Бёхово. Церковь Троицы Живоначальной.

С противоположного берега Оки хорошо видна церковь Святой Троицы в Бёхове. Поленов с радостью откликнулся на просьбу крестьян построить для них церковь, прекрасно понимая, что именно церковь — то связующее звено, которое объединяет все слои населения. В письме к другу Поленов так объяснял свою позицию: «Наша Церковь, которая признает и живопись, и музыку, и поэзию, наряду с Домом молитвы уже есть Храм искусства, и это ее огромная сила и значение, как в прошедшем, так и в настоящем и будущем «. Строительство церкви началось в 1904 г., закончилось в 1906 г.
«Бёховская церковь была построена по проекту художника. В ней нет следования архитектурным канонам. Поленов, руководствуясь соображениями красоты, соединим европейскую готику с византийским округлением купола и ритмикой кровельных плоскостей.<…> Замысел художника ясен — создать на живописнейшем взгорье правого берега Оки у села Бёхово гармоничную и своеобразную деталь пейзажа, сочетающую разные архитектурные стили разных эпох».
Ф.Д. Поленов «Церковь в Бёхово»

Церковь в «неорусском стиле» выстроена среди села, но не на кладбищенском холме, где стояла старая деревянная Троицкая церковь, а на соседней вершине. Отсюда ее силуэт виден на многие километры. Романтическое начало и образный строй архитектуры оказались созвучными эмоциональной насыщенности и лирико-эпическому характеру окского пейзажа. Архитектура беховского храма основана на динамичном построении и сопоставлении лаконичных объемов. Перед нами идеальная модель псковского зодчества XV—XVI веков, приведенная в соответствие с идеалами современности. Образную выразительность церкви определяет пространственная ритмическая композиция, «ведущими» компонентами которой являются широкие двускатные кровли и щипцы крыльца, трапезной и четверика храма. Динамичность этой композиции усилена за счет контрастного сопоставления собственно храма и «статичной» столпообразной шатровой колокольни. Внутреннее пространство храма решено как бы в другом эмоциональном масштабе и проникнуто духом благодатного спокойствия и душевной теплоты. Световой барабан поддерживают четыре столба с капителями в форме закрытого цветка папируса; над входом в трапезную нависают хоры…www.oka-reka.ru

Приход села Бехова расположен на холмистом месте очень высокого и крутого правого берега реки Оки, в расстоянии от гг. Тулы 72 верстах, от уездного Алексина 30 верстах и ст. Иваново Моск. – Курской ж. д. в 11 верстах. В составе прихода, кроме села Бехова, находятся деревни: Митино, Веселово и Конюшино с крестьянским населением 320 душ муж. пола и 371 — жен. пола. В приходе есть одно старообрядческое семейство в числе 5 душ (2 муж. и 3 жен.) безпоповщинского толка.
Из храмозданной грамоты, выданной 9 сентября 1798 г. на сооружение существующего храма в с. Бехове, видно, что приход означенной церкви существовал до 1798 г., хотя время основания бывшей здесь деревянной церкви, сгоревшей в упомянутом году, остается неизвестным. Название же село Бехово получило, как полагают, от бывших здесь конских скачек или бегов, отсюда искаженное произношение слова бег – бех и название Бехово, вместо Бегово.
Отстроенный на месте сгоревшего храма и доселе существующий храм во имя св. Троицы окончен постройкою в 1799 году. Он деревянный, однопрестольный с колокольнею; в 1845 г. был поврежден ударом молнии и в том же году был исправлен и покрыт железом, вместо бывшей тесовой крыши. С 1870 г. по 1879 г. приход с. Бехова присоединен к Знаменскому с. Страхова, а с 1888 года по 1893 г. к Покровскому с. Волковичей.
Ныне приход выделен в самостоятельный и имеет отдельный причт из священника и псаломщика. На содержание храма поступает половина процента с капитала в 150 руб., а другая половина – в пользу причта, который пользуется, кроме того, пособием от казны в размере 392 руб. в год и церковной землею в количестве 33,5 десятин, из них 3,5 – усадебной.
П.И. Малицкий «Приходы и церкви Тульской епархии» Тула 1895 г. Алексинский уезд, стр. 77.

В мае 1918 года в усадьбе Василия Дмитриевича Поленова «Борок» был создан музей, объявленный национальным достоянием республики. Через несколько лет, в 1924 году все постройки передали в пожизненное пользование семьи Поленовых. А в 1926-м году Василий Дмитриевич стал народным художником Республики. Видимо, по инерции не закрывали и Троицкую церковь, которая всё это время оставалась действующей. Только через семь лет после смерти В.Д. Поленова советские власти «вспомнили» про храм. В 1934 году его закрыли, поснимали колокола с колокольни и разбили, а церковное имущество разграбили. Добротную каменную ограду разобрали и пустили на строительство фундаментов корпусов пионерского лагеря. Местные жители потихоньку растаскивали здание по частям. Время и погодные условия вносили лепту в разрушение церкви.
Во время Великой Отечественной войны линия фронта проходила по реке, но, к счастью, красноармейцы не пустили немцев на правый берег, разобрав мост через Оку. Но это не помешало фашистам регулярно обстреливать из миномётов и пушек позиции наших войск. Осколки снарядов застревали в стенах церкви, в обрешётке кровли, но ощутимого урона не нанесли. После войны директор «Дома-музея имени В.Д. Поленова» Дмитрий Васильевич Поленов, сын художника, неоднократно пытался достучаться до советских чиновников от культуры, доказывая им, что Троицкий храм — неотъемлемая часть Поленова и должна быть передана музею. Но Министерство культуры посчитало, что церковь не является памятником архитектуры. Вот как описывал состояние храма в то время журналист «Комсомольской правды» Василий Песков в своём очерке «В Бёхове над Окой»: «Десять лет назад тут лежали руины церквушки — битый кирпич, остатки стен, изогнутые прутья железа, всё знакомое и привычное по другим уголкам деревенской России. Но тут развалины особо ранили сердце, потому, во-первых, что лежали они на заметном, особенно живописном месте и потому ещё, что церквушка была наряду со школой построена в дар деревеньке Василием Дмитриевичем Поленовым… Ранее в безобразных развалинах немыслимо было угадать формы. Крышей тут было небо. Под своды летом от жары пряталась деревенская лошадь. Кирпич растаскивали для печей…»
Только в 1965 году, через 30 с лишним лет после закрытия, Троицкая церковь в Бёхово, вернее то, что от неё осталось, была взята под охрану государства; а в 1975 году начались реставрационные работы, которые затянулись на десять лет. Наконец 5 октября 1985 года состоялось торжественное открытие церкви. Естественно, храм выполнял не прямые свои функции, а служил выставочным залом музея-заповедника. На первой выставке экспонировались полотна В.Д. Поленова, его сестры Елены Дмитриевны, их друзей и учеников — К.А. Коровина, И.И. Левитана, М.Я. Якунчиковой. Когда в 1989 году жители села Бёхово обратились в Тульскую епархию с просьбой возобновить богослужения в Троицкой церкви, руководство музея поддержало их в этом. И уже на следующий год в храме состоялась первая служба.
Журнал «Православные Храмы. Путешествие по Святым местам». Выпуск №215, 2016 г.

Церковь Святой Троицы, признают искусствоведы, по стилистике принадлежит некоторым формам модерна. Романский стиль причудливо переплетается с архитектурой древнерусских храмов: шлемовидный купол гармонически сочетается с устремлённой ввысь колокольней. Образцом как для плана, так и для фасада послужили новгородские церкви Воскрешения праведного Лазаря Четверодневного и Спаса Преображения на Нередице, а также северные деревянные церкви, в частности, в Муромском Свято-Успенском монастыре, что расположился на берегу Онежского озера.
В.Д. Поленов постарался создать цельный и завершённый художественный образ с правильным сочетанием довольно ограниченных объёмов здания. И ему это удалось. «На мой взгляд, в Свято-Троицком храме вера пересекается с высочайшим искусством, а не с показным артистизмом, — говорит нынешний настоятель о. Димитрий, — Василий Дмитриевич, когда строил — по просьбе крестьян и для крестьян — не стал делать искривлённых стен в духе Пикассо, а собрал в своём творении очень важные для христиан символы. Здесь и мотивы иерусалимского храма в честь равноапостольной святой Елены, и северные мотивы храмов псковской и новгородской земель. Всё это он пропустил через своё художественное видение, но не внёс ничего лишнего или своевольного ни в архитектуру храма, ни в последовавшую жизнь прихода».
С востока храм окружает полукруглая, слегка вытянутая апсида с двумя оконцами. Она немного «выбивается» из общей стилистики здания, все крыши которого — двускатные и крыты красной черепицей. Крыша апсиды, как и главы куполов, покрыта медными пластинами. Столпообразная шатровая колокольня расположена сбоку от главного здания, с северной стороны. Прототипом её послужила колокольня храма Воскресения Христова в Тарусе. На верхний ярус к звоннице ведёт открытая лестница. На первом этаже находится ризница, где хранится церковная утварь. С северной стороны — два окна, объединённых полукруглым карнизом. Круглый барабан храма прорезан четырьмя окнами, вписанными в простые полукружья карнизов. Главный купол и купол колокольни покрыты медными пластинами. Поначалу они ярко сверкали на солнце, но со временем медь потемнела. Завершают главы кресты из жёлтого металла на шарообразных основаниях. Оконные проёмы декорированы широкими лопатками и каменными наличниками. Все окна выполнены в одной стилистике.
Чтобы попасть в церковь, нужно подняться по ступенькам двухстороннего крыльца, довольно необычного для православного храма. За притвором следует небольшая трапезная, которая ведёт в единственный придел. Основным элементом придела, помимо иконостаса, являются четыре массивные колонны из белого мрамора, поддерживающие световой барабан. Капители их украшены резьбой по камню в виде закрытого цветка лотоса. Известно, что один капителей на правой колонне у клироса резал лично Василий Дмитриевич Поленов, дабы продемонстрировать строителям, каким он хочет видеть эти элементы декора. Рисунок капителей в Бёховской церкви явно сделан по образцу тех, что украшают двойные ворота в Иерусалимской стене. Алтарь традиционно расположен на несколько ступеней выше пола. Клиросы находятся между колоннами и стеной и ограждены деревянными решётками. Если встать в центре храма лицом к иконостасу, а потом оглянуться назад, то под сводами взгляд натолкнётся на хоры, куда из левого угла церкви ведёт крутая деревянная лестница.
Икон в храме много, но есть среди них две, которые поражают воображение. Они выполнены в уникальной технике макраме из миллионов крошечных узелков тонкой льняной нити. Только лики и ладони прописаны красками на холсте. Это образ Святой великомученицы Натальи и икона Покрова Пресвятой Богородицы. Их автор — Владимир Анатольевич Денщиков, крымский мастер, в прошлом актёр театра и кино, которого считают основоположником нового направления в иконотворчестве. Смотря на эту церковь, лишний раз убеждаешься необычайной красоте окского пейзажа, вспоминая художника и архитектора этого уникального храма. Василий Дмитриевич Поленов явно был удолетворён, ведь была воплощена его главная задумка: «чистота Христа» вписана в окружающую красоту природы…
Журнал «Православные Храмы. Путешествие по святым местам». Выпуск №215, 2016 г.

Церковь Святой Троицы в Бёхове
Поленов с радостью откликнулся на личную просьбу крестьян построить для них церковь, прекрасно понимая, что именно церковь – то связующее звено, которое духовно объединяет все слои населения. Но была и ещё одна причина, которую Поленов объяснил в письме к другу: «Наша Церковь, которая признает и живопись, и музыку, и поэзию, наряду с Домом молитвы уже есть Храм искусства, и это ее огромная сила и значение, как в прошедшем, так и в настоящем и будущем». (Из письма Л.В. Кандаурову. 1911).
Строительство было начато в 1904 году и завершено осенью 1906 года. Освящена была церковь во имя Святой Троицы в 1907 году. Внутреннее пространство храма создает ощущение спокойствия и душевной теплоты. Бёховская церковь очень живописна, а образный строй архитектуры оказался созвучен настроению окского пейзажа. В оформлении интерьера церкви приняли участие друзья и ученики Поленова: И.Е. Репин, Е.Д. Поленова, А.Я. Головин, М.В. Якунчикова, Е.М. Татевосян.
Что касается архитектурной темы, то это – своеобразное и гармоничное сочетание романской и древнерусской архитектуры. Образцом плана и фасада церкви послужили новгородские храмы XII века: церковь Лазаря и Спаса–Нередицы в сочетании с архитектурными элементами северного деревянного зодчества. Форма купола заимствована у новгородского Софийского собора.
Интерьер церкви во многом повторяет внутренний вид иерусалимского храма царицы Елены, построенного в VI веке. Барабан центрального купола поддерживают четыре столба с капителями в форме закрытого цветка лотоса. Капители колонн сделаны по рисунку средней колонны северных двойных ворот иерусалимской стены. Одну из капителей (над правым клиросом церкви) высекал из камня сам художник, чтобы показать работавшим с ним резчикам форму и рисунок орнамента. В оформлении интерьера церкви приняли участие друзья и ученики Поленова: И. Е. Репин, Е.Д. Поленова, А.Я. Головин, М.В. Якунчикова, Е.М. Татевосян, Н.В. Поленова и, конечно, сам художник. В.Д. Поленов, автор цикла картин «Из жизни Христа», с глубоким интересом относился к церковному искусству. Поленов – композитор написал музыкальные духовные произведения – Всенощную и Литургию.
В 1930-е годы церковь была частично разрушена и закрыта. Осенью 1941 года, когда линия фронта прошла через Поленово и Бёхово, церковь сильно пострадала. В 1965 году она была взята под охрану как памятник архитектуры, и с 1975 года в ней проводились реставрационные работы. Здание Троицкой церкви села Бёхово было полностью восстановлено. С 1985 года церковь, как филиал музея, была выставочным залом, а с августа 1990 года церковь живет своей настоящей жизнью: в ней проходят службы.
http://www.polenovo.ru/ru/cerkov/

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?