Церковь преподобного Сергия Радонежского в г. Чапаевске стоит в ряду наиболее выдающихся памятников архитектуры Самарской области. Возведенная в 1916-1918 годах, она стала одной из последних построек в романтическом стиле, достойной лучших произведений В. Васнецова и А. Щусева, и лишь местоположение храма стало причиной его относительно неширокой известности.
Церковь Сергия Радонежского была заложена в 1916 году как часть комплекса построек Сергиевского Самарского завода взрывчатых веществ в поселке Иващенково, который в годы Первой Мировой войны стал одним из центров производства военных снарядов для фронта (свое значение центра оборонной промышленности этот поселок, переименованный в 1929 году в город Чапаевск, сохраняет и поныне). Руководство строительством завода осуществлял великий князь Сергей Александрович Романов; это по его имени завод был назван Сергиевским, а возводимый при нем храм решено было посвятить небесному покровителю великого князя – преподобному Сергию Радонежскому. Такая тесная связь с царской фамилией роднит церковь в Чапаевске с двумя другими, гораздо более известными: это храм Спаса на Крови в Санкт-Петербурге, возведенный в 1883-1907 годах на месте гибели Александра Второго, и церковь Марии Магдалины в немецком Дармштадте, построенная в 1903 году на родине императрицы Александры Федоровны при содействии ее супруга, императора Николая Второго. Вполне вероятно, что именно к этим двум образцам обращался архитектор Дмитрий Александрович Вернер при разработке проекта церкви в поселке Иващенково.
Работа над этим храмом не была первым опытом строительства церкви в карьере Вернера: в 1902 году он уже проектировал церковь для приюта О.В. Кутайсовой в Нижнем Новгороде, но до наших дней эта постройка не сохранилась. Впоследствии, в годы работы Вернера на посту городского архитектора Самары, который архитектор занимал до начала Первой Мировой войны, им были спроектированы несколько гражданских построек в стиле модерн, но безусловно лучшим его произведением стала церковь Сергия Радонежского в поселке Иващенково.
При взгляде на этот замечательный храм трудно представить, что сооружен он был для военного завода в тяжелешие годы Мировой войны и революционных событий 1917 года. Несмотря на все тяготы военного времени, Вернеру удалось подобрать для отделки храма огромное количество различных видов плитки, майолики и израцов, а гранит и самоцветы для оформления интерьеров были выписаны с Урала. Архитектору удалось в полной мере использовать положение храма в соседствующей застройке: она поставлена в центре широкого сквера и сориентирована четко по сторонам света, благодаря чему из глубины ведущих к ней улиц церковь видна в самых выгодных и интересных ракурсах. С западной стороны, где поверхность земли в сквере имеет едва заметный наклон, была возведена невысокая подпорная стенка в форме дуги с часовнями на концах, которая сделала храм еще более органично привязанным к своему месту.
Композиционное решение храма, выбранно архитектором, поставило его в один ряд с такими выдающимися постройками, как здание Третьяковской галереи или Ярославский вокзал в Москве: своими утонченными формами она напоминает и старинные пятиглавые храмы с ажурными колокольнями, и затейливые древнерусские терема. Для украшения фасадов церкви Вернер использовал потрясающее многообразие архитектурных элементов: здесь есть и завершения порталов с двойными и тройными арками с «гирьками», и ажурные аркатурные пояса, и многочисленные фигурные ниши с майоликовыми вставками, и фризы из израцов и глазурованной плитки с сюжетами на библейские темы, и резные полуколонки, балясины, кокошники…
Знаменитый самарский архитектор В.Г. Каркарьян называл церковь Сергия Радонежского «лебединой песней модерна». Она стала одним из очень немногих храмов, достроенных в России после революции, а службы в ней продолжались до 1926 года, когда храм был закрыт. Вскоре начался процесс разрушения, призванный превратить бывшую церковь в культурное заведение, более подходящее по духу советскому рабочему поселку. Через несколько лет была разрушена звонница, разобран центральный шатер и купола, однако самой непоправимой утратой стало уничтожение керамического декора церкви, без преувеличения бывшего ее лицом. По средним оценкам (архивные фотографии еще действующей церкви не позволяют уверенно судить об ее внешнем виде), в советские годы церковь Сергия Радонежского лишилась более чем половины своих керамических украшений; особенно пострадали израцы с символикой рода Романовых (уцелеть повезло лишь одной плитке с изображением геральдического грифона). Лики святых на фасадах в 1930-е годы дважды замазывались цементов (тем не менее, именно эта мера спасла их от утраты). После перестройки изуродованное здание церкви занял «Дом обороны», в годы войны его использовали под склад снарядов и овощехранилище, а на месте колокольни были установлены зенитные пушки. С 1952 года и до начала 1990-х здание занимал чапаевский Дом пионеров.
В 1995 году храм Сергия Радонежского был признан памятником архитектуры федерального значения, вскоре он был возвращен церкви. В 2001 году была восстановлена звонница с куполом, тогда же сызранские иконописцы расписали храм изнутри. С 2003 года ведется вялотекущая реставрация за счет бюджетных средств, за это время были полностью восстановлены завершения церкви и декор нижнего яруса, однако об окончании работ, к большому сожалению, не приходится говорить и спустя 11 лет. Несмотря на это, внешний вид храма уже очень близок к первоначальному, а сама церковь Сергия Радонежского превратилась в главный символ города Чапаевска и один самых интересных архитектурных памятников всей Самарской области.
Чапаевск (до революции – пос. Иващенково) был крупнейшим производителем взрывчатых веществ в Российской империи и снабжал ими фронт во время Первой мировой войны. На строящемся Сергиевском Самарском заводе взрывчатых веществ было принято решение о возведении церкви Преподобного Сергия Радонежского.
Покровителем Сергиевского Самарского завода взрывчатых веществ являлся великий князь Сергей Михайлович Романов – сын Михаила Николаевича, внук императора Николая I. В связи с этим завод и получил имя Сергиевского, а храм был построен имени небесного покровителя великого князя – Преподобного Сергия Радонежского.
Проект церкви стоимостью 50 тысяч рублей был утвержден 19 декабря 1915 года. Строительство началось весной 1916 года. Проект храма был разработан Дмитрием Александровичем Вернером – самарским зодчим, ставшим главным архитектором завода. Начатое в 1916 году строительство продолжалось вплоть до 1918 года, несмотря на все потрясения, переживаемые страной в тот период. Церковь построена в «модернизированном» неорусском стиле, сочетающем в себе формы русского зодчества XVI-XVII веков и элементы стиля модерн, в котором работал архитектор с начала ХХ века.
Материалы для строительства церкви поставлялись со всей империи. Архитектор Вернер тщательнейшим образом отбирал поставщиков. Часть отделочных работ и поставка цементных римских плиток, к примеру, была поручена Торговому дому Франца Матеюнаса из Оренбурга. Керамика для отделки фасада заказывалась у различных фирм. Использовалась абрамцевская керамика, плитка немецкой компании Виллеруа и Бох, напольная плитка харьковского завода Бергенгейма, а иконостас, который так и не был выполнен из-за военного времени, заказывался у знаменитого Товарищества фарфоровых и фаянсовых изделий М.С. Кузнецова в Москве.
Поражает своим убранством фасад храма. Для его облицовки использовался известняк, облицовочные кирпичи цвета золотистой охры, изразцы, майоликовые вставки и пояса с цветочным орнаментом, фасадная плитка и глазурованные кирпичи. Кроме того, по всему периметру фасада расположены майоликовые панно с изображением святых, херувимов, а также христианских символов («орудия пытки Христа», Скрижали Завета, «всевидящее око»). Кроме того, по всему периметру располагались изразцы с изображением герба Романовых.
На фронтоне над центральным входом находится огромное майоликовое панно, изображающее Сергия Радонежского, благословляющего Дмитрия Донского. Панно это выполнено с картины Александра Новоскольцева (1853-1919) «Святой Сергий благословляет Дмитрия Донского на битву и отпускает с ним двух иноков».
Построенная за несколько лет церковь стала одним из самых богатых в декоративном отношении храмом в Самарской губернии. Несмотря на войну, революцию 1917 года, смену власти, сокращение сроков и расходов на строительство церкви, Вернеру удалось осуществить большую часть задуманного. Осенью 1918 года он покинул завод и уехал в Омск. В книге «Модерн в архитектуре Самары» Ваган Каркарьян называет церковь «лебединой песней, последним вздохом умирающего – не только самарского, но и русского модерна».
Первая запись в метрических книгах церкви Преподобного Сергия Радонежского была сделана 5 января 1917 года – о крещении младенца Николая, рожденного 29 декабря 1916 года. Последняя запись — 23 августа 1921. Но церковь продолжала действовать. Службы в ней шли вплоть до 1926 года, когда последовало распоряжение местных властей о закрытии храма.
В 1929 году вслед за запретом колокольного звона горсовет решает совсем снять колокола, а металл использовать для отливки памятника В.И. Чапаеву, который предполагалось установить в Чапаевске в ознаменование 12-й годовщины гибели красного командира. Скульптурную группу, символизирующую подвиг легендарной 25-й дивизии В.И. Чапаева, установили в Самаре на театральной площади, а в Чапаевске — памятник попроще.
После закрытия церкви купола и кресты с нее были сняты, а здание приспособлено под различные учреждения. Так, в разные годы здесь находился продовольственный склад, Дом обороны, проводились занятия военно-спортивных кружков, был устроен тир. Некоторые стрелки пристреливали свои ружья в один из мозаичных крестов на южной стене храма. Там до сих пор видны повреждения от пуль.
С началом Великой Отечественной войны вокруг здания появились оборонительные дзоты, на звоннице были установлены зенитные пушки, а в подвале находились снаряды к ним. Кроме того, храм служил еще и овощехранилищем. Как объект оборонного значения здание охраняли солдаты местного гарнизона. Керамические гербы Романовых были сбиты по всему периметру. Чудом сохранился лишь один из них. Мозаичные панно замазали цементом. После Победы необходимость в Доме обороны отпала. Несколько лет храм простоял заброшенным, начал стремительно разрушаться. В 1952 году в здании храма разместили Дом пионеров, а в майоликовое панно над входом была вбита вывеска этой организации.
20 сентября 1990 года здание церкви было передано верующим, В апреле 1991 года архиеписком Самарский и Сызранский Евсевий вновь освятил церковь в честь преподобного Сергия Радонежского. В 1995-м году церкви присвоен статус объекта культурного наследия федерального значения. Началась постепенное восстановление храма, сначала силами добровольцев, а затем и профессиональных реставраторов. В 2003 году работы по реставрации начали проводить специалисты ФГУП «Самарареставрация», по их словам, утрачено около 50% керамики, украшавшей церковь. В настоящее время утрачены секреты технологий изготовления керамики и глазури, применяемых в начале прошлого века, поэтому реставраторы изучают в своей лаборатории, из чего сделаны те или иные элементы декора Сергиевского храма, и после проведенных анализов подбирают подходящие материалы для того, чтобы самим их изготовить.
Основная трудность, с которой столкнулись реставраторы — это полное отсутствие чертежей здания церкви, без них невозможно восстановить облик церкви, каким он был на момент ее открытия. Старые фотографии из архивов горожан давали смутное представление об облике церкви, так как она всегда находилась на заднем плане. Только один снимок их семейного архива жителя Чапаевска А. Лобкова помог реставраторам, опираясь на этот снимок, где облик «летящего храма» просматривался более четко, реставраторы разработали комплексный план по восстановлению здания церкви. Процесс реставрации продолжается и по сей день. На реставрационные работы в храме выделяются средства из областного и городского бюджетов, оказывают поддержку епархия и жители Чапаевска.
Храм Преподобного Сергия Радонежского находится в центре города, недалеко от железнодорожной станции. К нему, сойдя с электрички, можно дойти пешком по улице Железнодорожной до ул. Комсомольской, повернув на которую можно увидеть храм во всей его красе.
По материалам сайтов gubernya63.ru и turportal63.ru