Храм во имя Святителя Николая (Горно-Никольский) построен в 1751 году на средства брянских купцов Кольцовых вместо прежнего деревянного храма, который существовал еще в XIV веке и неоднократно перестраивался. По свидетельству летописей, в этом храме в 1310 году молился Святитель Петр, Митрополит Московский, когда жил в Брянске, желая примирить Брянских князей Святослава и Василия. Изначально храм был трехпрестольным: центральный престол освящен в честь Святителя Николая, правый – в честь Святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова, левый – в честь Безсребренников и Чудотворцев Космы и Дамиана. В первой половине ХIХ века возведена нынешняя колокольня, заменившая первоначальную.
После Октябрьского переворота храм был закрыт. В 1964 году разобраны завершения здания, сделан ряд пристроек и заложены проемы колокольни. С 1971 по 1982 год храм был на реставрации, но одновременно приспособлен под Брянский областной планетарий. В 1993 году был воссоздан Православный приход, однако здание храма приходу передали только 3 декабря 1999 года. В 2002 году приход был преобразован в Горно-Никольский мужской епархиальный монастырь.
Каменная церковь во имя святителя Николая Чудотворца (Горно-Никольская) была выстроена в 1751 году на средства брянских купцов Кольцовых на месте деревянной церкви, упоминаемой в документах с 1310 года. В её названии, как нетрудно догадаться, отражено месторасположение — на Покровской горе. По свидетельству летописцев, в этом храме в 1310 году молился святитель Пётр, митрополит Московский, когда жил в Брянске, желая примирить Брянских князей Святослава и Василия. К сожалению, время не сохранило сведений, касающихся ранней истории храма. В первой половине ХIХ века возведена нынешняя колокольня, заменившая первоначальную. В 1860 году во внутренней части здания произвели капитальный ремонт, обошедшийся в четыре с лишним тысячи рублей. Главный доход храму приносила сдача в аренду церковной земли, которой у «Верхнего Николы» было 3020 десятин. В начале ХХ века приход Горне-Никольской церкви насчитывал 1200 прихожан — это были в основном работники «Брянского арсенала» и других близлежащих фабрик. В приходе имелась церковно-приходская школа.
После Октябрьской революции храм какое-то время продолжал действовать. В 1929 году церковь всё-таки закрыли представители новой власти. Здание использовалось для нужд архива. В 1964 году разобраны завершения здания, сделан ряд пристроек и заложены проёмы колокольни. С 1971 по 1982 годы храм был на реставрации, но одновременно приспособлен под Брянский областной планетарий (архитекторы — Э.М. Кодисова и Л.П. Бестужева). Планетарий располагался в помещении храма до 1999 года. В 1993 году был воссоздан православный приход, однако здание храма приходу передали только 3 декабря 1999 года. Определением Священного Синода №76 от 7 октября 2002 года приход Свято-Горне-Никольского храма был преобразован в Горно-Никольский мужской епархиальный монастырь. Были проведены ремонтно-реставрационные работы: полностью отреставрированы фасад храма и колокольни, заменена кровля, позолочены крест и глава, проведена реставрация интерьера всего храма, установлен новый иконостас, полностью обновлена утварь. 18 декабря 2010 года был совершён чин освящения Престола. Указом правящего Архирея храму был определён статус соборного храма Горно-Никольского монастыря.
Церковь сохранилась почти без изменений внешнего вида, а вот старинная внутренняя отделка и интерьер, к сожалению, до нас не дошли. Церковь окружена оградой, но войти в неё можно через колокольню прямо с улицы. Это один из лучших архитектурных памятников Брянска, выполненный в стиле барокко, с более поздней классицистической колокольней. Здание построено из кирпича и оштукатурено. Объёмная композиция выполнена «кораблём»: двухъярусная колокольня соединена низкой и короткой трапезной с четвериком церкви. Двусветный четверик несёт крупный восьмерик, купол которого увенчан стройным световым восьмериком с маленькой главкой. Объём трапезной продолжен алтарным приделом с тремя закруглёнными апсидами, что восходит к традициям ХVII века. Декор фасадов тяготеет к формам «нарышкинского» барокко. Наличники окон выполнены либо в виде прямоугольной рамки, либо с полуколоннами и пилястрами по сторонам и разорванным фронтоном; над полукруглыми архивольтами боковых порталов небольшие ниши киотов. Своеобразны сильно вытянутые угловые пилястры с выпуском углов и метопнотриглифные фризы в антаблементах. У колокольни нижний четверик имеет рустовку на углах и фронтоны в завершении граней, верхний четверик колокольни — пилястры с филёнками на устоях и балюстрады под арочными проёмами. В интерьере доминирует основное, развитое в высоту помещение с восьмериком на трёхступенчатых тромпах, завершён объём восьмигранным сомкнутым сводом. Трапезная и алтарь перекрыты коробовыми сводами с конхами над апсидами. Внутреннее убранство сохранилось фрагментарно и восстанавливалось уже в новейшее время. Характерная и редкая черта интерьера — в местном чине иконостаса иконы Спасителя и Пресвятой Богородицы выполнены в круге святых: иконография, которая почти не встречается в иконостасных образах.
Материал взят из журнала «Православные Храмы. Путешествие по Святым местам». Выпуск №104, 2014 г. и из книги: «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России: Брянская область». — М.: Наука, 1998. С. 149-150