Монастырский комплекс расположен на высокой горе, поросшей дубовым лесом, на правом берегу р. Клевень поблизости с. Будища за 20 км от Глухова, близ старинного пути с Глухова на Путивль. Архитектурный ансамбль господствовал над равнинной заболоченной заводью и благодаря своим архитектурным доминантам был виден издалека.
Время основания монастыря неизвестно. По преданию – в 1230 г. В конце XVII ст. (с 1694 г.) его настоятелем был Св. Димитрий Ростовский (Даниил Туптало, 1651-1709) – выдающийся церковный деятель, писатель и просветитель, который написал здесь немало своих выдающихся трудов, в частности и «Четьи Минеи». В 1769-1772 гг. архимандритом монастыря был Давид Нащинский, профессор Киевской академии, который ознакомил Европу с произведениями Феофана Прокоповича. В этом монастыре, возле южного входа в собор был похоронен Мельхиседек (Матвей Карп.) Значкояворский (1716-1809), прежний игумен Мотронинского монастыря и один из вдохновителей Колиивщины, который в 1786-1809 гг. был здесь архимандритом.
В 1695 г. на заказ Димитрия Ростовского «записной государей мастер каменного дела» Матвей Ефимов, который тогда работал в Глухове, а перед тем – в Стародубе, начал строительство каменного Петропавловского собора, завершенное в 1697 г. Сохранился и опубликован контракт на строительство, в котором указано, что собор должен был иметь высоту 7,5 сажен к бане (около 13 м) и баню, высотой 2 сажени. В начале XVIII ст. (до 1706 г.) средством полковника стародубского Михаила Миклашевского, который погиб в бое со шведами в 1706 г., здесь построена каменная трапезная с теплой церковью Успения Богородицы. В 1712 г. построили каменную надбрамную Михайловскую церковь, а в 1895 г. – два каменных корпуса братских келий и новое каменное ограждение.
Весь ансамбль монастырских сооружений, который отмечался прекрасной связью с ландшафтом, был распланирован компактно: в центре небольшого двора на повышении стоял тридольный трехэтажный каменный Петропавловский собор, к северу от него – трапезная. Северная сторона монастырского двора запирает надбрамная Михайловская церковь-колокольня.
Петропавловский собор, который не сохранился, был тридольный, трехэтажный, имел восьмигранную наву, пятистенный алтарь и прямоугольный в плане бабинец. По структуре и архитектурным формам этот собор очень подобен до двух глуховских храмов М.Ефимова: Михайловской и Николаевской церквей (последняя сохранилась). Благодаря большим окнам, расположенным в два яруса, интерьер был щедро освещен. Внешний декор выдержанно в формах, присущих российской архитектуре конца XVII ст.: применены краеугольные щепотки полуколонок, наличники с разорванными сандриками, восьмиугольные окна. Фасады были полихромными: полет стены красное, детали – белые.
Монастырь был закрыт в конце 1920-х гг. С 1934 г. в нем разместили Шалыгинский дом инвалидов. Собор уничтожен в 1930 г. Михайловская надбрамная церковь-колокольня была частично разрушена в течение 1956 г.: в мае того года по инициативе руководства Шалыгинского дома инвалидов разобрали бани и начали разбирать стены второго яруса. Об этом местный обитатель В.Борзаковский написал в Киев. Это остановило разрушение, следовательно, от сооружения уцелел лишь первый ярус, который в настоящее время используется в качестве врата. В 1957 г. монастырский ансамбль исследовал М.Цапенко.
Со времен советской власти здесь содержится психиатрический интернат, который не только разрушил давние архитектурные достопримечательности и запустил уцелевшие, но и построил на территории разные сооружения утилитарного назначения, в частности общежития, которые обезобразили первобытную архитектурно-планировочную композицию ансамбля. Все сохраненные доныне монастырские здания каменные из кирпича на известково-песчаном растворе, побеленные, имеют вальмовые крыши по деревянным стропилам, укрытые кровельной сталью и шифером.
Каменная тридольная надбрамная Михайловская церковь была построена в 1712 г. в северном прясле монастырской стены. Первоначально была двухэтажной. Посередине был арочный проезд. Бабинец и нава – прямоугольные в плане, алтарь – пятистенный. В начале XIX ст. верх бабинца церкви разобрали, пристроив к нему с запада массивную двухъярусную колокольню, а бабинец укрыли двускатной крышей. Нава и алтарь имели двухъярусные верхи. Пристроенная колокольня принадлежала к типу «четверня на четверне» и тоже была увенчана глухим двухъярусным верхом. Грани верхнего яруса были прорезаны арочными отверстиями звона. Наибольший колокол весил 360 пудов (5,7 т). Нарежники были акцентированы щепотками полуколонн. В настоящий момент от сооружения сохранился первый ярус с обезображенным фасадным декором, накрытый невысокой двускатной крышей.
Теплую трапезную церковь Успения Богородицы поставили к северу от собора. Она принадлежит к типу безбанных храмов зального типа с граненым алтарем. С севера до алтаря пристроены массивные контрфорсы с арочным проходом. Под западной частью сооружения есть подвал. Трапезный зал и алтарь перекрыт цилиндровыми сводами с розпалубками. Внешний декор очень характерен для начала XVIII ст.: «ушастые» оконные наличники, профилируемый многообломный карниз большого выноса. В середине XIX ст. к трапезной с юга пристроили корпус с плоским перекрытием и декоративной баней над четырехгранной палаточной крышей. Большие арочные окна украшены наличниками с килевидными архивольтами.
К югу от трапезной расположены два одноэтажных на подвалах корпуса, построенных одновременно, в начале XVIII ст. С юго-востока на склоне стоит корпус келий двухсекционной системы распланировки, с четырехкамерными секциями. Каждая келья имела собственную печь. Своим главным западным фасадом корпус келий обращен к собору. Этот фасад одноэтажен. Зато восточный фасад – двухэтажный за счет падения рельефа. Фасады решены сугубо функционально, без декора.
В юго-западном углу монастырского двора сохранились покои архимандрита. Это уникальная достопримечательность гражданской архитектуры времен Мазепы. Г-образного плана, одноэтажный, с четырехкамерным подвалом каменный корпус имеет сложную многокамерную систему распланировки. Он неоднократно перестраивался, о чем свидетельствует как распланировка, так и следы сбитого декора на фасадах. Все помещения перекрыты разными типами сводов: цилиндровым, крестовым, крестовым с распалубками, сомкнутым с распалубками, а также плоскими потолками. Впечатление таково, что мастер, сооружая этот дом, демонстрировал заказчику свои возможности и умения. Фасады решены достаточно скромно: их плоскости членят рустуемые лопатки и завершает раскрепованный карниз значительного выноса с мелкими зубчиками. Большие окна с лучковыми перемычками окаймлены листвою и имели когда-то сандрики.
С запада монастырский двор запирает новый корпус братских келий, построенный в 1895 г. Он прямоуголен в плане, удлиненный с севера на юг, двухэтажный, с подвалом под северной половиной, каменный. Первый этаж имеет многокамерную распланировку в северной части и коридорную двустороннюю – в южной. Второй этаж имеет коридорную систему распланировки с двусторонним расположением помещений. Поскольку этот корпус также стоит на склоне, его северный и западный фасады укреплены массивными контрфорсами. На западном фасаде до 1930-х гг. была широкая деревянная терраса, накрытая односкатной крышей. Фасады решены в стиле позднего провинциального классицизма.
Этот монастырь был одним из самых совершенных архитектурных ансамблей Мазепинского времени – времени расцвета украинского национального архитектурного стиля. По результатам исследований 1980-х гг. удалось включить в Свод достопримечательностей истории и культуры Украины по Сумской области уцелевшие монастырские сооружения. Решением Сумского облисполкома от 21.08.1989 №168 монастырский комплекс включен в государственный список достопримечательностей архитектуры местного значения под охранным №126-См.
https://our-travels.info/ost/Goroda/Ukraine/Sumy/Dost-Gluhov.php