Кирпичное здание собора сооружено в 1696-1705гг. Типичная композиция посадского храма здесь сочетается с декоративными элементами московского барокко. Основной объем представляет собой бесстолпный сильно вытянутый вверх трехсветный четверик с пятью тесно поставленными главам. Он несколько напоминает деревянные посадские храмы. Низкие помещения трехчастной апсиды и трапезной зрительно увеличивают высоту четверика.
Трапезная была увеличена в длину в 1865г. Стены и своды трапезной внутри обработаны лепными барочными картушами, обрамляющими живописные панно, подновленные во второй половине XIXв.
У алтаря собора с южной стороны находятся захоронения двух декабристов — М.А. Фонвизина и И.И. Пущина, друга А.С. Пушкина. Над могилой Фонвизина установлено бронзовое распятие, над могилой Пущина — статуя ангела в традициях скульптуры классицизма.
К концу XVII столетия город Бронницы (тогда богатое село и крупный центр дворцового коннозаводства) уже имел деревянный храм, освященный Архистратигу Михаилу. В начале XVIII столетия деревянный храм обветшал, и было решено возвести новый, каменный собор. Работы по его строительству были закончены в 1705 году и в том же году освящен. Иконостас и иконы для храма были заказаны лучшим мастерам Оружейной палаты, царским мастерам-иконописцам Тихону Ивановичу Филатьеву и Кириллу Ивановичу Уланову. Оба мастера подписывали свои работы, поэтому в соборе известны две подписные иконы Тихона Филатьева: Спаса Вседержителя и Смоленская икона Божией Матери (датированные 1703 годом). Кирилл Уланов написал для собора икону Богоматери «Живоносный Источник» (1703), Владимирскую икону Божией Матери, храмовый образ Архангела Михаила (1704), а также икону свт. Иоанна Милостивого (1705).
В близлежащих дворцовых владениях к тому времени уже существовали каменные храмы. Но следует отметить, что подлинная, не перестроенная церковь, осталась лишь в Бронницах. Поэтому здесь мы имеем уникальный образец каменной церковной архитектуры начала XVIII столетия: храм дошел до нас практически без изменения своего внешнего облика.
Храм представляет собою высокий, квадратный в плане четверик, завершенный величественным пятиглавием. Алтарная апсида собора трехчастная. Такая постройка была традиционной для русской церковной архитектуры того времени. По декоративным своим элементам собор принадлежит эпохе московского барокко: внутреннее пространство богато украшено лепными украшениями – картушами (виньетками). Благолепие храма подчеркивается и высоким резным вызолоченным шестиярусным иконостасом, который являлся великолепным украшением собора; богатством же самого иконостаса были иконы, написанные кистью царских иконописцев. Храм святого Архистратига Михаила был холодным. К середине XVIII столетия в Бронницах построили отдельную теплую церковь во имя святителя Иоанна Милостивого. Из архивных документов известно, что для проведения строительных работ при возведении этой церкви в Бронницах был устроен кирпичный завод, существующий и поныне. Историк, географ и путешественник Герард Миллер (1705–1783), проезжавший через Бронницы в Коломну в 1778 году, так и отмечает: «В Бронницах две церкви каменные: 1/ Михаила Архангела, 2/ Иоанна Милостивого с приделом Николая Чудотворца».
В 70-х годах XVIII столетия Москву и ее окрестности постигло страшное бедствие: холера. Ужасная эта болезнь унесла тысячи человеческих жизней. Наивысший пик заболевания пришелся на начало осени 1771 года, и многочисленные паломники, стекаясь со всех сторон, шли и шли в Бронницы «для богомолья» перед чудотворным образом Иерусалимской иконы Божией Матери. Это было началом сугубого почитания Иерусалимской иконы. Тогда покров Божией Матери спас жителей Бронниц. Благодарные горожане обновили деревянную часовню, где стояла чудотворная икона (на плане города 1787 года она показана на центральной площади). С того времени ежегодно, в 10-е воскресение после Пасхи, вокруг города торжественно совершался крестный ход с чудотворной Иерусалимской иконой Божией Матери в память чудесного спасения жителей Бронниц от заразной болезни. Этот благочестивый обычай соблюдается и ныне. во второй половине XIX века храмовый комплекс города Бронницы состоял из следующих строений: холодный соборный храм Архангела Михаила, теплая каменная трехпрестольная церковь во имя Иерусалимской иконы Божией Матери с двумя приделами – во имя святителя Иоанна Милостивого и святителя Николая Чудотворца. Соборным имуществом была и каменная часовня на городской площади, освященная в честь Иерусалимской иконы Богоматери. Приписана к собору была также кладбищенская деревянная однопрестольная Ильинская церковь.
В ризницах соборных церквей хранилось также много серебряных вещей высокохудожественной работы: напрестольные кресты, богослужебные сосуды, дарохранительницы, кадила. Хранились там и редкие книжные издания XVIII столетия, в том числе издания против раскольников-старообрядцев. Здесь же, в церковном книгохранилище, значительное место занимали книги по церковной истории, а также творения святых отцов Церкви.
60–80-е годы XIX столетия были временем широкой благотворительной деятельности Ивана Алексеевича Кононова, сына А.К. Кононова, о котором говорилось раньше. На его средства были обновлены городские соборные храмы и выстроена новая кладбищенская церковь – каменная, взамен деревянной. Особо ответственной была работа по обновлению древнего Архангельского собора: на его средства была увеличена трапезная часть, переделан и вызолочен лучшим золотом иконостас, отреставрированы иконы и вновь расписаны стены храма, картины декорированы стильной позолоченной лепниной. С южной и западной сторон храма были устроены чугунные паперти. Торжественное освящение обновленного Архангельского собора состоялось 26 сентября 1865 года.Община Архангельского собора была зарегистрирована в 1989 году, а первое богослужение – после перерыва во многие десятилетия – было совершено в 1990 году в праздник Входа Господня в Иерусалим, за неделю до Пасхи. Большой трехпрестольный Иерусалимский храм к тому времени был все еще занят Книжной палатой. Архангельский собор, только что освобожденный от районного архива, представлял собою грустное зрелище. Но жизнь брала своё. 25 ноября 1990 года (в день памяти святителя Иоанна Милостивого, престольный праздник в Иерусалимском храме), впервые за многие десятилетия, в Архангельском соборе прошла первая архиерейская служба – Божественную литургию здесь служил Высокопреосвященнейший Ювеналий, митрополит Крутицкий и Коломенский. Летом 1991 года собор был удостоен посещения Его Святейшеством Алексием II, Святейшим Патриархом Московским и всея Руси.
Первым настоятелем возрожденного Архангельского собора стал иеромонах Димитрий (Захаров), впоследствии переведенный служить в Коломну. После него настоятелем собора был назначен священник Георгий Пищулин, ныне протоиерей, благочинный недавно образованного здесь Бронницкого благочиния. Протоиерей Георгий Пищулин вначале закончил Коломенское Духовное училище, затем продолжил обучение в Московской Духовной Семинарии (выпускник 1997 года), а в 2002 году закончил Московскую Духовную Академию.С 1993 года при храме действует Воскресная школа, собрана хорошая библиотека религиозной литературы, а также аудио- и видеотека.
Божественная литургия совершается в храме ежедневно (в праздничные и воскресные дни в 9 часов; в будни – в 8 часов); по воскресным дням читается акафист Архистратигу Михаилу; по четвергам, а по пятницам, в Архангельском соборе, – акафист Иерусалимской иконе Божией Матери (начало чтения акафистов в 17 часов).
http://www.bronblag.ru/hrami/33