До самой революции в Истобенской округе бытовало предание о какой-то битве устюжан и рязанцев, происшедшей в древности на побережье около села. В память о ней в 1855 году на месте битвы была воздвигнута каменная часовня, поставленная взамен обветшавшей деревянной старинной часовни 1702 года. А до этой, утверждали старики, были еще более древние, сгнившие одна за другой. В часовне ежегодно проводились поминки по погибшим войнам.
Часовня удивительно проста: кубический объём с портиками. На западе классический портик активно выступает, на юге и севере они – ложные. Покрытие – купол на низком барабане и лантерна с небольшим шпилем, на нём – крест. Апсида циркульная. В плане получается квадрат и полукруг. Всё очень чётко выверено.
Легенда о битве нашла отражение в местной краеведческой литературе. Толкования ее различны. Однако в основе преданий старины лежат достоверные исторические факты и не об одном, а о двух разновременных исторических событиях, о двух сражениях, происшедших на истобенском побережье. Даль времен провела смешение этих двух событий истории Вятской земли.
Один из них, отмеченный летописями, разбойный поход 1379 года в Арскую землю атамана новгородских ушкуйников Рязана. Арянами звали удмуртские племена татары. Земля арян в XIV веке начинались на средней Вятке, где археолагими открыто до 15 вотских поселений. Неверно относить эту землю лишь к городу Арску под Казанью, как об этом пишут ряд историков. В Оричевском районе найдены археологами два поселения арян-удмуртов: Тиваненское городище, расположенное в двух километрах от села Истобенска, и городище на реке Быстрице, у Стрижей. Русские колонисты-первопроходцы, придя на Вятку, в том числе и на Истобенское левобережье, по праву сильного потеснили арян-удмуртов на их похотных, возделанных для хлебопашества землях и обложили арян данью.
И вот, когда в земли арян, принявших на средней Вятке русское подданство, вторглись разбойные ватаги Рязана и пограбили арские поселения, а попутно русские деревни и села, вятские жители решили проучить незваных пришельцев. Было создано сборное войско. Разбойники, захватив большую добычу, остановились на зимовку до весенней распутицы в прибрежных деревнях Истобенской округи. С весенним вскрытием рек Вятки и Маломы ото льда рязановцы хотели уйти с награбленным добром на родину. Вятские ратники зимой 1379 года пришли на Истобенское побережье, напали на рязановцев, наголову разбили их, а самого атамана захватили в плен и, как говорят летописи, предали мучительной смертной казни. В черту села Истобенска позднее вошла деревня Рязановская, которая упоминалась в переписных книгах 1629 года. Название этой деревни ряд краеведов относят к имени атамана Рязана и к событиям 1379 года, связанным с этим именем. Да и легенда о древней битве у села Истобенска упорно утверждает, что это была битва «рязановцев», то есть воинов атамана Рязана, а не каких-то других.
Обитатели села Истобенского, «рязановцы», услышали раз, что на них идет какой-то враг; но вместо врага подошли к селу устюжане, которые, отыскивая место для поселения, через Молому пришли на Вятку. Рязановцы напали на них и произошло большое сражение. Над телами убитых впоследствии поставлена было часовня.
Другим историческим событием, нашедшим отражение в летописях и преданиях местной истории, явилась битва рати устюжан под руководством Анфала Никитина и вятчан, предводительствуемых Михайлом Рассохиным, в 1418 году в нескольких местах Вятской земли. Михаил Рассохин, московский наместник на Вятке, бывший двинский боярин, переметнувшийся на службу великому князю, в 1417 году по воле Москвы ходил походом против Новгорода Великого «с вятчины». Объединенная московская рать, в которую были включены устюжане и вятчане, потерпела поражение и понесла крупные потери. Много вятчан погибло. Когда остатки разбитых вятских войск вернулось домой, бояре и богатые купцы спровоцировали волнение в городе Вятке и «отложились» от Москвы, перестав признавать ее власть. Михаил Рассохин изменил своему господину, великому князю, перешел на сторону крамольных феодалов Вятки. Следует заметить, что Вятка только незадолго до этих событий, в 1414 году, была взята «за себя» московским великим князем у потомков нижегородско-суздальских князей.
Узнав об измене своевольной Вятки, Василий I направляет против нее устюжан во главе с воеводой Анфалом Никитиным. Крупные сражения против сил – устюжан и вятчан – произошли у городов Вятки и Котельнича, под селами Гостеевским и Истобенском. Устюжские войска потерпели страшное поражение. Анфал, сын его Нестор, воеводы устюжан Василий. Федор, Патрикий, Иван, Стефан, Матвей, Григорий, Панкратий, Исакий и другие погибли в битвах на Вятской земле. Трупы Анфала и Нестора устюжане унесли с Вятки и захоронили в одном из селений на реке Андаре в Устюжской земле. А останки других войнов как вятчан, так и устюжан, были погребены в братских могилах.
Одно из захоронений погибших в боях связывают с церковной часовней села Истобенска. В память о сражениях 1418 года в ряде городов и сел Вятской губернии до революции по древним синодикам поминались погибшие с Анфалом «устюжские родители». Поминальный день в Вятке связывался с праздником «Свистутьи», в городе Котельниче он назывался Семиком. В Истобенске поминки павших с Анфалом воинов по монастырскому синодику, который нынче хранится в библиотеке В.И. Ленина в Москве, проводились в последнюю субботу на Троицыной неделе перед Петровым днем. О сражениях на истобенском побережье в древности свидетельствуют находки жителей на легендарном поле битвы наконечников от стрел, остатков кольчуги в захоронениях русского типа у часовни, двух бердышей и других вещей. Крестный ход — в субботу перед Троицыным днем, из церквей Троицкой и Николаевской, погодно, в часовню святителя Николая Можайского.
Из книги Селивановский И. П. «Село Истобенское», Вятка, 1892 год: «Часовня тоже каменная, находится на востоке от села, при устье р. Истобенки, на стрелке, посвящена святителю Николаю, древнее резное изображение котораго помещается в самой часовне. Эта часовня построена на месте побоища между устюжанами и рязанцами, почему представляется как бы памятником над павшими в этой битве воинами, о которых и служится здесь ежегодно панихида в «заговенную субботу», 1-ю после Троицы. Даже рассказ о бывшем побоище при селе Истобенском несколько характеризует бывшую роль Истобенска. Про побоище разсказывают так: рязанцы стояли в Истобенске и поджидали своих союзников — устюжан. Устюжане ночью подплыли из-за реки к Истобенску и напали на рязанцев. Когда настало утро — бойцы узнали друг друга и прекратили битву. В битве пало много с той и другой стороны, убит был и один из предводителей. Союзники похоронили на берегу убитых, срубили над могилой часовню и оставили в ней образ свят. Николая, который был принесен с собой устюжанами. При размывании берега под часовней оказывались человеческие кости. Начало часовни действительно древнее. Еще в 1702 году, была на этом месте вместо старой часовни построена деревянная же новая, которая только в 1855 году заменена была каменной. Еще разсказывают, что многие, и довольно часто, видят по ночам в этой часовне свет, а раз один старик, стороживший «магазеи», видел даже человека, вошедшаго в часовню в светлых ризах, с сияющим лицом».
При советской власти в часовне был организован магазин по продаже керосина.
Сейчас часовня обезглавлена, обрушились и купол, и апсида. Практически трудно понять, что раньше было, если бы не подлинный чертёж. Его нашёл заведующий епархиальным архивом протоиерей Андрей Дудин и разрешил с ним ознакомиться. В результате студенты Вятского государственного университета сделали проект реконструкции. Даже макет выполнили. Можно сейчас восстановить часовню в прежнем виде.