Бушулей. Церковь Троицы Живоначальной.

Сегодня ни одна из многочисленных церквей Чернышевского района, кроме Спасского храма в Курлыче не дошли до нас в своем первозданном виде. За годы существования часть из них была перестроена, а другая часть, к сожалению, утрачена безвозвратно. Среди них и некогда красивейшая обитель в Нерчинской области (1783-1805 г.г.) – церковь Святой Троицы в Бушулее. Бушулей назывался тогда Сухановской слободой.Однажды в том месте, где река Бушулей впадает в Алеур, в далеком 1772 году на порожнем месте поселился среди тунгусов, кочевавших по долинам реки Алеур, основатель Бушулейской (Сухановской) слободы выходец из купеческого сословия – Кирилл Васильевич Суханов. Среди дремучей тайги и болот православный миссионер сам построил здесь первый дом. Тридцатилетний Кирилл Васильевич развернул в округе Бушулея широкую миссионерскую работу с местным населением. Он безотлучно жил со своими новокрещенными эвенками, обучая их хлебопашеству, постройке домов, утверждению православной веры и грамоте к иконостасному ремеслу. Уроженец из Коми города Яренска 1741 года рождения — Суханов К.В. был первым иконописцем в Забайкалье. Обстоятельства заставили его оставить родной край, жену и бежать в Сибирь. В 1768 году он появился в Нерчинске со своим другом Василием Ивановичем Березиным, выходцем из Великого Устюга потомственным иконописцем. Вскоре ктитор Курлыческой церкви Епифанов пригласил Суханова в Нерчинск, с которым Кирилл Васильевич прибыл в Курлыч, и принялся за постройку второй деревянной двухпрестольной Спасской обители. В марте 1771 года курлыченские жители просили рекомендовать его в священники для своей церкви, но он отказался. Получив деньги за постройку храма, Кирилл Васильевич Суханов, неожиданно для всех отправился проповедовать Христа тунгусам, поставив для себя одной из главных задач обращать местное население (особенно тунгусов) в православную веру. Уже в 1773 году он в своей слободе первым открывает русскую школу для тунгусских детей, которая может считаться первой во всём Нерчинском крае, где преподавателями были он сам и его лучший друг В.И. Березин. Тогда-то некогда кочевой эвенкийский народ, сохраняющий в своей аборигенной культуре культ оленя, медведя и ворона, стал обучаться русской грамоте.В начале 1775 года основатель слободы поселил в своих домах, вверх по течению реки Алеур, около ста человек окрещенных тунгусов, и добился разрешения на постройку здесь первого деревянного храма во имя Святой Троицы. Главным исполнителем храмового заказа стал его вдовствующий друг Березин. Для строительства церкви и на церковную утварь Суханову было предписано получить от Нерчинска 1000 рублей ассигнациями. Этот храм построили очень быстро, и на земле, издавна принадлежащей северным аборигенам, где в дремучем лесу живала давным-давно всемогущая шаманка Бушулея, а на берегах Алеура недалеко от стойбищ эвенков висели вниз головами подстреленные «плохие птицы» — вороны, якобы сообщающие опасным зверям о местонахождении их стада, появилась русская православная церковь. Это явление понравилось далеко не всем местным жителям здешних красивейших мест нашего района. Может быть, оттого в 1779 году тунгусы её сожгли. Впрочем, такова была судьба многих первых забайкальских церквей.Недолго думая, после пожара Кирилл Суханов отправился в Иркутск за разрешением построить в слободе на прежнем же месте другой каменный трехпредельный храм. Получив согласие, он принялся за строительство дивной по тем временам обители. Кирпич для церкви готовили свои крещеные тунгусы. Вся кладка производилась под руководством Кирилла Суханова. Иконостас и святые образа писали сам Суханов и его друг Василий Березин. Известно, что вся постройка велась на собственные денежные средства Кирилла Васильевича. Уже в начале 1780 года он был произведен в священники, а Василий Иванович Березин отправился в Иркутск. 13 мая 1783 года храм Троицы был уже освящен. «…Храм, по словам видевших его, был величественен по наружности, прекрасен и по внутреннему украшению». «Иконостасы во всех пределах в несколько ставов, резные, позолоченные; святые иконы лучшей иконописной работы», — писал И. Карелин в «Иркутских епархиальных ведомостях» в 1880 году. Звон его колоколов был одним из лучших в Нерчинском округе. Всё церковное строение было обнесено каменной оградой, которая разрушилась по архивным данным к концу 1880 года. Через тридцать один год со дня образования Бушулейского поселения разрушилась и сама Сухановская слобода после отъезда её оклеветанного завистниками создателя, по доносу из Нерчинска. Но это уже была совсем другая история. Так в 1803 году в 62 года Кирилл Васильевич навсегда покинул Бушулей и немедленно отбыл в город Нерчинск, где его оправдали и все подозрения с него были сняты, но в Бушулейскую слободу он уже никогда не вернулся.При строительстве железной дороги в Бушулее (1908-1910 гг.) величественная Троицкая церковь была ещё цела. Бежит старая, изъеденная дождями автотрасса среди кудрявых берез, тенистых лиственниц и цветочных полян, ведя к загадочному Бушулею, где ветер шумит океаном из трав, принося в эти места дожди воскрешая своей свежестью природу. Этот ветер видел и знает очень многое, что было тут давным-давно. По многочисленным рассказам старожилов Бушулея красивый каменный Троицкий храм, который был прекраснейшим памятником архитектуры в Чернышевском районе, был умышленно разрушен в несколько этапов в период с 1938 по 1957 годы. До этого момента здание это, а точнее сказать, чудесное творение, хранимое веками, правда, к тому времени уже не действующее, уютно располагало в себе электростанцию села. Разрушить её ни у кого рука не поднималась, и жители относились к её присутствию в Бушулее спокойно. Ведь важен был не только размер сооружения, но и сам образ строения, устремленный ввысь. Церковный кирпич селяне, потом разобрали по дворам. Кто хотел, применил его для строительства домашних печей или для других личных бытовых целей.Целый оставшийся красный кирпич от былой большой сельской церкви поразил нас своей невесомостью, размерами и невероятной прочностью, и хотя сегодня от исторического памятника русской духовной архитектуры остались лишь одни развалины, но история его, собранная из многочисленных литературных источников, будет жить. Кирилл Суханов – миссионер среди тунгусов Даурии, протоирей, сын сибирского купца умер 15 августа 1830 года в восемьдесят девять лет. Самостоятельно обучившись живописи, резьбе, золочению, будучи искусным плотником и каменщиком, он строил церкви, писал иконы, открывал школы для обучения детей, готовил церковнослужителей и иконописцев из местных тунгусов, помогал народу своими знаниями в хозяйственных делах. На его надгробном памятнике при Нерчинском соборе высечены слова, прекрасно, хотя и не совсем полно резюмирующие его деятельность: «…Где был лес, степь и дикие пустыни, к служенью Бога воздвиг ты там святыни».
Источник: http://omp.ucoz.com/index/bushulej/0-211

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?