«БЫВШИЕ». Евдокия Урусова. Часть 3

«БЫВШИЕ» (ч.3)
Свою старшую дочь князь Юрий Дмитриевич Урусов назвал в честь жены Евдокии Евгеньевны, в девичестве графини Салиас-де-Турнемир. Но девочку все звали Эда. Это сокращённое имя осталось с ней на всю жизнь.
С раннего детства у Эды были творческие наклонности. Она увлечённо занималась пением, верховой ездой, училась в частной танцевальной школе Маргариты Зелениной дочери Марии Ермоловой. Ещё до окончания средней школы она выдержала вступительные экзамены в студию Художественного театра. Ей, классовому врагу, сочувствовала и оказывала поддержку жена Евгения Багратионовича Вахтангова — Надежда Михайловна Вахтангова.
После Революции княжна Эда Урусова училась в институте благородных девиц, который был спрятан за стенами древнего Николо-Угрешского монастыря. Такое образование никак не соответствовала советским стандартам.
В 1925 году Урусова поступила в студию Ермоловой при Малом театре, по окончании которой в 1928 году стала актрисой Московского театра имени Ермоловой. Играя в театре, она не отказывалась от ролей в немом кино. Тогда же Евдокия Юрьевна вышла замуж за Михаила Семёновича Унковского, внука адмирала Ивана Семёновича Унковского, кругосветного мореплавателя, командира знаменитого фрегата «Паллада» и двоюродного брата мужа её младшей сестры Елены. В браке родился сын Юрий, у которого был врождённый дефект «заячья губа». В первые шесть лет жизни ребёнку сделали три операции.
18 марта 1938 года, вскоре после завершения последнего открытого процесса по делу «антисоветского правотроцкистского блока» Бухарина, Рыкова и др. были арестованы шесть ведущих актеров театра им. Ермоловой. Среди них был муж Эды Юрьевны Михаил Унковский. К тому времени уже умер в лагере её отец, была расстреляна родная сестра, но она продолжала работать в театре и даже проходила кинопробы у Эйзенштейна. Один хороший знакомый, которому было известно действительное положение дел, сказал ей, что она должна все бросить, забрать сына и уехать подальше в провинцию. Не послушалась.
Летом 1938 года их труппа собралась на гастроли в Ленинград, и прямо на вокзале около вагона «Красной стрелы» актрису арестовали, обвинив в связях с фашистами. Сама она тогда даже плохо представляла, что такое фашизм, и никак не могла понять, в чем заключается ее преступление. Лишь годы спустя Урусова узнала, что тогда на нее написали донос коллеги по театру. И только при получении документов о реабилитации через много лет ей стало известно о том, что уже на третий день после ее ареста было принято постановление осудить ее за контрреволюционную деятельность и приговорить к 10 годам заключения в исправительно-трудовых лагерях. Опекуном сына разрешили стать родному брату князю Кириллу Юрьевичу Урусову.
В эшелоне вперемешку везли политических и уголовных заключенных. Отъявленные уголовницы начали грабить политических, подошли к Евдокии Юрьевне. Та одним ударом разбила окно и схватила кусок стекла – приблизиться к ней никто не посмел.
Сначала она работала на лесоповале на Колыме, затем несколько лет содержалась в Буренинском пункте Дальневосточного исправительно-трудового лагеря, где успела поработать в топографическом отряде, играла в лагерном театре, была дояркой, счетоводом. Из-за постоянного голода у нее открылась язва. Однажды ее спас тюремный врач: вырезал здоровый аппендикс, чтобы Урусову не отправили в другое место ссылки.
Она не раз подавала прошение о досрочном освобождении, но ей отказывали на основании отрицательной характеристики из Театра имени Ермоловой.
Об этом времени Эда Юрьевна позже вспоминала:
«Это были самые тяжелые дни в моей жизни. Все время болело сердце, происходящее казалось каким-то ужасным кошмаром… Мне сразу разъяснили, что работа зимой на лесоповале для непривычного человека – это гибель. Свалишься на третий день, и тогда конец. Лес валили привыкшие к физической работе молодые здоровые девушки, в основном из семей раскулаченных. Остальная масса уголовных сидела у костров и не работала. Охранник, один солдат на весь отряд, даже и не пытался их заставлять. Я сидела вместе с ними. На ногах у нас были матерчатые чуни, которые постоянно промокали. Мы придвигались как можно ближе к костру, стараясь вобрать в себя все идущее от него тепло, чтобы согреться. Конечно, я читала стихи, благо знала их бесчисленное множество, о чем-то рассказывала, что-то показывала. Охранник тоже подсаживался поближе к нам. В общем, я снова как бы выступала перед благодарными слушателями, и это согревало душу»
В 1942 году она получила известие о смерти мужа: по воспоминаниям знакомых, Михаил Семёнович в лагере отморозил ноги. Одну ампутировали в антисанитарных условиях. Вероятно развился сепсис.
Актрису выпустили летом 1947 года. Некоторое время она продолжала работать по вольному найму в концертной бригаде Постройкома Ургальского строительства лагеря №4 НКВД СССР. В 1948 году приехала в Москву вместе со своим другом по лагерю Александром Ивановичем Блохиным, отбывавшим наказание как «социально вредный элемент», сыном танцовщика, солиста Большого театра Ивана Фёдоровича Блохина и хореографа, заслуженного деятеля искусств РСФСР Марии Львовны Клементьевой, впоследствии ставшего мужем. Жить им разрешили в городе Александрове, в Москву наведывались наездами. Работу удалось найти в Угличском драматическом театре. Это уже было счастье. На зимние каникулы приехал сын, закончивший 10-й класс.
Но весной 1949 года было принято решение — зачистить центральные области от нежелательного элемента. Последовали аресты всех отбывших 10-летние сроки по 58-й статье. Евдокия Юрьевна была вновь арестована — прямо на сцене, во время спектакля, в легком платье и белых туфлях, и помещена в Ярославскую тюрьму. Приговор — бессрочная ссылка в Красноярский край.
«Я попала в село Тасеево Красноярского края, неподалеку от деревни, где была Наталья Сац. Молодых посылали на лесоповал, а нас, постарше, на работу не гоняли, но не давали ни еды, ни одежды, ничего; только два рубля на телеграмму родным, чтобы они помогли. Фактически мы были обречены на вымирание… Это была страшная зима. Было тяжелее, чем в лагере на лесоповале. Ссыльные жили небольшими группами по крестьянским избам. Спасала солидарность и взаимовыручка. Каждый делился, чем мог. На улицу выходили поочередно. Собирали со всех теплую одежду, и была одна пара валенок на всех»
Вскоре к ней приехал муж. Весной 1950 года, узнав об её бедственном положении, актёры Норильского театра устроили ей вызов в Норильск. Там с ней работали, попавшие в эти же места, Иннокентий Смоктуновский и Георгий Жжёнов. Во время пребывания в лагерях актриса со своими коллегами организовывала театры, выступала в Хабаровске, Комсомольске-на-Амуре.
В 1955 году Евдокию Юрьевну Урусову полностью реабилитировали, выдав чистый паспорт. Она вернулась в Москву с открытой язвой желудка, в крайней степени дистрофии, с полностью выпавшими от цинги зубами и была сразу госпитализирована в институт им.Склифосовского. После выписки подала заявление о приеме в театр.
«В театре меня, конечно, никто не ждал. Мои года уже приближались к 50-ти, а таких актрис там и без меня хватало. Чтобы восстановиться в театре, пришлось обращаться в Министерство культуры РСФСР. По закону о реабилитации меня обязаны были восстановить. После указания из министерства меня в театр приняли, но ролей никаких не давали, и я сидела без работы. Мне даже понизили ставку с высшей, которая была у меня до ареста.
И вдруг меня назначают на роль в пьесе „Преступление и наказание“ по Достоевскому, которую ставил прекрасный режиссер Петр Павлович Васильев. Роль Луизы Карловны — очень хорошая, мне вполне удалась. Остался доволен и главный режиссер Андрей Михайлович Лобанов. За ней последовали и другие роли. И все успешнее и успешнее…»
Театр выделил отдельную квартиру. Муж работал руководителем коллектива художественной самодеятельности, сын — инженером-кораблестроителем.
Такую её и запомнил зритель в театре и в кино: тёщу Воробьянинова в «12 стульев» Л.Гайдая, Анну Семеновну в телеспектакле «Месяц в деревне», Веру Фабиановну Чарскую в «Ларец Марии Медичи», Агнессу Ивановну в «Курьер»…
Актриса Татьяна Говорова: «Однажды я задала ей вопрос о ссылке, однако, Эда Юрьевна тактично увела разговор в другое русло. Но не была грустной и отстраненной от всех. Помню, однажды на банкете выпили, и она так по-хулигански затянула декадентский романс: «Я ехала пьяная, немного грустная…» Полузакрытые глаза, этот ее бас. Очарование! За ней часто приходил в театр сын, чтобы отвести домой – ноги были совсем больные. Но она никогда не просила о помощи и не жаловалась. Когда в театре сдавали на праздники какие-то копейки, она всегда давала больше всех – рубль!»
Режиссёр Карен Шахназаров: «Она необыкновенная актриса – острая, характерная. И самое главное, я очень хорошо помню, что у публики в зале всегда была сумасшедшая реакция на нее, хотя она играла роли второго плана. В работе – дисциплинированная, малоэмоциональная, но очень глубокая. В общении с ней чувствовалось такое мощное прошлое!»
Актриса Оксана Мысина: «Я снималась с Эдой Юрьевной в фильме «Письма Асперна». Она была остра на язык, такая ироничная, с невероятным шармом. И хотя ей было тогда уже 86 лет, я не чувствовала разницы в возрасте. Она никогда не позволяла себе высокомерия. Урусова обладала таким тембром голоса, будто ты в Венеции слушаешь волны, бьющиеся о стены домов. Она была способна гипнотизировать публику в самом хорошем смысле – люди будто попадали в другую реальность»
Евдокия (Эда) Юрьевна Урусова: «В моей жизни было много счастливых случаев и людей, которые меня спасли от худшего. И именно это я вспоминаю! Тому, что осталась жить, я обязана своей профессии и людям, которые меня окружали»

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?