Чадобский Спасский приход открыт в 1761 году, выделившись из Богучанского прихода. В приходе семь деревень: Заледеева в 2 верстах, Климина в 8 верстах, Пашутина в 32 верстах, Голотявина в 44 верстах, Сыромолотова в 6 верстах, Юрокта в 40 верстах и Яркина в 80 верстах. Церковь в приходе одна, каменная, двухпрестольная, с приделом в честь Покрова Пресвятой Богородицы, построена в 1781 году. Часовни имеются в Пашутиной (очень древняя), в д. Яркиной (тоже древняя), в д. Юрокте и в д. Голотявиновой.
http://kras-hram.ru/page417/
В фондах Кежемского историко-этнографического музея им. Кулаковой оказалась небольшая папка с документами, рассказывающими о деятельности причта церкви в селе Чадобец. Материалы уникальны прежде всего потому, что здание было разрушено в 1930-е годы. Это был второй по величине и один из старейших церковных ансамблей в Нижнем Приангарье, куда входили две часовни — в деревнях Яркиной и Пашутиной. Документы обнаружили случайно во время уборки на чердаке жилого дома, где они пролежали, судя по всему, более восьми десятков лет. Однако это не помешало им хорошо сохраниться. Хотя храм и часовни не дошли до нас, их историю и внешний облик можно восстановить, опираясь на материалы Красноярского краевого краеведческого музея и архивные данные.
Как следует из данных музея, каменная, двухпрестольная, с приделом в честь Покрова Божией Матери церковь в селе Чадобец (Чадобское) Богучанской волости Енисейского уезда была построена в 1781 году. Причт состоял из священника и псаломщика. Храм относился к стилю сибирское барокко. Документы Енисейской епархии свидетельствуют о том, что церковь построили по инициативе ссыльных поляков. Среди них большинство, как ни странно, были православными.
Причт Чадобецкой церкви вел активную деятельность, однако взаимодействие с крестьянским сообществом не всегда проходило гладко. Об этом, например, свидетельствует рапорт священнику Александру Масленикову от причта Спасской церкви о происходившем в деревне Яркиной. Исходя из документа, население прихода не всегда следовало указаниям церковного начальства, сказывалась отдаленность от административного центра. Материалы также дают представление о некоторых характеристиках часовни и, будучи дополненными фотографией из Красноярского музея, позволяют составить представление о том, как выглядела часовня в деревне Яркиной в 1911 году.
Сооружение представляло собой срубную прямоугольную клеть, состоящую из собственно часовни с восточной стороны и пристройки слева. На крыше расположена луковичной формы небольшая главка с крестом. К часовне примыкают срубы «на связи», имеющие разную высоту, каждый под двускатной крышей с бревнами — охлупнями. Напротив крыльца — звонница на столбах под узкой двускатной крышей. Колокола нет. Культовая постройка обнесена изгородью из жердей. Документы показывают и внутреннюю жизнь причта Спасской церкви — отношения с прихожанами, деятельность местных священников, в том числе их обязанности. Среди последних важное место занимало представление в Енисейскую епархию метрических книг, исповедальных росписей по прихожанам, приходно-расходных книг на средства, поступающие в церковь, и тому подобное.
К числу обязанностей священника, по всей видимости, относилась фиксация регулярности отправлений обрядов и соблюдения праздников, в частности Великого Поста и Причастия. К примеру, было обнаружено большое количество расписок об обязанности нести пост… Есть и документы, отражающие взаимоотношения между разными приходами, а также описывающие функции сельского священника, в частности, обмен информацией о прихожанах с другими представителями епархии — например, для подтверждения законности регистрации брака. Эти материалы могут быть использованы при исследовании брачных кругов в регионе, так как показывают место выхода будущих супругов и их социальное положение.
В документах содержится список с указанием числа прихожан в каждом населенном пункте, позволяющий уточнить деревни, относящиеся к приходу, численность и относительный половозрастной состав прихожан. Дополняет документы перечень всех родившихся и умерших в приходе с указанием места рождения/смерти, имени, данных родителей, причин смерти. Эти материалы позволяют реконструировать историю населения в приходе и воссоздать пофамильно состав населенных пунктов. Кроме того, они помогают интерпретировать демографические события. Так, например, в списках за март-октябрь 1898 года указано, что основная причина смерти в деревне Яркиной — тиф. Это может свидетельствовать об эпидемии. Имеется подобный список и за первую половину 1892 года. В нем фиксируется высокий уровень детской смертности. Среди причин упоминаются и такие, как «рак» и «угорел на мельнице».
К числу статистических документов можно отнести и запись о результатах миссионерской деятельности причта. В ней указано, что в 1894 году было окрещено тунгусов: январь — 8 душ мужеского пола и 5 душ женского пола, в феврале — 8 душ м.п. и 3 души ж.п., в марте — 14 душ м.п. и 12 душ ж.п., а в августе — один еврей…
Марина Иванова, http://portal-kultura.ru/articles/symbol-of-faith/16071-spas-na-angare/
В середине XVIII века в селении Чадобском (в устье реки Чадобец) существовала деревянная часовня, которая была построена жителями во имя Нерукотворенного образа Христа Спасителя. В 1761 году жители деревень Чадобской, Яркиной, Заледеевой, Климиной и Пашутиной пожелали пристроить к этой часовне алтарь, который, вероятно, был освящен в 1762 году. В январе 1777 года этот храм сгорел. В 1779 году была осуществлена закладка каменного Спасского храма, а в 1780 году состоялось его освящение. В 1824 году енисейский купец Матвей Хорошев изъявил желание пристроить с южной стороны церкви придел во имя Покрова Пресвятые Богородицы, который был освящен в 1828 году. В ведомости чадобской Спасской церкви за 1857 год указаны в её приходе три молитвенных деревянных дома, находившихся в деревнях Пашутиной, Яркиной и Ирбинской, «построены недавно, когда именно и с чьего разрешения неизвестно». Об истории деревянной часовни в деревне Пашутиной (располагалась от села Чадобского в 44 верстах вниз по Ангаре) сохранилось предание, согласно которому её построили в конце XVIII века иркутские купцы, проходившие с товарами на судах через Мурский порог.Источник: http://naov.ru/articles/103_osobennosti-formirovaniya-kultovoyi-arhitekturi.html