Скромный двухэтажный дом с деревянной частью был когда-то известен всей театральной Москве. В нем помещался так называемый Секретаревский театр. На части большого владения, принадлежавшего в начале XIX в. купцу Ф. Лангу, в 1860 году статский советник П. Секретарев устроил в собственном доме небольшой частный театр. Несмотря на малые размеры, зрительный зал имел в высоту два этажа и все приметы настоящего театра: партер, ярусы, ложи, галерку, оркестр и кулисы. Вход для артистов и сцена располагались в правой части фасада, а зрители проходили через подъезд слева. На первом этаже располагались гардероб и кухня, а на втором — танцевальный зал и буфет.
В Секретаревском театре разыгрывались пьесы, которые не могли появиться на казенной императорской сцене. Вместе с профессиональными актерами играли любители. В Секретаревке начинали играть такие в будущем известные актеры, как Н. Рощин-Инсаров, А. Артем, Н. Музиль, М. Писарев. Здесь играл Савва Мамонтов, начинал свою театральную жизнь Станиславский. Кстати, именно здесь он заимствовал этот псевдоним у Алексея Федоровича Маркова, который после получения диплома врача перестал играть в театре.
Позднее помещение театра арендовало «Общество искусства и литературы» с театральной школой при нем, организованное в 1888 году оперным певцом Ф. Комиссаржевским, художником Ф. Соллогубом, режиссерами А. Федотовым и К. Станиславским.
В 1892 г. Секретаревка перестала существовать, дом перешел к доктору А. Корнилову, устроившему тут водолечебницу. Здесь же до советской власти находился и скромный, содержавшийся на частные средства Противоалкогольный музей столичного Попечительства о народной трезвости.
Этот дом имел отношение и к становлению армянского театра: многие армянские студенты отсюда перешли на профессиональную сцену. С 1917 по 1924 год зал использовался еврейским театром «Габима», где педагогом был Евгений Вахтангов.
Автор статьи: Ирина Левина
Материал с портала «Узнай Москву»