К началу 80 гг. XIX в. в Аргентине и отчасти в Уругвае осело довольно много греков и славян, преимущественно далматинцев, сербов, черногорцев. Греки и далматинцы оказали большие услуги Аргентинской республике в создании ее морского и речного флотов и достигли важных постов в морской иерархии. Тогда же начали прибывать в Аргентину арабы-сирийцы, румыны, болгары. Все они, исповедуя Православие, обращали взоры к России — древней покровительнице славянского мира. Отсутствие православных храмов ущемляло их интересы в стране, где господствовало католичество. 1 октября 1887 г. местные православные, среди которых оказалось и несколько русских, обратились к императору Александру III с ходатайством об открытии православной церкви в Буэнос-Айресе. При участии А.С. Ионина и обер-прокурора Священного Синода К.П. Победоносцева первая православная церковь в Южной Америке была открыта в Буэнос-Айресе 14 июня 1888 г. с причислением ее к Императорской миссии. А уже в первый день нового, 1889 г., была отслужена первая православная литургия в Южном полушарии. Сразу же было совершено несколько крещений, а затем и бракосочетаний. Однако внешний и внутренний вид церкви, располагавшейся в частном доме в двух тесных и бедных комнатах, совершенно не соответствовал величию русского Православия и отечества. Деятельность церкви заметно оживилась после назначения в 1891 г. молодого энергичного настоятеля Константина Гавриловича Изразцова (1865 — 1953). Его миссионерская деятельность весьма значительна как в русско-аргентинских отношениях конца XIX -нач. XX в, так и в судьбах белой и послевоенной эмиграции из России в Южной Америке. Благодаря могущественной поддержке, которую ему оказал Победоносцев, К.Г. Изразцов во многом смог реализовать себя. Увидев состояние храма, настоятель поставил себе целью воздвигнуть в Аргентине Русское Святилище, которое могло бы поднять родное Православие на подобающую ему высоту и дало бы настоящее правильное понятие о чисто русской вере для жителей далекой Южной Америки…. Именно в те годы в Аргентину устремился целый поток переселенцев из России, в подавляющем большинстве евреев. Для аргентинцев же они были русо -русские, разместившиеся в 5-6 кварталах столицы, открывшие на оживленных улицах рестораны, лавки, парикмахерские. И вскоре не осталось ни одной сферы ремесленного труда в Буэнос-Айресе, в которой не было представителей от русско-еврейской колонии. Нет ничего удивительного в том, что, воспринимая евреев из России как русских, аргентинцы простодушно вопрошали о. Константина о местоположении его синагоги. Истинный ревнитель русского Православия, о. Константин великолепно понимал, что только создание русского православного храма позволит аргентинцам разобраться, кто есть кто. Тогда Православие явилось бы синонимом не только славянского имени вообще, но и русского в особенности. В начале своей деятельности о. Константин столкнулся с немалыми трудностями, и прежде всего — с финансовыми. Гире поддержал проект о. Константина по созданию русского храма в Буэнос-Айресе. В своих донесениях министру иностранных дел кн. А.Б. Лобанову-Ростовскому российский посланник был действительно поражен благотворным влиянием, бесспорно оказываемым нашей церковью на православных, проживающих в Аргентине. Вскоре при церкви открылась церковно-приходская школа. Стремясь укрепить Православие в Аргентине, о. Константин в конце 1894 г. в Церковных ведомостях высказывался о необходимости поддержать строительство храма и вскоре уладил юридическую сторону вопроса. Был приобретен и участок земли для этой цели. Будучи в 1897 г. в России в отпуске, священник призвал к общенародной благотворительности для построения храма в далекой Аргентине: распространял воззвания, произносил проповеди в различных городах, более всего в Москве, самолично собирал пожертвования. Новый государь Николай II не только дал аудиенцию о. Константину, не только расспросил его о положении Православия в Аргентине, но и пожертвовал на богоугодное дело из своих средств 5000 руб. На церковь пожертвовали и вдовствующая императрица Мария Федоровна, и ряд других особ императорской фамилии. Среди крупных жертвователей — о. Иоанн Кронштадтский, П.П. Боткин, Д.Ф. Самарин. 6 декабря 1898 г. в праздник Святителя Николая Чудотворца, архиепископа Мирликийского, в присутствии дипломатического корпуса и представителя президента Аргентины была заложена церковь в Буэнос-Айресе. А 23 сентября 1901 г. Свято-Троицкий храм с престолами во имя Святого Николая Чудотворца и Марии Магдалины был торжественно освящен при большом стечении народа, в присутствии дипломатического корпуса, российского поверенного в делах, президента республики Хулио Роки, ряда министров и высшей администрации Буэнос-Айреса. Приветствуя собравшихся, о. Константин подчеркнул, что Православная Церковь всегда молится о мире для всего мира, молится о соединении всех братской любовью, об изобилии плодов земных в этой гостеприимной стране, желая ей мирного жития. Воздав многолетие всем аргентинцам и президенту, о. Константин отметил, что присутствие па освящении храма представителей разных наций и вероисповеданий в этот знаменательный для православных день особенно приятно. Все ведущие столичные газеты с похвалой отозвались о призывах русского священника, рекомендуя их и другим священнослужителям. Появление русской церкви в Аргентине рассматривалось общественностью как укрепление русско-аргентинской дружбы. Церковь была воздвигнута на красивом месте в историческом центре города. До застройки прилегающих кварталов была видна издалека ее русская архитектура, но особенно поражали ее внутренние красота и убранство. Храм был построен в стиле московских церквей XVII века в два этажа (внизу — приходская школа). Ее расписывали художники В. Беляев. В. Павлов, Г. Нестеров, А. Рябушкин; венецианская мозаика была подарена академиком И. Фроловым. Фирма Кузнецова изготовила уникальный фарфоровый иконостас. Афонские старцы пожертвовали святые мощи. Русский православный храм стал известен всем и каждому в Буэнос-Айресе великолепной архитектурой (проект крупнейшего аргентинского архитектора того времени, племянника русского консула А. Кристоферсона), редкостными отделкой и украшениями. К 1920 гг. приход Троицкого храма в Буэнос-Айресе стал исключительно русским, так как к тому времени арабы и греки организовали свои собственные приходы. До второй мировой войны собственно православная церковь в Буэнос-Айресе была центром политической жизни белой эмиграции. К.Г. Изразцов являлся ее ярким представителем и выразителем, — много позднее вспоминал об этом времени Г. Бенуа, более 25 лет проживший в Аргентине. О. Константин, ставший к тому времени протопресвитером и Администратором Русских Православных Церквей в Южной Америке (1926 г.), не забывал и о духовных запросах соотечественников, очутившихся в сопредельных с Аргентиной государствах. Его усилиями был открыт ряд православных церквей в других странах Южной Америки. В 1951 г. Троицкая община отпраздновала 50-летие со дня освящения храма. По этому случаю при входе в церковь была помещена доска с памятной надписью: 1901 -1951 гг. От общин России, Сирии, Ливана, Югославии, Греции, Болгарии, Чехословакии и Румынии. В храме богослужения совершаются по субботам (всенощная), по воскресеньям (литургия) и по праздникам. В обычный субботний вечер за богослужением присутствует около 10 человек. Среди посетителей -любопытствующие аргентинцы в шортах и туристы, привлеченные непривычным для них видом православного храма в католической стране. Однако на Рождество и на Пасху сюда собираются все прихожане 100-120 человек. Объявления, висящие при входе в храм, исполнены на двух языках; одно из них может вызвать чувство умиления: Продавать в ограде храма пирожки нельзя согласно церковным правилам. Перед оградой — нельзя согласно городским правилам. Можно по согласованию с церковным советом, но после богослужения и при условии, что стояли всю службу. А другое объявление, вывешенное внутри храма, навевает чувство грусти. Суть его сводится к тому, что пожилым одиноким прихожанам рекомендуется составлять завещания на недвижимость в пользу храма, учитывая бедность приходов. А для того, чтобы составить завещание грамотно (в соответствии с законами конкретной страны), необходимо получить консультацию у настоятеля. Архимандрит Августин (Никитин)По материалам издания: Архимандрит Августин(Никитин). Русский храм в Буэнос-Айресе: К столетию со времени освящения // Посев. — 2001.- № 10. — С. 32-36.Перепечатано с сайта: «Русская эмиграция»,разработанного Центром по изучению русского зарубежьяИнститута политического и военного анализаИнформация с сайта «Религиозная деятельность русского зарубежья»