Часовня Варвары великомученицы в Коккойле

Коккойла — небольшая деревня в 17 км к юго-западу от Пряжи, притаившаяся на дороге, ведущей из Маньги в Каскеснаволок. Коккойла состоит из двух частей. На востоке, ближе к Маньге — небольшая её часть, Малая Коккойла. Дорога через лесок приводит в Большую Коккойлу, в которой вдоль дороги по одной стороне протянулась череда изб — новых небольших домиков и знатных старинных карельских изб. Напротив деревенских изб среди гигантских елей расположилась маленькая и уютная часовня святой Варвары XIX века. Год ее постройки неизвестен.
Деревянная часовня клетского типа с небольшой звонницей над основным объемом похожа на амбар с резным крылечком у западной стены, куда вынесена крытая шатровая колокольня на шести столбцах. Над часовней и шатром колокольни – главка в виде еловой шишки.
Процесс заимствования карелами приемов и форм русской архитектуры никогда не был однозначным, а влияния односторонними – перенималось лишь то, что соответствовало специфическим вкусам и традициям карельского народа. Как отмечает В.П. Орфинский, богатство архитектурной орнаментики карел и ее национальный характер наиболее убедительно раскрылся в XVIII-XIX веках в южной части Карелии и прежде всего на территории современного Пряжинского района. Примером в культовой архитектуре может служить Варваринская часовня в деревне Коккойла, продолговатая форма главок которой, напоминающая еловые шишки, не имеет ничего общего с маковками русских православных церквей и часовен. Даже чешуйки лемеха сделаны в виде стилизованных елочек, ярко отражая художественную сущность карельской архитектуры.
Часовню видно со всех концов Большой Коккойлы: с въезда со стороны Каскеснаволока, из окон старинных изб и с места, где расступается лесок посредине всей Коккойлы. Внутри часовни – храмовая икона святой Варвары, первая четверть XVIII века. Стиль иконы весьма своеобразен: очевидно, что художник знаком с иконописной школой и ему не чужды приемы мастеров петровского времени, но произведение его оригинально. Варвара изображена по-светски красивой, с пышными волнистыми волосами и в короне. Фигура задрапирована малиново-красным плащом, спадающим широкими складками вокруг сине-голубого хитона. Голова очерчена правильным овалом, черты лица также правильные. Весь облик полон благородства, что еще больше подчеркивает царственная осанка.
В 2005 году выполнена реставрация кровель, завершений и крыльца. Часовня открыта, доступ на колокольню свободен.

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?