Бронников Федор Андреевич
«Римские женщины у фонтана», 1856
Бумага желтоватая, акварель 29 x 24,4 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Акварель исполнена Фёдором Бронниковым, известным в свое время живописцем, автором картин на исторические, религиозные и бытовые сюжеты, пейзажей. Он родился в Шадринске, Пермской губернии, первоначальное художественное образование получил у своего отца, иконописца. Юношей приехал в Санкт-Петербург, начал заниматься ксилографией. С 1845 года Бронников стал вольноприходящим учеником Императорской Академии художеств, учился в классе исторической живописи у А.Т. Маркова. В 1853 году молодой художник получил высшую награду – большую золотую медаль и был выпущен из Академии с правом на пенсионерскую поездку за границу.
В 1854–1860 годах Бронников жил и работал в Италии как пенсионер Академии художеств. Он и в дальнейшем продолжал жить в Риме, периодически приезжая в Россию. Красота природы Италии и своеобразие быта ее обитателей привлекали мастера. На протяжении десятилетий он писал итальянские виды и бытовые сцены. Акварель «Римские женщины у фонтана», созданная в 1856 году, продолжает традицию итальянских жанров К.П. Брюллова, чьи занимательные сценки из итальянской жизни имели огромный успех.
В солнечный день на городской площади остановился элегантно одетый путешественник. В его руке зонт, защищающий от солнца. Он внимательно наблюдает за тремя грациозными босыми девушками, пришедшими к фонтану набрать в кувшины воды. Фонтан устроен в нише жилого дома, на втором этаже которого под открытыми ставнями окон сушится на веревках белье. На ступенях, ведущих к фонтану, сидит босая итальянка, протягивающая мужчине руку за подаянием. На коленях у нее девочка, беспечно играющая с ниткой бус. На втором плане – две сценки. Слева – сидящие на изгороди итальянцы и ребенок, справа – движущаяся по улице процессия, путешественники верхом на ослах в сопровождении местных носильщиков. Вдали – скалистые горы на фоне ясного голубого неба.
Итальянки изображены в ярких национальных костюмах. Благодаря контрастным сочетаниям цветов их краски звучат в полную силу. Художник предлагает зрителю полюбоваться пластикой женских фигур, природной грацией жестов и движений. Он создает свой образ прекрасной Италии.
Авторский вариант-повторение этой композиции, исполненный маслом, находится в Саратовском государственном художественном музее имени А.Н. Радищева.