Бурмакино, село. Церковь Воскресения Христова.

Воскресенская церковь, построенная в 1739 г., была закрыта в 1960-е годы. Ее восстановление началось в 2006 г., в 2008 г. уже началась служба. Ранее храм имел отдельно стоявшую двухъярусную колокольню, ныне утраченную. Приделы Казанский и Симеоно-Аннинский. В 2010 г. рядом с основным храмом построена небольшая каменная однопрестольная церковь Петра и Павла с трехпролетной звонницей.

Со стороны Ярославля от большого села Туношна, что расположено на костромском шоссе, на юг отходит дорога в сторону села Бурмакино, известного своей богатой историей, а также интересным памятником зодчества — Воскресенской церковью. Само село Бурмакино в 17 столетии было административным центром обширных владений Троекуровых — потомков Ярославских удельных князей. Вотчины князей Троекуровых широкой полосой тянулись по берегам реки Туношны, правого притока Волги…
Уже в 18 веке село Бурмакино славилось торговлей и крестьянскими промыслами. Особое развитие здесь получило кустарное производство металлических деталей конской упряжи, гвоздей, цепей и других мелких железных изделий. Десятки небольших сельских кузниц раскинулись на окраине села по берегу речки Туношны (всего же в Бурмакинской волости насчитывалось 307 кузниц). Продукцию их скупали оптом; крупнейшим покупателем был ярославский купец Пастухов. С малолетства привыкая к кузнечному делу, крестьяне Бурмакинской волости были прекрасными мастерами своего огненного ремесла. Но не только кузнечным промыслом замечательно Бурмакино. Достаточно хотя бы раз не спеша пройти по селу, привольно раскинувшемуся на высоком, изрезанном оврагами берегу Туношны, чтобы почувствовать его своеобразную красоту. Крутые, карабкающиеся в гору улочки, кое где- старые каменные дома, узорчатые резные наличники, заросший старый парк… И над всем этим, словно созывая разбежавшиеся по холмам и оврагам дома, высится старинная белая церковь.
Воскресенская церковь села Бурмакино выстроена «иждивением прихожан» в 1739 году. Принцип построения её объёмной композиции несколько иной, чем, например, у её ровесницы, церкви Иоакима и Анны в с.Лучинском. По-видимому, она строилась по частям. В 1739 г. был завершён летний храм — монументальный куб, перекрытый соманутым сводом и увенчанный декоративным пятиглавием. Пятигранная форма низкой алтарной части повторяет в камне традиционную форму апсид деревянных храмов. Примечательно расположение окон летнего храма. Вместо двух удлинённых, подчёркивающих высоту основного объёма окон, как в том же Лучинском храме, здесь мастер в соответствии с общим художественным образом здания церкви создаёт гораздо более уравновешенную композицию из трёх сравнительно небольших оконных проёмов. Влияние Ярославского и особенно Костромского зодчества 17 столетия, очень сильно заметное во всём облике Воскресенской церкви, проявилось и в свободном, асимметричном расположении окон. Три окна верхнего света сильно смещены в сторону алтарной части храма, которая в свою очередь имеет окна лишь на трёх из пяти граней. Важнейшим компонентом художественного образа бурмакинской церкви была ныне утраченная отдельно стоявшая монументальная шатровая колокольня. По-видимому, лишь в самом конце 18 века к летнему храму с запада была пристроена обширная двухстолпная трапезная, закрывшая также часть северного и южного фасадов. В нач. 19 века были пристроены небольшая папарть и крыльцо со шпилем.
Сложение ансамбля завершилось постройкой каменной ограды с традиционными для того времени трёхпролетными арочными воротами. Фасадный декор Воскресенской церкви отличается богатством и разнообразием. Несомненно, строители учли то, что церковь возводилась на главной торговой площади села и должна была выглядеть эффектно не только издалека, но и с близкого расстояния. В наружной убранстве церкви словно воскресает столь близкое народным художественным вкусам «дивное узорочье» 17 века. Помимо традиционных форм зодчие использовали многие декоративные мотивы «нарышкинского барокко»- наличники с завершением в виде разорванного фронтона, а также полукруглые кокошники с заполнением в виде раковины. Ныне кокошники скрыты поздней закладкой и штукатуркой, что существенно ослабляет художественное воздействие памятника. Некоторые черты первоначального облика Воскресенской церкви помогает восстановить составленная в 1803 году «Опись имущества и ценностей церкви Воскресения Христова села Бурмакина». Добросовестный переписчик, перечислив всю утварь и имущество храма, не забыл упомянуть и о его внешнем виде: «…церковь Воскресения Христова… каменная, покрыта тёсом, на ней пять глав каменных обиты черепицами зелеными и желтыми, на них кресты железные».
В интерьере Воскресенской церкви сохранились красивый барочный иконостас 18 века, а также современные ему стенописи, впоследствии не раз поновленные, многофигурные композиции на Евангельские сюжеты, помещённые в пышные барочные рамы. Воскресенская церковь в Бурмакине — ещё одно убедительное свидетельство того, что активная работа Ярославских и Костромских зодчих не прекращалась и в 18 столетии. Свободно владея богатым арсеналом художественных приёмов, выработанных их великими предшественниками, зодчие 18 века умели создавать разнообразные объёмно-пространственные композиции, безошибочно выбирая формы декора, наиболее соответствующие их творческому замыслу. По материалам книги: Н.С. Борисов «Окрестности Ярославля», стр. 42-47

Бурмакино, владельческое село, при реке Туношенке, в 30 верстах от Ярославля; 154 двора, 292 души муж. и 326 жен. пола. Церковь каменная, основана в 1739 г, в ней три престола: Воскресения Христова, Симеона Богоприимца и Казанской Пресвятой Богородицы. Кроме того, находится каменная часовня.
В Бурмакине помещается волостное правление и народное училище, а так же постоялые дворы, мелочные лавки и т.п. Еженедельно по четвергам базары, а 1 мая — ярмарка. Усадьба княгини Урусовой.
А.А. Титов «Ярославский уезд. Историко-археологическое, этнографическое и статистическое описание с картой Ярославского уезда». Издание И. А. Вахрамеева. Москва, «Русская» типо-литография, Бол. Дмитровка, д. Шаблыкина. 1883 г.

Если продолжить путь из посёлка Туношна через Лютово на юг, потрястись километров десять — двенадцать по бугристому асфальту, то дорога вознаградит путешественника — приведёт в большое старинное село Бурмакино. В ХVII веке им владели Троекуровы, выводившие свой род от удельных князей Ярославля. Село в своё время славилось торговлей и промыслами, в особенности — обработкой железа. Грохотали от зари до зари десятки кузниц, разбросанные по берегам реки Туношонки: местные крестьяне делали гвозди, сбруи, цепи, мелкие бытовые изделия, продавали их оптом в Ярославль. В дальнейшем кустарные традиции продолжили в промышленном масштабе — в 1915 году возникла Бурмакинская артель Петра Сазонова, а уже на её базе — существующий и поныне Бурмакинский завод металлоизделий, активно привлекавший на свои производственные мощности потомков старинных кузнецов.
Но главная достопримечательность Бурмакина — прекрасная Воскресенская церковь. Именно ради неё мы и свернули с большой дороги, потряслись по колдобинам. Возведённая в 1739 году тщанием прихожан, она представляет прекрасный образец традиционной ярославской архитектурной школы «на излёте» — эхо зодческой традиции ХVII века, уже не слышное в самом Ярославле, но ещё звучащее на периферии — в Угличе, например. Или в селе Великом, что на пути в Ростов. Или вот — в Бурмакине. Крупное, сочное пятиглавие, может быть, и «измельчало» со временем (в ХVII веке бывало, что высота глав с барабанами и крестами превосходила высоту четверика!), но совсем чуть-чуть — и по-прежнему впечатляет. Стоит обратить внимание: это пятиглавие декоративное — барабаны глухие, а свод четверика сомкнутый. Это уже влияние Костромы. Окна расположены ассиметрично — сдвинуты в сторону алтаря. Это наследие узорочья. Крупная трапезная объединяет два придела: Казанской иконы Божией Матери, и Святых Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы. Были и кокошники, позже заложенные. В общем, дивная эклектика первой половины ХVIII века!
Воскресенская церковь отличается монументальностью, здание которой венчает декоративное пятиглавие. Четверик храма — массивный, бесстолпный, двусветный, оснащён гранёной апсидой, расположенной с восточной стороны, и обширным двухпридельным трапезным помещением, с западной стороны. Фасадный декор храма отличался роскошью и разнообразием. Весьма интересны наличники, выполненные в стиле «нарышкинского барокко», с завершением так называемым «разорванным фронтоном». В интерьере храма уцелел красивый иконостас, исполненный в стиле барокко в ХVIII веке. Кроме того, сохранились стенописи — композиции с большим количеством фигур на евангельские сюжеты, оформленные в роскошные барочные рамы. Стенопись в дальнейшем неоднократно подвергалась поновлению: в 1856 году по благословению Архиепископа Ярославского и Ростовского Нила храм был украшен живописью, об этом свидетельствует памятная надпись на стене. Таким образом, первоначальная роспись была поновлена как в середине ХIХ столетия, так и в начале ХХ века. Над красивым карнизом южного и северного фасадов после реставрации 2000-х годов появились яркие пятна росписей, стилизованные под раннюю живопись.
Сложение храмового ансамбля завершилось постройкой каменной ограды с традиционными для прошлого столетия трёхпролётными арочными воротами. К сожалению, утрачена отдельно стоящая двухъярусная шатровая колокольня; вместо неё в 2010 году была выстроена маленькая Петропавловская церковь, увенчанная трёхпролётной звонницей. Сооружение вписано в храмовый ансамбль очень деликатно, не портит вид, а лишь дополняет его.
После Октябрьской революции бурмакинская церковь продолжала действовать, только была ограблена представителями новой власти в 1922 году. Но всё же храм был закрыт в 1961 году. К началу ХХI века находился в полуразрушенном состоянии. В 2004 году при активном содействии бурмакинца Якунина Вадима Сергеевича, руководителя группы «Протек», началось восстановление храма. Важным событием в жизни посёлка стало водружение новых куполов. 12 июля 2008 года, в день первоверховных апостолов Петра и Павла состоялось освящение Воскресенской церкви архиепископом Ярославским и Ростовским Кириллом. Стоящий на главной торговой площади посёлка Бурмакино, он эффектно смотрится как издалека, так и при приближении к нему. Территория вокруг храма ухожена, растут цветы в клумбах, есть альпийские горки.
Из журнала «Православные Храмы. Путешествие по святым местам». Выпуск №348, 2019

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?