Построена и освящена в 1785 году, но перестройки продолжались до 1909 года. В церкви три придела: в честь Преображения Господня, Николая Чудотворца и Ильи Пророка. Действовала до 1953 года
Церковно-историческое и статистическое описание церквей Сольвычегодского уезда Вологодской епархии. 1854 год.
Преображенская Чакульская церковь находится в 56 верстах от города Сольвычегодска на правом берегу, вверх по течению реки Вычегды, в полуверсте от тракта.
Название Преображенской получила она от главного храма Преображения Господня, с древних лет существующего, а Чакульской от реки Чакулы[1], которая берет свое начало в болотах, вытекает с северной стороны из дремучих лесов и пониже тремя четвертями версты церкви впадает в реку Вычегду.
Время основания первоначального храма, а, следовательно, и прихода достоверно неизвестно, потому что первоначальных актов в церковном архиве не оказалось[2]. В писцовой книге, хранящейся в Григорьевском сельском обществе, говорится: «лета ЗРЛЗ (7137/1628) года мая (?) дня. По Государству Царству Великого Князя Михаила Феодоровича, другий указ писец Осип Тимофиевич Хлопов да подъячий Михайло … дали выпись письма своего и меры с книг вычегодского и еренского городов и уезду Плёсовским крестьянам, а в писцовых книгах РЛS (1628) и нынешнего РЛЗ (1629) погост Чакульской на реке на Вычегде, а на погосте церковь Преображения Святово деревянная шатровая, да другая церковь теплая Николы Чудотворца древяная шатровая с трапезой, в церквах образы и книги исвечи и ризы и сосуды церковные и колокола и все церковное строение… да на погосте на церковной поп Василий Иаковлев, церковный дьячек Федот Евстафиев сын Иконников, пономарь Якушко Титов, просвирница Настасьица Онисимова…» и проч. Из сего видно, что в тогдашнее время существовали два храма Преображения Господня и Николая Чудотворца, а храма св. Пророка Илии еще не было.
Из грамоты, данной Варлаамом епископом Великоустюжским и Тотемским в 1755-м году, хранящейся при церкви, на построение деревянного храма Преображения Господня с приделом на северной стороне пророку Илии, известно, что были две деревянные холодные церкви Преображения Господня и св. пророка Илии, построенные в давних годах. 1785 года (чрез 30 лет после упомянутой грамоты) дана грамота Иоанном епископом Великоустюжским и Тотемским на построение вместо теплой деревянной Николаевской церкви вновь каменной однопрестольной Николаевской, которая в том же году и построена, и по благословению Иринея епископа Вологодского и Белозерского освящена.
Чрез 18 лет пристроена и верхняя каменная же во имя Преображения Господня, и в 1804 году по благословению Феофилакта, епископа Вологодского и Устюжского, освящена. Наконец в 1813 году Преосвященным Евгением епископом Вологодски и Устюжским дана грамота на построение каменной церкви во имя святого пророка Илии с колокольней, которая по благословению Онисифора епископа Вологодского и Устюжского освящена в 1822-м году. В таком виде и по сие время находятся храмы без малейшего с наружной стороны изменения.
Предметом досточтимости при сей церкви есть икона Божией Матери Взыскание погибших, коей установлено праздновать во вторую неделю Святой Четыредесятницы, — каковое празднование с 1823-го года совершается и до сих пор каждогодно, при многочисленном стечении народа. Поклонники год от года умножаются. Чудотворений особенных не видно.
Примечания: [1] Слово Чакула зырянское по словопроизводству (чак — губа и ула — низменное место, означает губное место). Водам речки Чакулы приписывают целебное свойство против расстройства желудка, ран на теле и проч. Сверх того, предание говорит, что однажды проходили три св. угодника Божия Логгин Коряжемский, Симон Сойгинский и Христофор Пустынский, и остановились в долине между горами, при устье упомянутой речки, и, по причине красивости местоположения, хотели там поселиться и основать монастырь, но грубостью жителей деревни Горки были выгнаны, за каковую дерзость упомянутые жители были прокляты вечной бедностью, каковая бедность и доселе в них замечательна. Вследствие сего сии три угодника разлучились между собой, и первый из них — Логгин ушел вниз по Вычегде, и основал монастырь Коряжемский за 45 верст от Чакулы, второй Симон ушел вверх за 25 верст и основал Сйгинский монастырь, превратившийся уже в приходскую церковь, а третий Христофор ушел в сторону за 70 верст, и основал церковь, что ныне Христофорова пустынь.
[2] Чакульский погост, а след. и церковь существовали и в самом начале 17 столетия, что видно из писцовой книги, где говорится так: «Остров на реке на Вычегде сенные покосы, что были прежде сего, тот остров на оброке по грамоте царя Бориса РIГ (?) (1605), Чакульского погоста за крестьянином деревни Петрушинской и проч.» Старожилы говорят, что сперва, по введении христианской веры, была построена часовня, но долго ли существовала она, неизвестно, — и будто бы на место оной часовни построен был первый деревянный храм Преображения Господня по случаю морового поветрия, казни Божией за жизнь жителей Чакулы, не сообразную с духом христианского благочестия и за грубые заблуждения, заимствованные от предков идолопоклонников.
Источник: ГАВО. Ф 496. Оп. 1. Д. 12596. Л. л. 46 об. — 48 об.
Церковь в честь Преображения Господня в Чакульской волости Яренского уезда упоминалась в окладной книге монастырей и церквей Великоустюжской епархии 1755 года. Преображенская церковь на Чакульском погосте, 1785 года. Каменная, двухэтажная, с тремя престолами. Колокольня каменная, строилась и перестраивалась в 1822-1909 г.г. Под колокольней в 1829 (1822?) г. освящена холодая церковь. В 1788 г. при церкви числилось 1273 человека, в 1868 г. — 1749.
Библиография: Церковно-историческое описание 1854 г. ИИАК. — Петроград, 1916. — Вып. 61. — С. 40. С-в Н. (Суворов Н. И.). Несколько топографических и статистических сведений о бывшей Великоустюжской епархии. // ВЕВ. — 1872. — №18. — Прибавления. — С. 524.