Бутырский. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Бутырской слободе.

Подмосковное село Бутырки долгое время принадлежала Романовым (еще до их восшествия не престол). В 1646-47 гг. владельцем села боярином Никитой Ивановичем Романовым была воздвигнута деревянная церковь. В 1682-84 гг. в центре солдатской Бутырской слободы была построена каменная церковь Рождества Пресвятой Богородицы с приделами Преподобного Сергия и Николая Чудотворца. Неподалёку от храма отдельно стояла высокая шатровая колокольня. Она состояла из трех уровней, причем через нижний ярус был сделан проход на территорию церкви.

Во время наполеоновского нашествия храм был сильно поврежден изнутри, однако уже в конце 1812 года в нем возобновились богослужения, а в 1855 г. храмовый комплекс был полностью востановлен. В конце XIX – начале XX рядом были также построены здания церковно-приходской школы и богадельни.

После революции 1917 г. храм был признан ценным памятником архитектуры и взят под охрану государства. Регулярные богослужения были прекращены в 20-е годы XX века, окончательно храм был закрыт в 1935 г. В том же году он перешел в собственность завода № 132 Глававиапрома (впоследствии — завод «Знамя»), который сначала использовал его как склад, затем началось его разрушение. В здании храма оборудовали заводской цех. К началу Великой Отечественной войны была снесена верхняя часть колокольни, главы храма и трапезная, а также здания приходской школы и богадельни.

С 1960 года регулярно выходили постановления Совета Министров СССР, которые обязывали завод вывести из храма цех, очистить его и прилегающую территорию от пристроек, отреставрировать храм и обеспечить удобный подход для прихожан. Однако руководствоо завода игнорировало эти указания. Более того, в 1970 г. между остатками колокольни и зданием храма был выстроен новый заводской многоэтажный корпус, который рассек территорию бывшего храма надвое. В результате остаток колокольни числится по адресу: Бутырская ул., д. 56, а здание храма — по адресу Большая Новодмитровская, 23, строение 9.

В конце XX века вышли правительственные указы об изъятии здания храма из собственности завода, но они были выполнены только в части колокольни, которая сохранила адрес храма. В остатке колокольни сейчас находится храм в честь князя Димитрия Донского, к нему пристроена апсида, а рядом сооружена небольшая временная колокольня.

15 апреля 2000 года вышло распоряжение правительства РФ, подписанное В. Путиным (тогда премьер-министром), согласно которому в течение одного месяца завод должен был передать здание церкви с прилегающими к ней земельными участками в безвозмездное пользование Московской Патриархии. Однако распоряжении это не выполнено, и здание храма по-прежнему находится за забором завода и используется им как цех. Здание это можно увидеть, обойдя заводскую территорию так, чтобы оказаться с другой стороны корпуса вдоль Бутырской улицы. Впрочем, для воссоздания облика храмового комплекса, очевидно, необходимо снести заводской корпус между храмом и колокольней, что, надо полагать, весьма и весьма проблематично.

Храм Рождества Богородицы в Бутырской слободе был построен в 1682-1684 годах на средства Бутырского стрелецкого полка, недалеко от существовавшей ранее деревянной церкви. При пятиглавом храме на 2000 человек, приход открыл церковно-приходскую школу и богадельню. Построенная (по преданиям)по чертежу царя Федора Алексеевича церковь по изысканности архитектурного исполнения и богатству внутреннего убранства принадлежала к красивейшим зданиям XVII века в России.
Во время Отечественной войны 1812 году занявшие столицу наполеоновские войска превратили храм в продовольственный склад. Однако уже к концу 1812 года в церкви были возобновлены богослужения, а в 1855 году ансамбль был полностью восстановлен. Казалось, что смутное время революционных потрясений обойдёт Рождественскую церковь стороной: декрет 1918 года относил весь архитектурный комплекс к выдающимся произведениям русской культуры, охраняемым государством и не подлежащим уничтожению. Более того, в начале 1930-х гг. храм Рождества Богородицы чуть было не стал кафедральным собором вместо Елоховского.
Однако ещё в начале 1920-х гг. регулярные богослужения в храме были прекращены, а в 1935 году он был окончательно закрыт. В том же году здание храма было передано заводу Глававиапрома. Сам храм был превращён сначала – в склад, а вскоре – в один из заводских цехов.
http://www.oldmos.ru/photo/view/19659

В начале XVII в. на землях боярина Ивана Никитича Романова (унаследовал это владение от отца, Никиты Романовича Юрьева), была построена деревянная церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Позднее здесь возникла Бутырская слобода (от слова «бутырки» – отдельно стоящий хутор, выселки). Население Бутырской слободы быстро увеличивалось за счет тех москвичей, которые, не желая платить налоги и отбывать военную службу, записывались в крестьяне к боярам Романовым. В 1649 г. беглецов по указу царя Алексея Михайловича переселили обратно в Москву, а их место заняли пленные поляки. После заключения в 1656 г. мирного договора с Польшей пленники были отпущены на родину, а в Бутырках разместился московский выборный, то есть отборный полк. Это был старейший из регулярных полков России, сформированный по указу царя Михаила Федоровича в 1642 г. Он находился в ведении Стрелецкого приказа и получил название Бутырского.
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы значилась полковою. В 1682–1684 гг. в честь победы России над крымским ханом на средства полка деревянную церковь заменили каменной, и ее освятил патриарх Иоаким. Церковь была по размерам, красоте и богатству одной из самых красивых в Москве. Это был большой пятиглавый собор, золотые купола которого издали видели подъезжающие к Москве по Дмитровской дороге. Отдельно стояла надвратная шатровая колокольня, очень изящная и изысканная, схожая с колокольней церкви Николы Явленного на Арбате. Церковь была выстроена при полковнике Родионе Жданове, имела приделы преподобного Сергия Радонежского (правый) и святителя Николая (левый). Одновременно были построены трапезная на две тысячи человек, церковноприходская школа и богадельня.
В 1812 г. в храме французы устроили конюшню и склад. Приходские защитники были убиты, староста казнен – повешен на Распятии Христовом. После изгнания неприятеля церковь восстановили. Когда беды были забыты, на престольный праздник Рождества Пресвятой Богородицы 8 сентября вокруг церкви шумела большая ярмарка, разбивали шатры и балаганы. В лавках продавались знаменитые бутырские баранки. Веселились на ярмарке «бутырщики» – так стали называть живших здесь работников типографии Московского университета.
В 1915 г. рядом с церковью начали строить миссионерское подворье с большим, на полторы тысячи молящихся, храмом, аудиториями, музеем, магазином, часовней. В иконостасе церкви (выполнен в 1855 г.), сохранялись иконы XVII века. Приделы имели мраморные иконостасы, выполненные также в XIX веке. На втором ярусе колокольни, над проездными воротами, находилась редкая икона, уничтоженная вскоре после Октябрьской революции 1917 г.: барельеф Богоматери с Младенцем.
В первые годы советской власти храм уничтожили почти полностью. Его обезображенный остов можно видеть с Большой Новодмитровской улицы. Место, где некогда находились многочисленные храмовые постройки, отмечает здание, являющееся остатком колокольни. В начале 1990-х годов силами верующих остатки колокольни были расчищены, и в ее нижнем ярусе в 1999 г. освящена церковь во имя святого благоверного князя Димитрия Донского (Бутырская улица, дом № 56).
Михаил Вострышев «Москва православная. Все храмы и часовни».

В московском храме Рождества Богородицы в Бутырской слободе нашли роспись знаменитых мастеров. Неожиданное открытие сделали реставраторы, которые работают в старинной церкви Рождества Пресвятой Богородицы в Бутырской слободе. Этот храм с надвратной колокольней — памятник истории, культуры и архитектуры XVII века федерального значения. Он построен в 1684 году в память об окончании войны с Турцией и Крымским ханством. Это первый в России полковой храм, он возведён на средства Бутырского стрелецкого полка. Именно поэтому размеры храма были такими, чтобы мог поместиться целый полк.
В советские годы к храму пристроили дополнительные помещения и открыли здесь машиностроительный завод. В 2006 году храм вернули Церкви. Но реставрационные работы в этой церкви тормозятся из-за проблем с финансированием. Однако это не помешало реставраторам найти уникальные росписи, которые скрывались под 10 слоями краски на 3-м этаже. Это настенная и купольная живопись художников иконописной школы мастерской Сафоновых из Палеха.
— Первоначально роспись здесь была клеевая, то есть с использованием в качестве краски пигмента с клеем животного происхождения, — рассказала реставратор высшей категории ООО «Реставрационная фирма «Лука-В» Лариса Яснова. — Эта техника недолговечна, и поэтому роспись вскоре была утрачена. А в начале XХ века мастера из Палеха заново расписали стены и подкупольную часть храма.
Знаменитый Николай Сафонов основал художественную династию, работая сначала вместе с сыном Михаилом. В его реставрационной фирме с мастерскими в Москве и в Санкт-Петербурге работали до 800 человек. Иконописцам из мастерской Сафоновых принадлежит роспись Грановитой палаты и Благовещенского собора Московского Кремля.
— Вы видите здесь, на северной стене, изображение Иоакима и Анны, родителей Богородицы, — продолжила Лариса Яснова. — Над входом в жертвенник — Дева Мария с Младенцем и ангелы. Орнамент сделан в неорусском стиле, в виде ваз с цветами и райских птиц. Чтобы выровнять эффект восприятия, то есть избавиться от бликов, мы используем подогретый состав из лака и воска — глютень. Его подмешивают в масляные краски, и изображение получается матовым.
Подкупольная часть храма сейчас покрыта белой бумагой. Таким образом укрепляют живопись, если в некоторых местах есть выпадение фрагментов или шелушение. На поверхность стен наносят бумагу из длинноволокнистого хлопка с клеевым слоем из осетровых пластинок. Участок несколько раз пропитывается клеем, и через три-четыре дня бумагу снимают фторопластовым шпателем. Следующий этап — удаление загрязнений и дезинфекция этиловым спиртом. Для того чтобы не повредить роспись, реставраторы послойно используют растворитель и скальпель. Мелкие утраченные элементы шпаклюют и тонируют в технике гризайль, то есть в одном тоне, усиливая и ослабляя цвет.
«Крестовский мост», православная газета http://www.krest-most.ru/?c=article&id=772

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?