Время открытия прихода в селе — 1660 год. Первая деревянная церковь в починке Бурматском построена была во имя Пресвятой Богородицы Казанской.«В 1715 г. преосвященным Дионисием дана храмозданная грамота на построение вместо ветхой—новой деревянной церкви. Церковь построена в 1717 г. и по просьбе попа Емельяна, да старосты церковного Ивана Грудцына дан архиерейский указ на освящение вновь построенной церкви. В 1755 г. было возбуждено ходатайство о построении вместо деревянной Казанско-Богородицкой церкви вновь каменной в то же проименование с приделом в честь св. Модеста. 11 декабря 1764 г. придел был освящен. В 1771 г. указом Духовной Консистории разрешено освятить холодную каменную церковь в честь иконы Казанской Божьей матери».
Из Клировых ведомостей Вятской епархии. Год 1741: При Бурматской Богородской церкви 2 попа — Никита Емельянов сын Ермин и Андрей Никитин сын Ермин, 1 дьякон, 1 дьячок, 2 пономаря. Прихожан православных рус. нац. — 2088 мужского пола и 2256 женского пола.
Настольная книга о церквях и духовенстве Вятской епархии, 1909 год.
Теплая каменная церковь перестроена была в 1898 году и освящена 15 февраля 1899года. Было три престола– холодный Казанской иконы Божьей матери(освящен в 1771г.), в теплой святителя Модеста архиепископа Иерусалимского (освящен в 1899г.) и св. Серафима Саровского (освящен 10.11.1908г.) Подлинная храмозданная грамота хранилась в церкви.
Земли пахотной 30 десятин под церковью 6 дес. У церкви 5 домов деревянных, в т.ч. Один на каменном этаже и один каменный 2-х этажный. Метрики с 1811 года. В библиотеке 247 книг. Церковно-приходская школа в селе с 1892 г. (11 мальчиков и 30 девочек), земская в селе с 1880 г. Земская в починке Якимоватском с 1896г. И земская в поч. Иродиаки Астраханцева в 1911 году.
Часовня при дер. Крутецкой, давнишняя, перестроена. Праздник св. пророку Илье 20 июля. Попечительство с 1884 г.– представитель крестьян Роман Артемьевич Корчемкин
Причта по штату положено — 1 священник, 1 дьяк, 1 пс.; квартиры для притча казенные… руги (сборы с поселян) собирается на весь притч ничтожное количество; приход состоит из 49 селений, расстояние от 1 до 12 верст.Из Вятских Епархиальных Ведомостей год 1912 С сайта Бурмакинская библиотека
Богородицкая церковь с. Бурмакино каменная, построена в 1777 г., расстоянием от г. Вятки в 30 верст, есть часовня при деревне Крутецкой.
Причта по штату положено: священник, диакон и псаломщик. Квартиры для причта казенные. Земли усадебной 2 десятины 1380 сажень, пахотной 30 десятин, сенокосной 3 десятины. Руги собирается на весь причт ничтожное количество. Братский денежный доход священнику 800 руб., диакону 530 руб. и псаломщику 265 руб.
Прихожан православных русских 2088 муж. пола, 2256 жен. пола. Приход состоит из 49 селений, расстоянием в 1 – 12 верст.
Одна половина села с церковью расположена на горе, а другая половина под горой. Почти по всему приходу разбросаны казенные лесные дачи.
Училищ в приходе три: два в селе – мужское земское и церковно-приходская школа, третья в починке Кайском в 7 верстах.
Крестьяне занимаются хлебопашеством, многие отправляются на заработки на чужую сторону, а некоторые дома делают спичечные ящики. Сундуки и рамочные ульи.
В. И. Шабалин «Вятская епархия. Историко-географическое и статистическое описание. Вятка, 1912 г.».
Села Чепецко-Ильинское, Кстинино и Бурмакино являются сами древними на Кирово-Чепецкой земле: Чепецко-Ильинское впервые упоминается за 1557 г., а Кстинино и Бурмакино — в переписной книге за 1610 год…
1771 г. – с.Бурмакино, Богородицкая церковь. «Зданием каменная с таковой же колокольней, как в холодной, так и теплой с полуденной и западной сторон издавна существуют на своде трещины. Престолов в ней 2: в настоящем холодном во имя Казанской Божией Матери, а в пределе теплом во имя святителя Николая Архиепископа Иерусалимского. Утварью достаточна».
http://urzhum-uezd.ortox.ru/vjatskijj_uezd/view/id/1191743
К Богородицкой церкви с.Бурмакино была приписана: Часовня при д.Крутецкой в 12 верстах от села. Здание имела деревянное квадратной формы – в длину и в ширину 2 сажени. Время ее построения неизвестно. В часовне имелись иконы довольно хорошего письма во имя Святой Троицы, Рождества Богоматери, св.пророка Илии, святых угодников Тихона и Митрофана Воронежских Чудотворцев. Празднества совершались два раза в год: 8 сентября в честь Рождества Пресвятой Богородицы и 20 июля в честь святого пророка Илии. Собрание прихожан во время этих празднеств было незначительное. Доход в церковную казну составлял 1-2 рубля.
http://www.gmvc.ru/publikaczii-po-istorii-vyatskogo-uezda
Построена в 1771-1777 г.г. тщанием прихожан. Причта положено по штату: священника 2, диакон 1 и 2 причетника; в 1850 г. августа 27 дня указом Консистории За № 4935 второй причт по бедности прихожан совершенно был упразднен, а в 1858 г. возобновлен.
Земли при сей церкви усадебной 2 дес. 1380 саж., пашенной 30 дес. и сенокосной 3 дес. Сия земля пожертвована к сей церкви Казанского девичьего монастыря бывшего протоиерея Романа Климентова женою Марфой Васильевою , на что даны ею купчая крепость и 2 духовных завещания… Большая часть пожертвованной земли по ныне нах во владении крестьян. кроме сей земли имеется во владении церкви прикладной покос, с которого получается доходов от 4 до 6 р.
Домы у священноцерковнослужителей собственные деревянные, на пожертвованной означенной протоиерейшею земле построены, кроме священника Елисея Тепляшина, дьячка Петра Леонтьева и допущенного к исправлению пономарской должности Алексея Мухачева. Священник проживает в церковном доме , а причетники в квартирах. На содержание священноцерковнослужителей жалования ниоткуда не получается, а содержатся они добровольным и весьма скудным от прихожан подаянием руги, петровского и осеннего и получаемой ими за требоисправлениями неопределенной денежной платой; почему содержание их очень скудно.
Из зданий, принадлежащих церкви, находится деревянный 1-этажный дом в длину на 7 саж., а в ширину на 4 саж.
Ближайшие церкви: Просницкая в 12, Кырмыжская в 16, Раменская в 12 и Кстининская в 12 в.
Копии с церковных метрических книг с 1779 г. Исповедные росписи с 1821 г.
ГАКО ф. 237 оп. 70 д. 542 лл 32-33 об.
Известно, что после революции отобрав у верующих ими же построенные храмы, коммунисты лицемерно затем передали церковные здания верующих на правах аренды как их законные «хозяева». При этом с каждой общиной заключался унизительный договор с целым списком ограничений (например, запрещался набатный звон, созывавший население) и тщательно переписывалось все церковное имущество, кончая тазиками и часами. В случае утери хотя бы одной переписанной вещи общину ждал солидный штраф. Но благодаря этим документам можно теперь получить представление о том, как выглядел каждый храм, какое в нем было имущество и святыни.
Описание 1919 года: Из дела «О передаче имущества церкви с. Бурмакино Вятского уезда» за 1919 год можно узнать, что «церковь каменная с 1 колокольницей с 2 железно-позолоченными крестами», при ней 7 колоколов от 97 до 1 пуда весом и 4 маленьких «менее одного пуда». «Церковь покрыта железом. Церковь обнесена каменной оградой, с лицевой стороны железные решетки, а остальной деревянные».
Из прочего имущества ретивые переписчики перечислили : 2 оловянных блюда, яндова медная, ковш медный. чашка оловянная, 2 шкафа для архива, 1 для ризницы, 1 для сосудов, 2 ком. дер. на клиросах, 1 для продажи свеч, 1 для хранения свеч, 2 сундука окованных железом, часы с недельным заводом ветхие, 4 замка для запора церкви, 1 лом, 1 кочерга, 1 безмен, 5 табуреток деревянных, 1 самовар для согревания теплоты, 1 лампа 5 линейная.
ЦГАКО ф. Р-1258 оп.1 д. 615
Разумется, спустя 19-20 лет все имущество храма было разграблено, а сам он закрыт…