Рубрика «Малоизвестные шедевры Третьяковской галереи». Бронников Федор Андреевич «Белладжо» (1875). В 1861 году по окончании пенсионерского срока Бронников остался жить в Италии. В римской мастерской на виа Витторио он писал портреты, пейзажи, сюжеты из античной истории, а также жанровые сцены из жизни местного населения. В 1870 году именно за картину бытового жанра «Бедное семейство, прогоняемое с квартиры» он получил золотую медаль М.-Л.-Э. Виже-Лебрен. Свои произведения он старался посылать в Россию на выставки Императорской Академии художеств, Товарищества передвижных художественных выставок и Московского общества любителей художеств. Многие картины Бронникова хранятся в разных музеях мира и частных собраниях; значительную часть своих произведений художник завещал родному городу Шадринску.
Расположенный на севере страны старинный, полный очарования городок Белладжо Бронников посетил во время одного из своих путешествий по Италии. Живописное место на берегу озера Комо, окруженное невысокими горами, цитрусовыми и кипарисовыми рощами, притягивает мягким средиземноморским климатом, восхитительными пейзажами и умиротворенной атмосферой. Узкие мощеные улочки, окруженные рядами высоких домов, создают колоритный образ древней итальянской архитектуры.
Художник изобразил одну из таких улиц, на которой разворачивается обычная семейная сцена. Молодая женщина с детьми выходит из дома на прогулку, провожаемая старухой в чепце, подающей ей зонтик. Другая пожилая итальянка, сидящая напротив, внимательно наблюдает за происходящим. Очевидно, Бронников писал с натуры, для удобства расположившись на небольшом расстоянии повыше, чтобы видеть сцену в перспективе. Солнечное освещение в сочетании с резкими тенями придает звонкость и чистоту воздушному пространству. Свежие сочные краски, точно подобранные художником, передают каменную кладку стен, черепичную крышу, деревянные ставни, булыжную мостовую, пышную зелень растений. Точно расставленные цветовые акценты ярко-красного платья и платка перекликаются с россыпью карминовых мазков на изображении неровных, покрытых осыпавшейся штукатуркой фасадов домов. Едва виднеющаяся в глубине синяя полоска озера, к берегу которого ведет крутой спуск улицы, завершает гармоничный образ мирной жизни уютного города.
Источник: Государственная Третьяковская галерея, Москва