне поняли, что часовню нужно строить на месте нахождения иконы. Часовня была перенесена на родник. Местные жители утверждают, что после того, как икона была помещена в построенную часовню, на болоте появилась безопасная тропинка, которая ведет прямо к часовне и источнику.
Часовня над ключом была сожжена в 1930-е годы при освоении Купанских болот во время исполнения плана ГОЭЛРО. Позже местные жители восстановили её, но в 1960-е годы в связи с новой волной гонений на церковь она была вновь разобрана, вокруг чаши родника было установлено бетонное кольцо, колодец был закрыт и обложен дёрном, а вода стала выходить через трубу ниже по склону. Об этом попросили сами местные жители, поскольку рабочие-трактористы брали воду для машин грязными вёдрами и мыли трактора рядом с родником. С этими событиями связаны рассказы о явлении Святой Варвары у колодца. Среди местных жителей популярен рассказ о том, что однажды один из работающих на торфоразработках шоферов спустился к ключу за водой для «технических целей». К нему подошла женщина, от которой исходило сияние, и пристыдила его, что он в святое место пришел с грязным ведром. Шофер хотел оправдаться, но женщина исчезла. Знающие люди объяснили мужчине, что ему явилась святая. Почти все добавляют, что после этой таинственной встречи шофер поседел.
В таком виде родник существовал до лета 1992 года, когда начали восстанавливать место поклонения. В 1998 году по инициативе национального парка над родником поставили деревянную часовню в стиле русской архитектуры XVII века, соорудили купальню, построили беседку над родником»