Храм возведен в 1806-1818 годах. Колокольня построена в 1830-х годах по проекту А. Биндемана и А. Воронихина (с отклонением от проекта в архитектурном оформлении четвертого яруса). Здание собора разделено на два этажа: верхний храма – летний, нижний – зимний. Квадратный в плане четырехстолпный объем пятикупольного храма обогащён прямоугольной в плане алтарной апсида с востока и трапезной с запада, ризалитами притворов северного и южного фасадов. К западному фасаду примыкает четырёхъярусная колокольня.
Кирпичный храм возведён на фундаменте из бутового камня. Стены первого этажа и углы основного объема обработаны рустом. Северный восточный и южный фасады по центру обработаны четырёхколонными портиками тосканского ордера с полуциркульными арочными проемами в верхней части, увенчанными треугольными фронтонами. Фасады первого этажа по периметру обработаны прямоугольными нишами с полуциркульными завершениями. В центральных интерколумниях портиков, а также слева и справа по фасадам на уровне второго этажа стены прорезаны тройными итальянскими окнами. На уровне третьего этажа по центральной оси портиков прорезаны полуциркульные окна – люнеты. Между оконными проемами второго и третьего этажей по фасадам расположены прямоугольные филенки. Арочные завершения портиков северного, восточного и южного фасадов декорированы круглыми нишами. Центральный световой барабан прорезан по сторонам света трехчастными итальянскими окнами, угловые световые барабаны – прямоугольными с полуциркульным завершением окнами. Полусферические купола угловых барабанов увенчаны фигурными главками, подобное же более крупная главка центрального купола покоится на малом световом барабане.
Первый, второй и третий ярус колокольни квадратные в плане. Первый ярус колокольни фланкирован с севера, запада и юга портиками из четырех трехчетвертных колонн тосканского ордера, прорезанными в верхней и нижней части серного и южного фасадов, а также верхней части западного фасада люнетами. В нижней части западного фасада колокольни прорезан прямоугольный проем входа. Второй и третий ярусы колокольни прорезаны по сторонам света арочными проемами звона, обработанными во втором ярусе двойными колонами трехчетвертными колонами ионического ордера, в третьем ярусе пилястровыми портиками тосканского ордера. Четвертый ярус, в плане прямоугольный с закругленными углами прорезан в полуциркульных фронтонах по сторонам света небольшими люкарнами и увенчан главкой со шпилем. Здания собора колокольни сооружены в стилевых формах высокого классицизма с использованием отдельных мотивов раннего классицизма (силуэт купольных завершений световых барабанов храма и четвертого яруса колокольни).
Источник: http://www.rus-sobori.ru/catalog/detail.php?ID=67460
Город Чаплыгин когда-то был селом Слободским. Оно возникло в 1638 году и к концу столетия уже было довольно большим: здесь насчитывалось не менее ста дворов. Разумеется, имелась в селе и церковь — деревянная, освящённая во имя Михаила Архангела, предшественница Троицкого собора. В 1781 году Екатерина II даровала ему статус уездного города, названного Раненбургом, после чего Архангельский храм приобрёл соборный статус. Церковь со временем обветшала и уже не соответствовала представлениям раненбуржцев о том, каким должен быть городской собор. И это несмотря на его немалые размеры, а «великость» церкви отмечал посещавший Раненбург А.Т. Болотов, да и штатное расписание 1800 года говорит само за себя: при храме тогда числились настоятель-протоирей, два священника, два диакона, два дьячка, два пономаря и два сторожа.
История каменного Троицкого собора началась в 1806 году с прошения, отправленного архиепископу Рязанскому Амвросию (Яковлеву-Орлину) и подписанного настоятелем Архангельского собора отцом Исидором (Дмитриевым) и купцом Матвеем Павловым. Речь в нём шла о том, что в Раненбурге, во-первых, есть потребность в большом каменном соборе и, во-вторых, есть благотворители, согласные обеспечить средствами его строительство. Проект храма тогда уже был готов — просители приложили этот документ к своему обращению. Об авторстве этого проекта ведутся споры. В сущности, в них фигурируют лишь две фамилии — рязанского губернского архитектора в 1782-1806 годах И.Г. Сулакадзева и А.Н. Воронихина, знаменитого создателя Казанского собора в Петербурге. Большинство исследователей, опираясь на стилистические особенности постройки и некоторые косвенные свидетельства, склоняются в пользу Воронихина, который как раз в 1805 году занимался зданием минеральных ванн на недавно основанном в Липецке курорте. Предполагается, что к нему и обратились инициаторы строительства каменного собора в Раненбурге.
Владыка без промедления утвердил представленный проект, и работа закипела: новый собор возводили рядом с деревянным предшественником — на расстоянии не более пяти метров от него. К 1810 году двухэтажное здание было выведено под верхний карниз, но тут случилась беда — страшный пожар, в котором погибло 185 дворов! Погорельцам требовалась помощь, и поступление средств на строительство храма прекратилось. А потом грянула Отечественная война 1812 года. Лишь осенью 1818 года в нижнем храме освятили престол во имя Михаила Архангела: в память о деревянном предшественнике. Имелись тут и два придела: преподобного Антония Великого и Собора Иоанна Предтечи. В документах того времени собор ещё именуется Архангельским. Устроение же верхней церкви сильно затянулось. В описании 1825 года упоминается о работах по установке здесь «великолепного» иконостаса. Клировая ведомость 1835 года свидетельствует, что к тому времени верхний Троицкий престол, числящийся главным, был освящён: произошло это, таким образом, в период 1825-1835 годов. Точная дата этого события до сих пор не выявлена.
Колокольня собору досталась в наследство от деревянной Архангельской церкви. Любопытно: церковь-то была деревянной, а колокольнею её снабдили — видимо, в уважение к её соборному статусу — каменною. Однако колокольня эта совершенно не соответствовала торжественному внешнему облику каменного соборного храма. Более того: как указывается в очередном прошении, отправленном весной 1837 года из Рязани в Святейший Синод, стояла она «не на своём месте, то есть не против западных дверей собора, а уклонялась в левую от оных сторону и против собора низка, притом приходит в ветхость». Проект новой колокольни с небольшой трапезной, соединявшей её с основной частью храма, был готов в 1836 году — подписали его А.Е. Биндеман и Н.Н. Воронихин. Строили колокольню долго. Окончили её по одним сведениям, в 1848 году, по другим — в 1850 году. Шпиль её вознёсся над городом на 72 метра.
В 1914 году в храме появилось электрическое освещение. Оборудование для него (включая пятьдесят электрических лампочек) безвозмездно поставил Н. М. Мазаев, один из тогдашних владельцев Раненбургской электрической станции. Состояние собора в начале ХХ века не могло не радовать — ухоженные фасады, свежевыкрашенная кровля, изумительный по звону набор колоколов (самый крупный из них весил аж 560 пудов!), аккуратная ограда, часовня, воздвигнутая в 1869 году на месте давно разобранного деревянного Архангельского храма… Вскоре всему этому пришёл конец.
Троицкий собор был упразднён большевиками в 1931 году. В здании разместили склад швейной фабрики, в колокольне продавали керосин. Во время хрущёвских гонений на Церковь собор хотели снести, для чего в 1961 году его исключили из перечня памятников культуры, подлежащих охране. Была даже совершена попытка свалить шпиль колокольни, но он лишь погнулся. В 1971 году Троицкий собор вновь был официально признан памятником истории и культуры республиканского значения. В середине 1980-х годов в него пришли реставраторы. А в 1989 году соборный храм был возвращён верующим.
Глядя на архитектуру собора не трудно заметить, что все пять глав — чашеобразной формы. Боковые — меньших размеров; они установлены на световые барабаны со сферическими куполами. Устройство центральной главы — похожее; отличия — лишь в размерах, в том, что она поставлена на малый барабан, «вырастающий» из купола, и в типе окон: в центральном барабане они являются итальянскими, то есть тройными. Боковые купола выкрашены в зелёный цвет, что вполне логично: зелёный цвет — цвет Святого Духа и праздника Святой Троицы. Базовые элементы внешней декорировки — колонны портиков и руст, украшающий первый этаж и углы основного четверика. К декорировке можно отнести и цветные стёкла ряда окон, делающие необыкновенно изысканную игру света внутри храма. Абсолютно белые стены — решение новейшего времени; до революции они были жёлтыми с выделением белым цветом колонн и карнизов, что более соответствовало правилам классицизма. Алтарная часть Троицкого собора не выделена привычными нам апсидами, она представляет собой ризалит, такие же ризалиты присутствуют с юга и севера. Вообще говоря, это нередкая среди классицистических храмов особенность. Фасады всех трёх ризалитов практически идентичны (по сути это портики, увенчанные фронтонами), алтарная часть отличается лишь большой глубиной, что позволило прорезать в ней окна не только с востока, но и с боков. Четырёхъярусная колокольня с металлическим шпилем поднимается на 72 метра. Нижние три яруса — квадратные в плане с уменьшающейся в высоту площадью, четвёртый ярус — неправильной круглой формы, в сущности квадрат со скруглёнными краями. Два нижних яруса украшены трёхчетвертными колонками тосканского и ионического ордеров, третий пилястрами. Два средних яруса — сквозные, с арочными проёмами, верхний ярус — глухой, но с люкарнами, расположенными по сторонам света.
Троицкий собор представляет собой двухэтажный четырёхстолпный храм с квадратным в сечении основным объёмом, небольшой трапезной и четырёхъярусной со шпилем колокольней. Возведён на фундаменте, устроенном из бутового камня. Ныне имеет два престола: один в верхней церкви и один в нижней. До революции престолов было четыре. Толщина стен превышает два метра. Длина здания — почти 40 метров, ширина — около 34 метров. Основная богослужебная жизнь в Троицком соборе совершается в верхней церкви — собственно Троицкой. Вход туда осуществляется через нижний ярус колокольни — вверх ведёт каменная лестница. В притворе — церковная лавка, далее — небольшая трапезная, далее двери в храм. На втором этаже необыкновенно светло — на окна, разнообразных форм и размеров, автор проекта собора не поскупился. В верхней церкви они расположены в два ряда. В нижнем ряду огромные трёхчастные итальянские окна прорезаны в середине внешних портиков, а также слева и справа по фасадам. Выше, в нишах портиков — полуциркульные окна, тоже трёхчастные; справа и слева от них по фасадам ещё окна — обычные, прямоугольные. Световые барабаны — как угловые, так и центральный, — являются открытыми, то есть добавляют освещённости. В центральном барабане — восемь итальянских окон, в угловых — по четыре, последние снабжены полуциркульными завершениями. Внутреннее пространство верхней церкви выполнено в виде креста — с четырьмя мощными крестчатыми столпами, соединёнными меж собой большими арочными проёмами, а со стенами чуть меньшими.
Иконостас, благодаря особенностям своей конструкции и цветовому решению, выглядит очень лёгким, словно парящим, в нём вообще не ощущается материальной тяжести. До революции, он был несколько иным. Тогдашний иконостас: » в виде триумфальных врат с двумя арками — одна над другою, поддерживаемыми осьмью колонками коринфского ордера, отделанными под мрамор, с золочёными капителями и базисами». Ивестны и его размеры — более десяти метров в высоту и почти двадцать метров в ширину. Нижняя церковь составляет яркий контраст верхней — она, со своими низкими крестовыми сводами, «приземиста», отчего её столпы кажутся более мощными, нежели верхние. Сплошная роспись столпов, стен и сводов, цветовую гамму которой задают охристые и зелёные тона, вкупе со всем остальным сообщает помещению если не «катакомбный» характер, то во всяком случае определённую загадочность. Иконостас здесь, как нетрудно догадаться, небольшой, одноярусный.
Журнал «Православные Храмы. Путешествие по Святым местам». Выпуск №188, 2016 г.
Город Раненбург, или правильнее Ораниенбург, под именем села Слободского упоминается в Козловских писцовых книгах 1638-39 гг., в коем церковное место. В окладных книгах 1676 г. в селе Слободском значится уже церковь «Собор Архистратига Божия Михаила», в приходе к которой состоят 39 дворов детей боярских, 44 третшиков, 15 дворов бобыльских.
В 1702 г. владельцем села сделался князь А.Д. Меньшиков, который в угоду царю Петру I полученное от него в подарок село назвал Ораниенбургом. С 9 сентября 1727 г. владелец Ораниенбурга А.Д. Меньшиков находился в нем в качестве ссыльного. С 13 июля 1730 г. по 25 мая 1735 г. здесь жил в изгнании князь С.Г. Долгоруков со своим семейством. В 1842-43 гг. г. Раненбург служил местом ссылки для императора Иоанна Антоновича с его матерью и отцом.
До утверждения наместничества Раненбург, отписанный в казну, состоял в числе селений конюшенного ведомства по Козловскому уезду. В 1778 г. он в числе 14 селений отчислен был от Козловского к Данковскому уезду и из села переименован городом. Отчисленный к Данкову Раненбург по делам духовным до конца XVIII ст. состоял в зависимости от Тамбовского епископа и в ведомстве Данковского духовного правления.
В 1791 г. благочинный доносил преосвящ. Феофилу, что прихожане Архангельской церкви, деревянной во всем городе, приступили, наконец, к перекрытию этой церкви новым тесом. В 1800 г. Архангельская церковь наименована была соборною, при ней положено было состоять в причте: протоиерею, 2 священникам, 2 диаконам, 2 дьячкам, 2 пономарям и 2 сторожам.
Вместо деревянной и совершенно обветшавшей Архангельской соборной церкви в 1806 г. получено дозволение на построение каменного соборного храма, который в 1818 г. был отстроен и освящен, и по ныне существует каменный соборный храм с таковою же колокольнею. Он двухэтажный, в верхнем этаже находится престол в честь Св. Троицы, в нижнем – во имя Архистратига Михаила, с правой стороны – в честь преп. Антония, с левой – Собора Иоанна Предтечи. На построение соборного храма от Воскресенской церкви того же города было получено в пособие 2160 руб. 40 коп. К собору принадлежит устроенная в 1869 г. каменная часовня.
Церковной земли во владении соборного причта состоит писцовой пахотной 52 ½ дес., на каковую имеются план и межевая книга. Неприкосновенного капитала в 1885 г. состояло в количестве 9236 руб. В приходе при 397 дворах числится муж. пола 1312 душ, жен. пола 1329 душ. По штату 1873 г. в причте положено: 1 протоиерей, 1 священник, 1 диакон и 2 псаломщика.
Иоанн Добролюбов «Историко-статистическое описание церквей и монастырей Рязанской епархии, ныне существующих и упраздненных». Том 3, Рязань, типография В.П. Звукова, 1888 г.
Свою историю собор ведет с XVIII века. Первоначально на его месте стояла деревянная церковь петровских времен во имя Архистратига Божия Михаила, с каменной колокольней более позднего времени. После присвоения селу Слободское статуса города с официальным названием Раненбург статус городского собора был перенесен и на эту церковь. Приход ее увеличился и составил 70 дворов. Деревянную обветшавшую церковь необходимо было заменить на новую.
Местный священник Исидор Дмитриев и прихожанин – купец Матвей Павлов в марте 1806 г. обратились с прошением к архиепископу Рязанскому, где указали, что «усердием желают состроить вновь соборную каменную церковь, с двумя этажами, отступая от прежней церкви не более, как на два саженя», приложив при том прошении план и фасад. Есть предположение, что для составления чертежей они обратились с просьбой и к столичному архитектору Андрею Воронихину, который в то время проектировал курорт Липецкие минеральные воды.
В конце мая 1806 года был отведен земельный участок и положено начало строительству нового собора Святой Троицы. В процессе возведения храма был шестилетний перерыв, вызванный сначала тем, что в 1810 году в городе был большой пожар, уничтоживший массу деревянных строений. Затем, в 1812 году, началась война с Наполеоном, которая еще на несколько лет задержала возможность окончания строительства собора.
Денег после окончания войны у купцов не было, поэтому прихожане обратились в Св. Синод за субсидией, прося дать им заимообразно 20 тысяч рублей на завершение постройки собора. Необходимая сумма была отпущена, строительство возобновилось и через два года, в 1818 году, успешно завершилось.
Старая деревянная церковь была снесена, а колокольня сохранилась до 1836 года. В это время губернским архитектором Рязани стал Николай Ильич Воронихин, племянник зодчего Андрея Воронихина, автора знаменитого Казанского собора в Петербурге. Он унаследовал архивы своего дяди, по-видимому, нашел там старые чертежи и в 1837 году запроектировал новую четырехъярусную колокольню. Строительство ее велось почти 10 лет (1840-1848 г.г.). Завершение колокольни первоначально планировалось купольное, но в процессе строительства было заменено Воронихиным на металлический 20-метровый шпиль по типу шпиля Адмиралтейства в Петербурге. Таким образом, собор Святой Троицы, расположенный на главной улице города Чаплыгина, был сооружен в 2 этапа: вначале был построен сам храм, а позже выстроена колокольня. Внешний декор собора был выполнен в традициях культовой архитектуры русского классицизма начала XIX века.
Сам храм увенчан пятиглавием с фасадами, декорированными четырех-колонными портиками с треугольными фронтонами. Здание было оштукатурено известково-песчаным раствором и окрашено в два цвета: основной объем стен – в желтый охристый цвет, а архитектурные детали (колонны, карнизы и т.п.) – в белый. Окраска венчающих собор объемов дополняла живописное решение фасадов: двухскатные крыши фронтонов и трапезной окрасили медянкой в зеленый цвет; все купола покрыли белым железом; стены барабанов также стали двухцветными, как и все фасады. Шпиль и все главы были увенчаны золочеными крестами, с такими же подкрестными главками. Световой фонарь главного барабана украшался металлическими пилястрами. Внутренние стены первого этажа были оштукатурены и украшены фигурной масляной живописью с композициями на библейские сюжеты.
Трехпрестольный нижний храм собора отапливался нагретым воздухом от специальных печей, второй этаж – летний. В нижнем помещении восточного ризолита размещался алтарь во имя Св. Архистратига Божия Михаила, перенесенный сюда из старой церкви. В Ю.-В. и С.-В. углах размещались алтари в честь преподобного Антония Великого и Св. Иоанна Предтечи. Перед каждым из трех алтарей находились одноярусные деревянные золоченые иконостасы высотой 5 аршин (около 3,5 м). Верхний храм собора — однопрестольный, освященный во имя Святой Троицы. Алтарь закрывал деревянный трехъярусный иконостас высотой 15 аршин (около 10,5 м), примыкавший своими боковыми частями к восточной стене храма. Окна нижнего света второго этажа были заполнены цветным стеклом. В верхнем ярусе колокольни установили соборные часы (сейчас находятся в областном краеведческом музее). На двух ярусах звонниц было 9 колоколов, из них самые большие — в 560 и 250 пудов (8 тн. 300кг, 3 тн. 500 кг). Весь собор был окружен каменною оградою с железными решетками. С восточной стороны собора размещалась часовня (не сохранилась до настоящего времени).
В 1931 году собор постигла печальная участь многих Божьих храмов России: сначала – запрет на проведение церковных служб, затем – превращение в складское помещение, а позже – в керосиновую лавку. Богослужебные сосуды и другая церковная утварь из драгоценных металлов, изъятые большевиками, бесследно исчезли. Иконостасы были разрушены, а иконы разграблены… Последними священнослужителями собора перед закрытием были митрополит Раненбургский Иоанн (Киструсский), протоиерей Евгений (Климентовский), игумен Иаков, схиигумен Василий и архидиакон Серафим.
Лишь в 1989 году собор был вновь возвращен Русской Православной Церкви и передан верующим. Незамедлительно начались реставрационные работы. Бригаду реставраторов возглавлял Юрий Александрович Завьялкин – опытный специалист, всего себя отдающий благому делу восстановления храмов на нашей земле. Строителями была решена сложнейшая задача выпрямления шпиля, наклоненного под значительным углом. Поскольку все лестницы сгнили, реставраторы, как скалолазы, поднялись наверх и на веревках подняли необходимую оснастку и материалы. Автомобильными домкратами выровняли накренившийся шпиль, а высокопрочными скобами скрепили лопнувшие части опорной арматуры. В настоящее время собор полностью отреставрирован.
http://www.troitskiisobchaplyg.prihod.ru/istorija_khrama