Часовня Петра и Павла из деревни Гарь в Великом Новгороде

Петропавловская часовня на самом деле стояла не в деревне, а в полукилометре от нее за юго-западной околицей, у самой дороги. За ее стенами высились стволы могучих елей. Примерно в километре к западу протекала река Мста, обрывался ее левый берег.

До 1950-х годов в деревне Гарь, Маловишерский р-н, было две часовни – одна посреди деревни, а другая на жальнике с южной стороны. Напротив часовни на жальнике стоял деревянный столобочек с иконами Петра и Павла, иконы местного праздника – Петрова дня. Но потом разрушилась деревенская часовня, а жальничную, относящуюся к XVII веку, увезли в музей деревянного зодчества Витославлицы. В часовне на жальнике отмечался главный деревенский праздник Петров день и Пасха. В неё ходили по завету и молились о дожде в засуху, приносили из дома старые иконы.

Часовня, располагавшаяся посреди деревни, почти не фиксируется в обрядовой практике. Создается впечатление, что она играла “вспомогательную” роль – в ней продолжались богослужения, начинавшиеся на жальнике. Там же служил священник во второй деревенский праздник – Иоанна Крестителя. Часовня на самом деле стояла не в деревне, а в полукилометре от нее за юго-западной околицей, у самой дороги. При первом взгляде трудно было опознавать в постройке часовню. Небольшой срубец под двухскатной крышей с щеповым покрытием и, особенно стены, спрятанные под дощатой обшивкой, к тому же раскрашенной широкими горизонтальными полосами в синий и красный цвета, говорили о чем угодно, но никак не о культовой постройке. Можно было даже принять ее за сторожевую будку прошлого столетия. Только крест на коньке крыши робко повествовал о назначении миниатюрного деревянного сооружения. Уже первые наблюдения и оценки подлинных первоначальных форм часовни, ее конструкций и деталей позволили предварительно отнести время ее сооружения ко второй половине XVII века.

Позднее дендрохронологический анализ древесины дал точную дату – 1698 год. Первая перестройка часовни проводилась, вероятно, во второй половине или конце XVIII века и была связана с заменой нижнего погнившего венца, лежащего непосредственно на земле. Можно предположить, что сруб ее покосился. Следовало сменить и тесовую кровлю, хотя для этого не было нужды перебирать постройку. Переборка делалась. На стенах сохранилась разметка бревен, нанесенная по уже высохшей древесине. На боковых она выполнена засечками топором, на поперечных – какой-то заточенной трубкой малого диаметра. Разметка начата не с первого венца, а со второго. Это также подтверждает факт замены нижнего.

Строительные работы этого времени не внесли каких-либо серьезных изменений в архитектурно-художественный облик часовни. Они носили чисто ремонтный характер. Вторая перестройка, датируемая концам XIX века, а может быть даже началом XX века, отражена в описании часовни, какой ее пришлось увидеть в первый раз. Она повлекла за собой ликвидацию боковых галереек, полную перестройку западной, после чего галерея стала глухой, с дощатыми стенками, превратившись в тамбур или сени. Тесовую кровлю сменила щеповая. Появилась раскрашенная дощатая обшивка. Оказались утраченными все резные столбы. Часовню решено было перевозить в Витославлицы по нескольким причинам.

Во-первых, она находилась далеко за деревней, ни кем не охранялась и на нее было несколько покушений, поощряемых отдельными местными партийными и советскими руководителями, участковым милиционером. Из часовни вынесли и сожгли иконы. Часовню пытались сжечь, но местные жители предотвратили пожар. Часовню пытались разобрать и уже начали это дело, сняв крышу. Опять же эти действия остановлены жителями деревни Гарь и по их просьбе местные мужики восстановили часовню. Но риск потери памятника оставался.

Во-вторых, из всех известных и обследованных часовен она являлась наиболее старой и полнее сохранившейся. В-третьих, часовня оказалась типичным и широко распространенным вариантом культовых построек такого рода. Место для часовни в Витославлицах выбрано на западной окраине территории, отведенной для формирования музея под открытым небом. В перспективе в этом месте должен находиться главный вход в музей, предусмотренный проектом генплана. К тому же часовня должна находиться на некотором отдалении от жилой застройки северо-восточного сектора, то есть в какой-то степени отражать первоначальное положение. Вся реставрация велась в соответствии с проектом и сопровождалась авторским научно-техническим руководством. Работы закончены к 23 июня 1972 года, когда памятник был принят Государственной комиссией с отличной оценкой.

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?