Бугрино. Церковь Николая Чудотворца.

История возникновения христианства на острове зародилась давно. Постоянные торговые сношения русских промышленников с самоедами не могли не повлиять на их религиозные понятия. Частое общение с русскими открыло им новый духовный мир. Летом 1856 г. впервые остров Колгуев посетил причт Пустозерского прихода для проповеди самоедам слова Божия. Службы совершались в часовне, устроенной в становище «Шарок».
Спустя 13 лет в 1869 г. предпринята новая поездка на остров. Тогда же возникла мысль о постройке на Колгуеве первой церкви. Благая мысль осуществилась в 1875 г. промысловиком Алексеем Васильевичем Дитятевым, крестьянином Великовисочного селения, Пустозерской волости, ходившим 40 лет на остров. Построенная в Тельвисочном приходе, церковь была перевезена на остров в разобранном виде. 16 августа 1875 г. церковь установлена на месте. Освящение церкви состоялось 18 августа священником Михаилом Кононовым, который сопровождал храм до места установления.
Из его воспоминаний: «Постройка церкви была закончена, и в этот день последовало её освящение. Во время Литургии старцы, убелённые сединами и изнурённые болезнями, и младенцы удостоились причастия Св. Тела и Крови Христовых. Старцы чувствовали, что в первый раз в жизни удостоились такого великого Таинства, а может быть и в последний. От радости они плакали. И вообще, хотя внутренней смысл богослужения был малопонятен самоедам, но на лицах всех выражалось глубокое благоговение». За двухмесячный период пребывания на Колгуеве отцом Кононовым было крещено 30 самоедов, повенчано 7 браков, предано земле 3 усопших, исповедовалось 149, приобщилось св. Тайн 120 человек. (Н. Кузьмин «Остров Колкуев и его обитатели» 1913 г.).
Б. Житков и С. Бутурлин в отчёте «Императорскому обществу любителем естествознания, антропологии и этнографии» по командировке летом 1901 г. сообщали: «Церковь в Бугринском становище выстроена десятка три-четыре лет тому назад на средства богатых самоедов и пустозерских промышленников, очень большая (площадь около 9-10 кв. саженей, алтарь до 3 кв. саженей) и ветхая. По величине и постройке кажется скорее часовней. Обстановка церкви бедная, иконостас пострадал от сытости. Восковые свечи у образов показывали, однако, что она посещается самоедами».
В 1900 году на становище Бугрино высадился иерей Платон Кулаков, который вёз с собой материалы для ремонта церкви. За неимением там какого-либо помещения отец Платон поселился вместе с помещиком в церкви. Здесь же поместились и 4 члена учёной экспедиции, приехавшие одновременно со священником. Таким образом церковь на острове служила не только для молитвы, но и для жилья. После постройки церкви на остров Колгуев епархиальным начальством постоянно стали сюда командироваться священники для совершения в течение летних месяцев богослужения и исправления треб у самоедов. Командируемые лица, однако, не всегда охотно отправлялись к самоедам. Так, один священник, которому было поручено посетить самоедов острова, не решился подвергать себя опасности и от рискованного путешествия на Колгуев отказался. Дело в том, что в былые годы сообщения жителей материка с островом происходило на простых парусных кораблях. «Неудивительно поэтому, – говорит один священник, испытавший все трудности и невзгоды путешествия на остров Колгуев в карбасе – что мысль плыть по грозному морю, где одно дыхание бурного ветра поглощает тысячи несчастных пловцов, приводила робкого человека в уныние». Но условия жизни командируемых лиц мало изменились к лучшему – можно сказать они по-прежнему спартанские.
Сергей Александрович Бутурлин в очерке о путешествии на Колгуев в 1902 г. замечал, что окраска церкви сливалась с поверхностью тундры. И что для печорских промышленников, приходящих с востока, было гораздо удобнее ориентироваться по церкви, окрашенной в белый цвет.
Священник М. Рочев, посетивший остров летом 1908 года, пишет в Архангельскую консисторию: «Придя в церковь, мы нашли двери ея брошенными, без крюков, на сторону. В паперти и в самой церкви до самого амвона был хлеб и три ящика с патронами. Я принялся с помещиком вытаскивать хлеб на улицу и вычищать храм. После очистки обнаружилось что в храме три половицы совсем сгнили…» Таким образом, церковь служила и местом для склада товаров колгуевским торговцам. В том же 1908 году церковь сгорела. Причиной пожара послужила свеча, не загашенная на ночь псаломщиком, ночевавшем в паперти церкви со своей женой.
В следующем – 1909 году – на острове Колгуев построен был дом для помещения причта во время летнего его пребывания на острове, а в 1910 г. устроена новая церковь вместо сгоревшей. Материал для строительства, поставленный Печорским лесопильным заводом шведской лесопромышленной компании. Для совершения богослужения и исполнения треб командирован священник Тельвисочного прихода Александр Ивановский. Деревянная церковь во имя Святителя и Чудотворца Николая была возведена на каменном фундаменте из булыжника и вмещала до 30 человек. Иконостас изготовил архангельский мастер И.Д. Котинов. Освящена 9 августа 1911 г. священником Тельвисочного прихода Петром Боголеповым…
В советское время «действующая» церковь сохранилась, но использовалась как меховой склад. «Из-за шкур виднелся иконостас с расставленными перед ним аналоями. На них лежали богослужебные книги. В алтаре на престоле лежали два креста, дароносица, в середине большое евангелие. Сбоку в шкафчике висело облачение и кадило. Самоед, приезжавший в Бугрино, справлял молебен или панихиду. Сам открывал церковь, зажигал свечи, разводил кадило, начинал службу. Это делал старший в семье. Если у приехавшего были родные, похороненные на ближайшем христианском кладбище, то он ходил с кадилом и вокруг могил. Трудно сказать, в чём заключались моления этих импровизированных священнослужителей и их «прихожан», ведь большинство из них даже не имели представления о русском языке» (Н. Шпанов «Край земли» 1930 г.). Содержалась церковь на добровольные пожертвования самоедов.
Старожилы не смогли вспомнить, в каком году была закрыта церковь и когда был снят купол для окончательного преобразования её в магазин.
По материалам статьи: Клирик Нарьян-Марской епархии иерей Сергий Макаров, по благословению правящего архиерея Нарьян-Марской епархии, совершивший миссионерскую поездку в посёлок Бугрино (остров Колгуев) Доклад о миссионерской поездке в пос. Бугрино с 6 июня по 13 июня 2019 г. http://www.orthodox-arctica.ru/news/677/

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?