Бывший Русский культурно-исторический музей под Прагой

В 1935 году под Прагой, в Збраславском замке, открылся Русский культурно-исторический музей (РКИМ).
Инициатором создания этого очага русской культуры на чехословацкой земле и его директором был В. Ф. БУЛГАКОВ — последний личный секретарь Л. Н. Толстого. После высылки из России в 1923 году за популяризацию толстовского учения Булгаков поселился в Праге.

Главную задачу музея Булгаков видел в «собирании, хранении, изучении и экспонировании памятников и материалов, относящихся к истории, жизни, творчеству и быту русской эмиграции и русского зарубежного населения вообще». Примечательно, что будущие экспонаты — картины, документы, рукописи, книги — музей получал от их владельцев преимущественно в дар.

Весной 1937 года Булгаков отправился в Париж «с целью привлечения работ русских художников, проживавших в столице Франции» в возглавляемый им музей. И одним из первых мастеров кисти, с кем он встретился, стал А. Н. БЕНУА.

«В 1937 году Александру Николаевичу исполнилось шестьдесят семь лет, — писал в своих мемуарах Булгаков. — Это был довольно полный и еще бодрый, хотя как будто и не совсем прочно стоявший на отекших ногах и медленно передвигавшийся по комнате старик с колбасками подстриженных седых усов. …На вопрос мой о том, чем Александр Николаевич в настоящее время занят, Бенуа ответил, что много пишет — и во французской, и в русской печати. Большие, с исключительной компетентностью и совсем не старческим блеском написанные фельетоны Бенуа об искусстве в русской газете „Последние новости“ я сам прочитывал аккуратно и с огромным интересом».

После подробного рассказа гостя о музее и просьбе «о великодушной поддержке этого начинания» Бенуа, по словам Булгакова, «поднялся, прошел в кабинет и вернулся оттуда с каким-то листом бумаги. Александр Николаевич держал его обеими руками и, склонив голову на бок, как бы критически рассматривал. Потом передал мне этот лист со словами:

— Уголок Фонтенебло… Думаю, что подойдет для вашего музея!

Передо мной была прекрасная акварель, изображавшая каскады в Фонтенебло: уходящая в глубину аллея, налево — отороченный камнем водоем, над ним — аркада, украшенная статуями. Редкий по красоте уголок. И — исключительно ценный по непринужденному и совершенному изяществу рисунок. Рисунок, который сделал бы честь любому художнику-реалисту».

Перед уходом гость решил обратиться к хозяину с еще одной просьбой. «Собираюсь прощаться, — вспоминал Булгаков, — и прошу Александра Николаевича написать мне что-нибудь в мой литературный альбом, который я захватил с собою из Праги.

— Да что же мне написать?— спрашивает он.

— Что угодно… Может быть, вашу любимую мысль?

Бенуа смеется, берет альбом и пишет: „У меня нет любимой мысли. Вернее — у меня их слишком много и не все приведены в порядок. Александр Бенуа».

На фото: В. Ф. Булгаков (1886—1966).
А. Н. Бенуа (1870—1960).

Подготовка публикации: ©Зеленая лампа, 17.11.2023

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?