В конце 19 века в Бутурлиновке с числом населения около двадцати тысяч человек имелось шесть церквей: Успенская, Воскресенская, Покровская (действующая и по ныне), Кресто-Воздвиженская, Феодосиевская, Преображенская. Они не могли вместить всех верующих, и было решено строить новый храм. В центре слободы, на торговой площади, находилась небольшая Преображенская каменная церковь, возведенная в 18 веке. Первоначальная постройка Преображенской и Успенской церкви неизвестна, но в описях и на планах 1780-х гг. они уже присутствуют, а в начале 19 в. перестраиваются из деревянных в каменные. Место это было сочтено наиболее приличествующим для нового собора. Средства надлежало собирать среди прихожан, и, хотя в слободе имелось немало зажиточных торговцев и ремесленников, без хлеботорговцев Кащенко вряд ли бутурлиновцы решились бы на такие траты.
Проект грандиозного по размерам сооружения был выполнен в 1885 году архитектором строительного отделения Воронежского губернского правления Владимиром Всеволодовичем Стойновским (1850-1898) при участии архитекторов Д.В. Знобинина и С. Л. Мысловского. Имя Стойновского В.В. указано на мраморной закладной доске, обнаруженной во время реставрации под штукатуркой. В.В. Стойновский вскоре покинул Воронеж и наблюдать за воплощением его замысла был назначен его сослуживец, гражданский инженер Станислав Людвигович Мысловский (1856-1918) – известный зодчий, которым выполнен проект Христо-Рождественской Церкви в Анне. Инициатором строительства был крупный предприниматель мукомол Василий Михайлович Кащенко. В 1886 году он умер, и старостой Преображенской Церкви стал его сын, коммерции советник Алексей Васильевич Кащенко, ему помогали младшие братья Александр и Иван. Закладная доска называет и других старателей из числа бутурлиновцев: крестьяне Федор Иванович Шевцов; Федор Михайлович Головчанов и Алексей Иванович Момров. В том же 1886 году начались строительные работы. Церковь Преображения была разобрана, за исключением трапезной, которую временно приспособили под богослужения. Через пять лет вырос величественный краснокирпичный пятиглавый собор. Еще два года ушло на отделку интерьеров. Срок этот весьма короткий для столь масштабных работ. Подрядчиком по строительству собора был государственный крестьянин из Козловки Павел Иванович Филатов (1847-1917). Имен сотен рабочих-каменщиков мы не знаем, но результатами их мастерства восхищаемся до сих пор.
По оценке архитекторов, Преображенский собор является самым крупным и самым сложным по своей объемно-пространственной композиции и декору памятником в нашей губернии 19 века. В сложном декоре фасадов сочетаются мотивы византийской архитектуры и классицизма. Кружево красного кирпича прерывается лишь белым цветом наличников. Над четырьмя боковыми главами возвышается центральный купол. На трехъярусной колокольне были установлены часы с боем. Внутреннее убранство собора поражало своим великолепием. Иконостасы и все киоты были мраморные, резные, итальянской работы. Альфрейные работы и роспись стен, отделанных под мрамор, выполнялись московскими мастерами. Иконы были «академической работы в византийском стиле». По новой моде устроено было центральное отопление. Церемония освящения престола длилась три дня — 11, 12, и 13 июля 1893 года, ее проводил глава епархии епископ Анастасий Добрадин, специально прибывший из Воронежа, в сослужении кафедрального протоиерея и десятков священников, прибывших из Боброва и окрестных сел. В главном храме престолов было три: Преображения Господня, свт. Николая Мирликийского и св. Дмитрия Ростовского. В 1909 году освятили еще один придельный алтарь во имя св. Василия Парийского, устроенный в трапезной. В церковной ограде находилось пять лавок, сдаваемых в наем.
В приходе имелись казенная, две земских и церковноприходская школы. Закон Божий в них преподавали священники. При храме служили семь человек: три священника, один диакон и три псаломщика. Сохранившиеся документы за 1911 год сообщают подробные сведения о причте. Настоятелем храма пребывал о. Иоанн Алексеевич Игнатов, назначенный еще к строящемуся собору в августе 1886 года, при нем священниками были Василий Васильевич Цветов и Ипполит Дмитриевич Мишин, диаконом – Николай Петрович Корыстин, псаломщиками –Илья Александрович Поташин, Дмитрий Романович Карасев и Георгий Михайлович Автономов, просфорней – вдова священника Александра Алексеевна Авсенева. Старостой храма вплоть до революции оставался Алексей Васильевич Кащенко. Приход составлял 1044 двора, где проживали 6600 человек. В метрической книге за 1906 год сделана запись о смерти диакона Дмитрия Ивановича Ягодкина, до перехода в храм служившего в Бутурлиновке народным учителем. Это дед известного воронежского писателя Юрия Даниловича Гончарова, который сам не раз бывал в Бутурлиновке. Собор закрылся в начале 1930-х годов, во время войны здесь ремонтировали танки. Несколько десятилетий в нем находился торговый склад.
С середины 1980-х годов начались реставрационные работы, в первую очередь стремились восстановить кровлю. В начале 1990-х годов собор возвращен епархии. В настоящее время в Спасо-Преображенском соборе ведутся ремонтные работы, постепенно возрождается благолепие храма. Но впереди еще много дел по росписи собора, по восстановлению и отделке иконостаса. Есть задумка вернуть его первозданную красоту. Иконостас — это сердцевина храма, за вратами которого находится святая святых. И благоукрасить его надо в соответствии с этой святостью. Не поскупитесь, принесите свои таланты, труд, денежную лепту на восстановление былой величественной красоты собора. И эта красота несказанно обогатит и спасет вас, и всех, кто прикоснется к ней. По благословению Высокопреосвященнейшего Сергия Митрополита Воронежского в соборе ежедневно совершается Божественная литургия, особо торжественна она в престольный праздник Преображения Господня. В 120-й юбилей со дня строительства храма приход посетил правящий архиерей.
Первая каменная церковь Преображения Господня была построена на главной площади слободы Бутурлиновка в 1809 году. Строительство на месте прежней церкви нового храма началось в 1886 г. по инициативе местного предпринимателя В. М. Кащенко. После смерти предпринимателя дело продолжили его сыновья. Работы велись на средства прихожан. Проект храма был выполнен в 1885 г. архитектором В. В. Стайновским при участии архитекторов Д. В. Знобишина и С. Л. Мысловского. Спасо-Преображенский храм был выстроен и освящен в 1893 г. Освящение храма совершил архиепископ Воронежский и Задонский Анастасий (Добрадин). В алтаре сохранилась мраморная закладная доска со следующим текстом: «Храм сей Преображенский начат постройкою в 1886 году по плану, составленному архитектором Стайновским, утвержденному преосвященнейшим Серафимом, архиепископом Воронежским и Задонским, при священниках о. Семионе Михайловиче Чернышове и о. Семионе Петровиче Адамове, при церковном старосте Бобровском, 1-й гильдии купце Василии Михайловиче Кащенко».
Старателями во всё время постройки сего храма были крестьяне слободы Бутурлиновки Федор Иванович Шевцов, Федор Михайлович Головчанов, Алексей Иванович Момров. Построен этот храм на средства прихожан, которые собирались старателями-доброхотцами… Иконостас же и киоты все устроены на средства, пожертвованные сыновьями Василия Михайловича Кащенко: Алексеем, Александром и Иваном. Окончен и освящен сей храм в 1893 г. при преосвященном Анастасии, епископе Воронежском и Задонском, при священниках о. Семионе Михайловиче Чернышове и о. Иоанне Алексеевиче Игнатове, при церковном старосте Алексее Васильевиче Кащенко.
В церкви было три престола: Преображения Господня, святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца, и святителя Димитрия Ростовского. В 1909 г. в трапезной части храма был освящен еще один придел — в честь преподобного Василия Парийского. Внутреннее убранство храма поражало своим великолепием. Роспись стен была выполнена московскими мастерами, иконостасы и все киоты мраморные, резные, итальянской работы; иконы академической работы были написаны в византийском стиле. На колокольне были установлены часы с боем.
В начале 1930-х г.г. храм был закрыт, иконостас разрушен. Во время Великой Отечественной войны в здании храма ремонтировали военную технику. После церковь использовали как склад. Храм возвратили епархии в 1992 г., и в нём возобновились богослужения. В настоящее время в храме ведутся реставрационные работы.
Объемная композиция храмовой части решена по типу крестово-купольной с пятиглавием. Западную ветвь креста продолжает повышенный средний неф трапезной, переходящий в первый ярус трехъярусной колокольни. В декоре фасадов сочетаются мотивы византийской архитектуры и классицизма. При этом композиционная система объемов церкви основана на ритмичном чередовании однотипных композиций частей фасадов, использован прием чередования вертикальных и горизонтальных членений и различно обработанных поверхностей. В отличие от живописной композиции нижнего яруса церкви, верхние ярусы колокольни, глава храма и апсиды имеют более строгие и сухие формы классицизма с пилястровыми портиками на гранях объемов. Примечательно внутреннее убранство храма, в частности оформление перехода от свода четверика к световому барабану: большого выноса карниз поддерживают 29 декоративных кронштейнов в виде херувимов.
Преображенский храм в Бутурлиновке — самый крупный и сложный по своей объемно-пространственной структуре и декору из всех храмов, построенных в епархии в конце XIX века.
По материалам книги «Возрожденные святыни. Памятники церковной архитектуры Воронежской и Борисоглебской епархии» (под общей редакцией архимандрита Андрея (Тарасова)). — Воронеж: издательский отдел Воронежской и Борисоглебской епархии, 2011. https://rus-towns.ru/category/g-borisoglebsk/xramy-g-borisoglebska/