Храмовый ансамбль в Бронницах, включающий в себя три здания культового назначения. Время создания: XVIII–XIX вв. В состав входят собор Михаила Архангела, Иерусалимская церковь и колокольня. Почитаемая святыня: список Иерусалимской иконы Божьей Матери.
Дата окончания строительства главного храма соборного ансамбля в Бронницах – церкви Михаила Архангела относится к 1705 г. Храм практически без изменений во внешнем облике дошел до нашего времени. Затем в середине XVII в. в городке появляется еще один каменный храм – церковь Иоанна Милостивого. В дальнейшем церковь была разобрана, а на ее месте возведен новый храм в Бронницах – в честь почитаемой в окрестностях Иерусалимской иконы Богоматери. Тогда же появилась и колокольня.
Начало проектных работ, связанных с возведением новой церкви и колокольни, относится к 1835 г. В первую очередь они были вызваны уже обозначенными проблемами с церковью Иоанна Милостивого – несмотря на все старания жителей города, храм рушился на глазах, внешний его вид и внутреннее убранство были далеки от идеальных. Именно поэтому прихожане несколько раз обращались к Московскому и Коломенскому митрополиту Филарету с прошением разрешить внести изменения в план церковных построек в Бронницах. На суд жителей было вынесено два проекта, но идеально подошел лишь второй – в плане первого новая церковь и колокольня были слишком большими по отношению к бронницкому храму Михаила Архангела. После этого в 1840 г. начинается возведение новой церкви, впоследствии получившей имя Иерусалимской, по чертежам московского архитектора – А.М. Шестакова. Храм строился около шести лет в том числе и на пожертвования местных жителей. В связи с этим нужно упомянуть имя купца А.К. Кононова – именно ему мы обязаны роскошным внутренним оформлением церкви.
В 1849 г. началось возведение колокольни, в основе ее лежал план известного московского архитектора М.В. Бове. К ее нынешнему внешнему облику приложил руку и император Николай I – проект несколько раз изменялся в соответствии с его замечаниями и был подписан царём лишь в 1850 г. Дата завершения строительства колокольни приходится на 1853 г.
В 60-80 гг. XIX в. проходила реставрация Архангельского собора. Основную сумму денег для проведения необходимых работ по обновлению храма пожертвовал И.А. Кононов – сын купца А.К. Кононова. На это же время приходится и перепланировка Иерусалимской церкви – первоначальное пространство храма оказалось слишком тесным для многочисленных прихожан.
В 1922 г. были конфискованы многие церковные реликвии «в пользу голодающих Поволжья», затем репрессиям подверглись церковные и общественные деятели города. Гонения на верующих Бронниц достигли апогея в период закрытия храмов. В то время уже стало традицией использовать храмовые здания для других нужд. В бывшей колокольне разместились пожарные, собор Михаила Архангела занял районный архив, а в Иерусалимской церкви сначала находилось зернохранилище, в более поздний период здесь обосновалась Всесоюзная книжная палата. К началу войны в Бронницах все храмы уже были закрыты и новые тяготы жители города встретили без Божьего благословения.
В начале 90-х гг. XX в. верующие организовали инициативную группу по возвращению соборного комплекса в Бронницах местной церковной общине. 25 ноября 1990 г. в Бронницком соборе Архангела Михаила произошло первое за многие годы богослужение.
В композиционном плане Бронницкая Михаилоархангельская церковь представляет собой типичный посадский храм, достаточно популярный и распространенный среди православных построек XVII в. Высокий трехсветный четверик визуально создает резкий контраст по сравнению с низкими помещениями вытянутой в длину трапезной и трехчастной апсиды. Храм богато декорирован. Основу его внутреннего оформления составляют элементы, характерные для архитектурного стиля московского барокко. Дверные и оконные проемы украшены витиеватыми, похожими не гребешки, наличниками. Внутри храма в глаза бросается довольно яркая роспись стен и потолка, иконы украшены лепниной. В трапезной повсеместно использовались барочные картуши с целью подчеркнуть изящность панно. Особое внимание привлекает пятиярусный иконостас. Над ним работали лучшие мастера Оружейной палаты, царские иконописцы Тихон Иванович Филатьев и Кирилл Иванович Уланов.
Иерусалимская церковь в Бронницах, построенная гораздо позже собора Архангела Михаила, представляет собой типичный пример классицизма, успешно адаптированного в XIX в. православной храмовой архитектурой, хотя некоторые исследователи находят в ее облике черты ампира. Церковь шестистолпная, увенчанная одним куполом. Основной престол храма посвящен повсеместно почитаемой жителями Иерусалимской иконы Божьей Матери, чудесным образом спасшей людей во время страшной вспышки чумы. Имеются два придела – Никольский и Иоанна Милостивого . В конце XIX в. в храме появилась роспись, принадлежащая руке известного художника Розанова.
Построенная в 60-е гг. XIX в., колокольня соборного комплекса Михаила Архангела относится сейчас к числу памятников федерального значения и является самой высокой в Подмосковье. Внешне напоминает колокольни Новодевичьего и Новопетровского монастырей.
http://www.bankgorodov.ru/sight/index.php?sid=753
К концу XVII столетия город Бронницы (тогда богатое село и крупный центр дворцового коннозаводства) уже имел деревянный храм, освященный Архистратигу Михаилу. В начале XVIII столетия деревянный храм обветшал, и было решено возвести новый, каменный собор. Работы по его строительству были закончены в 1705 году и в том же году освящен. Иконостас и иконы для храма были заказаны лучшим мастерам Оружейной палаты, царским мастерам-иконописцам Тихону Ивановичу Филатьеву и Кириллу Ивановичу Уланову. Оба мастера подписывали свои работы, поэтому в соборе известны две подписные иконы Тихона Филатьева: Спаса Вседержителя и Смоленская икона Божией Матери (датированные 1703 годом). Кирилл Уланов написал для собора икону Богоматери «Живоносный Источник» (1703), Владимирскую икону Божией Матери, храмовый образ Архангела Михаила (1704), а также икону свт. Иоанна Милостивого (1705).
Храм представляет собою высокий, квадратный в плане четверик, завершенный величественным пятиглавием. Алтарная апсида собора трехчастная. Такая постройка была традиционной для русской церковной архитектуры того времени. По декоративным своим элементам собор принадлежит эпохе московского барокко: внутреннее пространство богато украшено лепными украшениями – картушами (виньетками). Благолепие храма подчеркивается и высоким резным вызолоченным шестиярусным иконостасом, который являлся великолепным украшением собора; богатством же самого иконостаса были иконы, написанные кистью царских иконописцев.
Храм святого Архистратига Михаила был холодным. К середине XVIII столетия в Бронницах построили отдельную теплую церковь во имя святителя Иоанна Милостивого. Из архивных документов известно, что для проведения строительных работ при возведении этой церкви в Бронницах был устроен кирпичный завод, существующий и поныне. Историк, географ и путешественник Герард Миллер, проезжавший через Бронницы в Коломну в 1778 году, так и отмечает: «В Бронницах две церкви каменные: 1/ Михаила Архангела, 2/ Иоанна Милостивого с приделом Николая Чудотворца».
В 70-х годах XVIII столетия Москву и ее окрестности постигло страшное бедствие: холера. Наивысший пик заболевания пришелся на начало осени 1771 года, и многочисленные паломники, стекаясь со всех сторон, шли и шли в Бронницы «для богомолья» перед чудотворным образом Иерусалимской иконы Божией Матери. Это было началом сугубого почитания Иерусалимской иконы. Благодарные горожане обновили деревянную часовню, где стояла чудотворная икона (на плане города 1787 года она показана на центральной площади). С того времени ежегодно, в 10-е воскресение после Пасхи, вокруг города торжественно совершался крестный ход с чудотворной Иерусалимской иконой Божией Матери в память чудесного спасения жителей Бронниц от заразной болезни.
В 1835 году церковные ведомости писали, что здание соборного храма, колокольня и ограда «требовало починки». В прошении к святителю митрополиту Московскому и Коломенскому Филарету (Дроздову) просили разрешить им следующее: пристроить трапезную к древнему храму святого Архангела Михаила; возвести новую колокольню; разобрать пришедший в ветхость храм святителя Иоанна Милостивого с приделом во имя Николая Чудотворца и возвести на его месте новый храм. Прошение было одобрено, и московским архитектором А.С. Кутеповым вскоре был разработан проект новой трапезной церкви и колокольни. Но по размерам храма и колокольни, а также по смете этот проект не подошел бронницкому обществу. Новое прошение к митрополиту Филарету от бронницкого причта датируется 1839 годом. По новому замыслу предполагалось, «оставив холодную церковь неприкосновенною, теплую церковь вновь выстроить отдельно от холодной с прибавлением третьего придела: в честь Иерусалимской иконы Божией Матери, а колокольню… построить над Святыми вратами». Проектные чертежи выполнил московский архитектор А.М. Шестаков. Строительство нового теплого храма на месте каменной Иоанновской церкви, которую разобрали до основания, началось в 1840 году. Храм строили более пяти лет, и еще год ушел на приготовление внутреннего убранства. Это великолепное убранство стало возможным благодаря щедрым пожертвованиям бронницкого купца 1-й гильдии А.К. Кононова.
Главным престолом новой церкви стал престол в честь Иерусалимской иконы Божией Матери, освящение которого состоялось 3 февраля 1846 года. Торжества возглавил святитель Филарет, митрополит Московский и Коломенский. В 1847 году к освящению были подготовлены и приделы храма, которые с собором духовенства освятил протоиерей московского Архангельского собора Арсений Тяжелов.
К возведению колокольни над Святыми вратами приступили летом 1849 года. Проект колокольни выполнил московский архитектор М.И. Бове Этот первый проект претерпел большие изменения, был переделан и утвержден Императором Николаем I лишь в конце 1850 года. Строительство колокольни закончилось в 1853 г.
Во второй половине XIX века храмовый комплекс города Бронницы состоял из следующих строений: холодный соборный храм Архангела Михаила, теплая каменная трехпрестольная церковь во имя Иерусалимской иконы Божией Матери с двумя приделами – во имя святителя Иоанна Милостивого и святителя Николая Чудотворца. Соборным имуществом была и каменная часовня на городской площади, освященная в честь Иерусалимской иконы Богоматери. Приписана к собору была также кладбищенская деревянная однопрестольная Ильинская церковь. В ризницах соборных церквей хранилось много серебряных вещей высокохудожественной работы: напрестольные кресты, богослужебные сосуды, дарохранительницы, кадила. Хранились там и редкие книжные издания XVIII столетия, книги по церковной истории, а также творения святых отцов Церкви.
60–80-е годы XIX столетия были временем широкой благотворительной деятельности Ивана Алексеевича Кононова, сына А.К. Кононова. На его средства были обновлены городские соборные храмы и выстроена новая кладбищенская церковь – каменная, взамен деревянной. Особо ответственной была работа по обновлению древнего Архангельского собора: на его средства была увеличена трапезная часть, переделан и вызолочен лучшим золотом иконостас, отреставрированы иконы и вновь расписаны стены храма, картины декорированы стильной позолоченной лепниной. С южной и западной сторон храма были устроены чугунные паперти. Торжественное освящение обновленного Архангельского собора состоялось 26 сентября 1865 года.
Храм в честь иконы Иерусалимской Божией Матери к концу 1870-х годов оказался тесен и тоже претерпел большие изменения. Строительные работы здесь длились несколько лет и были закончены в 1880 году.
В 1893 году кладбищенская церковь образовала самостоятельный приход, куда были назначены священник и псаломщик. С 1894 года настоятелем Успенской церкви в Бронницах стал опытный пастырь – Павел Иванович Кедров, выпускник Московской Духовной Семинарии. В 1909 году протоиерей Павел Кедров стал духовником священно- и церковнослужителей города Бронницы. После его смерти в 1915 году настоятелем Успенской церкви стал его сын Александр, также закончивший Московскую Духовную Семинарию.
Весной 1922 года по всей России началась кампания по изъятию церковных ценностей в пользу голодающих Поволжья. В Бронницах изъятие ценностей из городских храмов было произведено 25–27 апреля 1922 г. В архивах сохранился Акт описи церковного имущества бронницких храмов от 10 ноября 1925 года, который был подписан местными властями и членами приходского совета («двадцаткой»), впоследствии также пострадавшими от гонений на Церковь. Среди них мы встречаем следующие имена и фамилии: П.А. Мелков, В.А. Тарасов, Е.И. Казаков, О.П. Саблина. Не пройдет и пяти лет, как они окажутся в сталинских тюрьмах и лагерях. К 1927 году относится запрещение советских властей носить чудотворный Иерусалимский образ Божией Матери по уезду. Власти ссылались при этом на циркуляр НКВД, по которому «предметы культа должны всегда находиться в храме и обслуживать только свой приход».
В ноябре 1929 года ГПУ начало расследование контрреволюционного «заговора» в Бронницах. В первую очередь по этому сфабрикованному делу был арестован священник Иоанн Успенский, исполнявший в то время обязанности настоятеля соборного храма. Он был привлечен к уголовной ответственности по статье 58-10. Был арестован и протоиерей Александр Кедров. Всего по делу проходило 33 человека. Обвинение было стандартным: «сознательная антисоветская агитация». Постановление о закрытии соборного храма в Бронницах датировано мартом 1931 года. Имущество собора, особо чтимые иконы – и прежде всего чудотворный Иерусалимский образ Божией Матери – верующие перенесли в оставшуюся действующей к тому времени кладбищенскую Успенскую церковь.
Сразу же после закрытия соборных храмов в холодной Архангельской церкви расположился Бронницкий районный архив. Теплый Иерусалимский собор был отдан сначала под зернохранилище, а позднее здесь расположилась Всесоюзная книжная палата. Колокольня была занята пожарной частью.
6 июня 1941 года, за две недели до начала Великой Отечественной войны, в Бронницах был закрыт последний храм – кладбищенская Успенская церковь. Власти собирались переоборудовать здание под культурные и производственные нужды. Вероятно, именно тогда бронницкую Святыню – Иерусалимскую икону Божией Матери – из Успенской церкви перенесли в церковь св. Димитрия Солунского в селе Малахово, где она и находится до сегодняшнего дня.
К началу войны в Бронницах не осталось ни одной действующей церкви. Такое положение сохранялось и в последующие десятилетия. Все это время церковные здания были заняты местными учреждениями. Община Архангельского собора была зарегистрирована в 1989 году, а первое богослужение – после перерыва во многие десятилетия – было совершено в 1990 году. Большой трехпрестольный Иерусалимский храм к тому времени был все еще занят Книжной палатой. Архангельский собор, только что освобожденный от районного архива, представлял собою грустное зрелище. 25 ноября 1990 года в Архангельском соборе прошла первая архиерейская служба – Божественную литургию здесь служил Высокопреосвященнейший Ювеналий, митрополит Крутицкий и Коломенский.
https://bronblag.ru/hrami/33
Соборный комплекс в центре Бронниц сложился в XVII-XIX вв. и включает в себя три здания: собор Михаила Архангела, церковь Иерусалимской иконы Божией Матери и отдельно стояющую колокольню. Храмы закрывались в 1930-х гг., использовались в хозяйственных и архивных целях. В 1990 г. он был возвращен верующим и ныне отреставрирован. Является центром Бронницкого благочиния.
Собор Михаила Архангела. Построен в 1696-1705 гг. на средства прихожан. В 1862-1865 гг. на средства придворного фабриканта церковной утвари Н.Д.Полтавцева и купца И.А.Кононова была увеличена в длину трапезная. Здание поднято на невысокий подклет. Основой постройки служит бесстолпный трехсветный пятиглавый четверик с трехчастной, развитой апсидой.С запада к нему примыкает бесстолпная трапезная. Храм является выдающимся образцом русского зодчества рубежа XVII-XVIII вв., где традиционные формы старого русского собора сочетаются с декором «московского барокко». Приниципиально новое выразилось в «зальной» организации интерьера, лишенного столбов. Несмотря на годы забвения, храм сохранил историческую внутреннюю отделку. Стены и своды трапезной и храма украшены позолоченной лепниной, обрамляющей живописные панно XIX в. Многоярусный резной иконостас — XIX в. Полы — из орнаментированных чугунных плит. Его иконы работы «царских изографов» Тихона Филатьева и Кирилла Уланова переданы в музей древнерусского искусства им.Андрея Рублева. У алтарей храма — могилы декабристов, проведших последние годы под Бронницами, в усадьбе «Марьино» — братьев М.А. и А.А. Фонвизиных и друга Пушкина И.И. Пущина.
Церковь Иерусалимской иконы Божией Матери. Построена из кирпича в 1840-1845 гг по проекту архитектора А.М. Шестакова на церковную сумму и пожертвования купца 1-й гильдии Кононова вместо деревянной. Посвящение главного престола связано с хранением здесь чудотворной иконы Иерусалимской Божией Матери, прославившейся во время эпидемии холеры. Расширялась в 1876-1880 гг. Имеет боковые престолы во имя Иоанна Милостивого и Николая Чудотворца. Зимний храм комплекса. Шестистолпный храм, завершенный высоким световым купольным барабаном-ротондой, выстроен в стиле позднего классицизма. Внутри частично сохранялись росписи 1876-1880 гг. художника Розанова, поновленные в 1905 г. придворным живописцем Гурьяновым.
Колокольня. Построена в 1851-1853 гг. по проекту архитектора М.И. Бове на средства бронницкого купца 1-й гильдии Кононова. Трехъярусное, с полуярусом «часового боя» сооружение богато декорировано в традициях ранней эклектики, органически сочетая элементы классицизма, московского барокко и зодчества середины XVII в. Высотная доминанта соборного комплекса и всей городской застройки.
Соборный комплекс является объектом культурного наследия федерального значения (Постановление СМ РСФСР от 30.08.1960 г. № 1327, Приложение № 1, Указ Президента РФ от 20.02.1995 г. № 176). Упомянут как » Храмовый комплекс (б. Родевицкий монастырь)» по адресу: г.Бронницы, ул. Советская, 61.
Каталог «Памятники архитектуры Московской области», т. 2. М., 1975. Справочник «Подмосковье. Монастыри Храмы Источники». М., УКИНО «Духовное преображение», 2008 г.
Кирилл Аминов. 16 марта 2015 г.
Бронницкий купец I гильдии — Алексей Кононович Кононов вместе с другими купцами и мещанами 10 марта 1849 года, обратился с прошением к митрополиту Филарету (Дроздову) за разрешением построить в уездном городе Бронницы новую колокольню. После одобрения, в этом же году началось возведение новой колокольни. За основу взяли план русского архитектора, брата О.И. Бове — Михаила Ивановича Бове. Однако император Николай I несколько раз лично вносил в него коррективы и подписал его только в 1850 году. Что же не понравилось царю? Главное — то, что, как пишет научный сотрудник бронницкого краеведческого музея В.И. Сунчелеева в статье «Сказание о бронницкой соборной колокольне», предполагалось построить колокольню «над Святыми вратами ограды вокруг соборного комплекса, которая состояла в основном из торговых лавок…». Проект был запрещен императором, так как «неприлично при храме Божьем иметь торговые лавки», и Бове пришлось срочно переделывать его и переносить колокольню внутрь ограды.
Торжественная закладка была прозведена 24 июня 1851 года, а освящение состоялось 11 сентября 1853 года. Большую часть средств на постройку колокольни выделил все тот же А.К. Кононов. Впрочем, колокольня получилась замечательная: ее высота — 73 метра, она входит в пятерку самых высоких колоколен Московской области. Трехъярусная вертикаль с курантами богато декорирована в традициях ранней эклектики, сочетая элементы классицизма и «нарышкинского барокко» является и по сей день высотной доминантой соборного комплекса и всей городской застройки. В 1860 г. на звонницу были установлены 2 колокола, весом 1501 и 582 пуда, отлитые на заводе Самгина. Подчеркнем, это была вторая колокольня. Первая, тоже с часами и колокольным боем, но меньших размеров, стояла к тому времени уже лет 70 — по крайней мере, о ней есть указания в архивных документах 1781 и 1787 гг.
С бронницкой колокольней связана интересная история: в 1827 году один благотворитель пожертвовал на роспись Архангельского собора шесть тысяч рублей золотом. Монеты сложили в дубовый сундук, который заперли на два замка и оставили в храме. Но очень долго не могли найти художника, которому можно было заказать работу. Кроме того, два настоятеля разошлись во мнении: один настаивал на том, что изограф должен быть приглашен из Москвы, а второй хотел пригласить коломенского мастера. В итоге первый отправился на прием к самому митрополиту, а второй в то же время решил составить письменное обращение к нему же. Но произошло странное событие. Ночью долго били часы на соборной колокольне — кто-то насчитал 240 ударов! А утром оказалось, что золото исчезло. Пропажу обнаружил открывший храм пономарь… Дальше было долгое следствие, за которым следил лично сам митрополит. Правда, ни грабителя, ни денег так и не нашли. Наказание понесли только два скандаливших друг с другом священника — митрополит обоих отправил на несколько недель на послушание в монастырь. А приехавший из Москвы часовщик обследовал колоколенные часы и резюмировал, что они ни при каких обстоятельсвах не могли бить дольше обыкновенного.
В 1930-е годы колокольня была передана Бронницкой пожарной части в качестве смотровой вышки. После передачи бронницких храмов Русской Православной церкви на колокольню вновь вернулись новые колокола, отлитые в 1992 году.
Журнал: «Православные Храмы. Путешествие по святым местам». Выпуск №206, 2016 г.