Древнейшую обитель Брянского края – Петро-Павловский монастырь города Брянска – можно сравнить с краеугольным камнем Православной веры на Брянской земле. Монастырь был основан в 1275 году и на протяжении веков почитался верующими, в особенности это было связано с пребыванием в нем Святых мощей его основателя – Преподобного благоверного князя Олега Брянского, который сочетал служение государственного мужа с монашеской аскезой, и удалившись от княжения, заботился о своем народе молитвой и милостыней. При императрице Екатерине II обитель была лишена всех вотчин и угодий, постепенно пришла в упадок и в 1830 году была упразднена. Однако по прошению градского Брянского общества и ходатайству местных купцов Ивана и Козьмы Семыкиных, пожертвовавших средства на восстановление обители, для вдов, девиц и сирот, монастырь был восстановлен как женский на правах общежития. Многое для обители сделали Брянские меценаты братья Могилевцевы. К 1917 году в Петро-Павловской обители было два храма — соборный Введения во храм Пресвятой Богородицы и надвратный Святого пророка Божия Илии, семь каменных с деревянным верхом корпусов (в их числе странноприимный дом и больница) и 30 деревянных флигелей-келлий. Хозяйство было немалым и состояло из фруктового сада, скотного двора, лугов, земельных наделов и лесных угодий. Имелись рукодельня, иконописная и чеканная мастерские, церковно-приходская школа. В обители тогда было около 200 сестер.
В июне 1923 года монастырь был закрыт. В Ильинском храме устроили рабочий клуб, затем кинотеатр имени Демьяна Бедного. В середине 70-ых этот храм разрушили, на его месте стоит ныне гостиница «Брянск». Введенский храм был разграблен и занят губернским архивом. Ограда и почти все строения обители, в том числе фонтан, устроенный братьями Могилевцевыми, были разрушены. Сохранилось здание монастырской больницы, которое занимает кожно-венерологический диспансер, и несколько домов-келлий. От кладбища, на котором были погребены и известные жители города, уцелело лишь несколько могил. Неизвестно, где находятся святыни обители: два деревянных резных образа Святителя Николая и такой же образ Великомученицы Параскевы. В 1944 году возобновилось приходское Богослужение в Введенском храме. В начале 30-х годов, по благословению Брянского архиепископа Даниила (Троицкого) были обретены и вновь погребены под Алтарем Введенского храма во избежании поругания от безбожных властей мощи Преподобного князя Олега.
По ходатайству Преосвященного Феофилакта, Епископа Брянского и Севского, определением Священного синода Русской православной Церкви от 7 октября 2002 года был возобновлен Петро-Павловский женский епархиальный монастырь. По просьбе Преосвященного Епископа Феофилакта настоятельницей монастыря была назначена монахиня Сергия (Ежикова).
— Матушка Сергия, началось возрождение обители. Что Вам уже удалось восстановить, а что еще только предстоит?
— Прежде всего хочется отметить, что возрождение обители происходит при непосредственном архипастырском руководстве Преосвященного Епископа Феофилакта, который часто посещает монастырь, и все здесь происходит по его благословению и совету. Важное значение мы придаем изучению истории обители и ознакомлению с ней жителей и гостей Брянска. В этом году к дню памяти преподобного князя Олега Брянским Епархиальным Управлением издан буклет о монастыре. Создается библиотека, готовится к открытию монастырское отделение (для девочек) Епархиальной воскресной школы. С помощью благотворителей начаты работы по ремонту Введенского храма: окрашен фасад, капитально отремонтирован пол. Необходимо произвести обследование состояния фундаментов храма, пострадавшего при строительстве гостиницы «Брянск», отремонтировать кровлю и благоукрасить интерьер. Ведутся работы по газификации обители. Многое предстоит сделать для приспособления под жилой корпус ветхого церковного дома. Один из важнейших вопросов – строительство монастырской ограды, которая поможет благоустроить территорию и защитить от поругания уцелевшую часть монастырского кладбища.
— Исторически у Петро-Павловского монастыря были довольно большие земельные наделы, а сейчас, как видно, территория невелика.
— Да, от территории монастыря осталась небольшая часть, но и эту часть приходится отстаивать. Весной нынешнего года вблизи кладбища собирались построить летнее кафе, а совсем недавно у ресторана, расположенного в гостинице, появилось намерение построить там площадку для парковки автомобилей. Конечно, это недопустимо. Мы обратились в Администрацию города Брянска с прошением передать монастырю прилегающую к нему территорию для благоустройства, для устройства там парковой зоны. Справедливо было бы возвратить обители здание больницы, но для этого нужно найти новое здание для располагающегося там диспансера.
— В начале нашего разговора Вы упомянули о благотворителях. Что привлекает их в обитель?
— Как я уже сказала, наш монастырь – древнейший на Брянщине и располагается в центре. Карта города 1906 года свидетельствует, что центральная улица от монастыря до нынешнего ЦУМа называлась Петро-Павловской. Это говорит о том, как жители города любили обитель; они почитали за честь помогать ей и быть в ней погребенными. Некоторые семьи являются прихожанами обители из поколения в поколение, как, например, семья председателя правления Брянского народного банка Валентины Афанасьевны Сигаевой. В наш храм ходили и ее бабушка, и ее мать, а теперь она сама принимает большое участие в возрождении монастыря. Дай Бог, чтобы Петро-Павловская обитель снова стала украшением города Брянска и Брянской земли, чтобы каждый житель нашей земли знал, где покоятся мощи ее Небесного покровителя, преподобного князя Олега, и учился у святого князя Богоугодному житию. От лица сестер и прихожан монастыря сердечно благодарим Преосвященного Епископа Феофилакта за архипастырское попечение и молитвы, благодарим наших благотворителей.
Петропавловский монастырь, заштатный, общежительный, в городе Брянске. Основан в XIII веке князем Брянским Олегом Романовичем, постригшимся в старости с именем Леонтия, мощи которого покоятся здесь под спудом (см. 20 сентября). Сначала монастырь был мужским; в 1830 году решено перенести штат его в город Елец; в 1836 году возобновлен и обращен в женский. При монастыре школа.
Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году»
Монастырь основан ранее 1288 года, поскольку упоминается в легенде об основании Свенского монастыря (XVII века): в 1288 году слепнущий князь Роман Михайлович в надежде на исцеление послал в Киево-Печёрский монастырь за чудотворной иконой Божией Матери архимандрита. О древнейшей истории монастыря документальных свидетельств не сохранилось. В рукописных святцах XVII-XVIII веков говорится о том, что в монастыре был похоронен принявший монашеский постриг святой князь Олег Романович Брянский, из этого сообщения архиепископ Филарет (Гумилевский) сделал вывод, что святой князь являлся основателем обители. Синодики, которые отражают тексты старше XVII века (например, Любецкий), сообщая о пострижении князя Олега в монашество, ничего не говорят о месте его погребения. К началу XIV века в монастыре существовала деревянная церковь во имя апостолов Петра и Павла. К середине того столетия обитель пришла в упадок, неоднократно (в 1356,1534, 1583, 1609 годах) она разорялась литовскими войсками и запорожскими казаками. В 20-х годах XVII века монастырь отстроился, согласно писцовым книгам 1626-1629 годов, в монастыре существовали Петропавловская церковь, пять келий, обитель владела селом Городище с Благовещенской церковью на реке Десне и пашнями пустоши Лизовицы. Патриарх Никон возводил монастырь на степень ставропигии.
К началу XVIII в. деревянная Петропавловская церковь обветшала, и 25 апреля 1702 года брянские стряпчие Ф. и П. Саловы обратились в Патриарший приказ с просьбой о разрешении построить в монастыре новый храм для поминовения своих родителей. В том же году был возведен каменный собор в честь Введения во храм Богородицы с теплым приделом во имя апостолов Петра и Павла; в 1755 году по прошению купца И.А. Никулина в храме был устроен придел в честь иконы Божией Матери «Знамение». В 1781 году на святых вратах построили деревянную церковь во имя пророка Илии. В первой половине XVIII века монастырь владел сёлами Полпино, Городище на реке Десне, деревней Ходиловичи, мельницей на реке Снежети, земельными участками в Брянске, монастырю принадлежали 1423 крестьянина. На землях обители находились Полпинская и Белобережская пустыни, до 1764 года к монастырю был приписан Поликарпов монастырь, братия монастыря устроила несколько скитов в Брянском уезде. В 1766 году монастырь был причислен к третьему классу, до этого времени настоятели обители имели сан архимандрита, с 1766 года — сан игумена. В 1796 году монастырю было передано имущество упраздненного Брянского Вознесенского женского монастыря. При монастыре действовало уездное духовное училище, находившееся в ведении Орловской духовной семинарии.
В начале XIX века монастырь пришёл в запустение и указом Синода от 17 сентября 1831 года был упразднен с переводом насельников в новоучрежденный Троицкий монастырь в Ельце. 18 ноября 1833 года обитель восстановили как женский по ходатайству и на средства купцов И. и К. Семыкиных. При игумене Иринархе (1837-1854 годы) в монастыре были построены каменный келейный корпус, деревянный флигель, каменная ограда, увеличилась территория монастыря. При игумене Амфилохии (1854-1871 годы) вместо обветшавшей Ильинской церкви на святых вратах был воздвигнут двухэтажный Ильинский храм с четырьмя престолами: верхними — в честь Сретения Господня и во имя великомученицы Екатерины и нижними — в честь Владимирской иконы Божией Матери и во имя пророка Илии; возведены два каменных келейных корпуса. 18 ноября 1875 года при монастыре открылась школа, где бесплатно обучалось до 100 девочек. На средства купцов Могилёвцевых в 1905 году в монастыре устроили водопровод, в 1911 году был поставлен больничный корпус. В 1914 году в больнице и гостинице монастыря разместился военный госпиталь. В 1836 году в монастыре жили 14 насельниц, в 1871 году — 161, в 1917 году — 176 монахинь и послушниц, к этому времени монастырь владел 108 десятинами земли.
Мощи святого князя Олега Брянского, главная святыня монастыря, первоначально почивали под спудом на территории обители. 14 ноября 1893 года великий князь Константин Константинович пожаловал монастырю икону святого князя, позолоченную лампаду и 600 рублей. Другой святыней была местночтимая Казанская икона Божией Матери — копия с чудотворного образа, вложенного в 1620 году царём Михаилом Феодоровичем в Площанскую пустынь. В монастыре хранился также резной образ святого Николая Чудотворца, перенесенный из сгоревшей Николаевской церкви Брянска.
В декабре 1918 года указом Брянского уездного исполкома монахини были выселены из монастыря, в кельях поселились рабочие Брянского арсенала, храмы были закрыты. В ходе кампании по изъятию церковных ценностей из монастыря было конфисковано большое количество богослужебной утвари. Монастырь был окончательно закрыт указом Брянского исполкома 1 июня 1923 года, кельи были отданы под квартиры рабочим и общежитие для учащихся, несколько корпусов заняла прачечная, обслуживавшая военный гарнизон. В Ильинской церкви устроили рабочий клуб, впоследствии переоборудованный под кинотеатр, затем храм разрушили. В Введенском храме разместился губернский архив, главы собора и колокольня были разобраны. В начале 30-х годов XX века при Брянском епископе священномученнике Данииле (Троицком) были обретены и перезахоронены под алтарем Введенской церкви мощи святого князя Олега, в 1944 году Введенский храм был открыт как приходской, бывшие насельницы монастыря прислуживали за богослужениями. 10 августа 1995 года состоялось второе обретение мощей святого князя Олега, которые в настоящее время открыто почивают в монастырском Введенском храме.
Решением Священного Синода от 7 октября 2002 года монастырь был открыт как женский, настоятельницей назначена инокиня Сергия (Ёжикова), переведенная из Александровского в честь Успения Божией Матери монастыря. К июню 2003 года в монастыре живут три инокини, бывшие насельницы Одрина монастыря. Богослужения совершаются в отреставрированной Введенской церкви. Монастырю принадлежат сестринский корпус и хозяйственные помещения, часть территории обители с игуменским корпусом занимает кожно-венерологический диспансер.
Ю.Е. Букатина. https://pravoslavnaya.academic.ru/3318
Брянский Петропавловский монастырь — один из древнейших в Брянской области. Основание его приходится на 1280-й год. Первые деревянные постройки обители до нашего времени конечно же не сохранились, уцелела лишь церковь Введения, основанная Олегом Брянским, вторым сыном князя Романа Михайловича, одним из крупнейших правителей своего времени и покровителя земли Брянской. Как и повсюду на Руси, Петропавловский монастырь строился не сразу. Веками утверждалась и его экономическая мощь. К середине ХVIII века обители принадлежали сёла Городище, Полпино, Дорожово, немалые земельные наделы внутри города. Монастырь имел свои мельницы, сушила, конюшни, кузницы, кожевни. Но указом императрицы Екатерины II в 1764 году все угодья и вотчины у монастыря были отобраны, а сам он упразднён.
В 1830 году император Николай I утвердил предложение о переводе штата Петропавловского монастыря в Елец. Однако по ходатайству Брянского городского общества и местных купцов Ивана и Козьмы Семыкиных, пожертвовавших средства на восстановление монастыря для вдов, девиц и сирот, в 1833 году император разрешил восстановить его и разместить в нём монахинь на правах общежития. Позже начались работы по укреплению и дальнейшему строительству обители. В начале ХХ века братья Могилевцевы устроили в нём водопровод. Венцом работ по его прокладке стало возведение колодца-фонтана со скульптурой Самсона. Последней монастырской постройкой стала больница. Во время Первой мировой войны в ней был устроен госпиталь для раненых солдат и офицеров. К 1917 году в обители было два храма, семь каменных корпусов и 30 деревянных флигелей-келий. Однако к концу ХIХ века имя Олега Романовича оказалось почти забытым. Импульс к его общероссийскому почитанию дал великий князь Константин Константинович. Он не только назвал одного из своих сыновей редким в то время именем Олег, но и пожертвовал Петропавловскому монастырю икону святого благоверного князя Олега Брянского с серебряной позолоченной лампадою и четыре билета по 150 рублей. Проценты с этих билетов поступали на елей для неугасимой лампады перед святым образом.
В 1900 году Брянская городская Дума объявила 20 сентября днём памяти Брянского угодника Божия святого князя Олега. В этот день во всех брянских храмах совершались торжественные богослужения, а торговля была закрыта. В 1903 году по благословению Святейшего Синода был издан «Верный месяцеслов всех Русских Святых», где впервые указан день памяти преподобного Олега, князя Брянского, — 20 сентября/3 октября. Рака с мощами преподобного была установлена в одной из церквей монастыря. К святыням обители традиционно относились также чудотворная икона Божией Матери «Казанская» и деревянные резные иконы: на двух из них был изображён святитель Николай Мирликийский, на третьей — великомученица Параскева. Судьба монастыря не была светлой. В 1918 году его закрыли, а в кельи монахинь поселили рабочих Брянского арсенала. Есть документы, которые свидетельствуют, что в 1922 году отсюда на нужды голодающих Поволжья отправили пять пудов серебра, 2760 штук драгоценных камней, 453 штуки бриллиантов и … 340 грамм золота и жемчуга.
С началом гонения на Церковь мощи святого оказались под угрозой осквернения. Прихожане рассказывали, что в начале 1930-х годов архиепископ Брянский Даниил (Троицкий) принял решение спрятать раку с мощами под алтарём Введенского храма. Принимавшие участие в перезахоронении дали обещание никому не открывать эту тайну. Лишь в 1995 году бывшая староста Введенского храма Мария Белова, свидетельница тех событий, указала примерное место. 10 августа того же года мощи святого Олега Брянского были вновь обретены.
Сохранившаяся церковь Введения построена как соборный храм в 1702-05 гг. на средства брянских купцов Фаддея и Петра Сатовых — вместо прежнего деревянного храма. В 1826 году тёсовые кровли заменены железными, в 1832-м к северному входу пристроен четырёхколонный портик. В июне 1923 года собор быз закрыт, в 1930 году разобраны главы храма и колокольня. Само церковное здание было занято губернским архивом. В храме во имя пророка Илии устроен рабочий клуб, который затем переоборудован под кинотеатр имени Демьяна Бедного, а после 1974 года разобран (сейчас на этом месте находится гостинница «Брянск»). В 1944 году в Введенском храме было возобновлено приходское богослужение. Оставшиеся в живых монахи пели на клиросе. В 1986-90 гг. памятник отреставрирован по проекту архитектора В. Н. Городкова. Монастырь возобновлён 7 октября 2002 года.
Из книги «Православные святыни Брянщины». — Брянск, 2014