Антониево-Дымский мужской монастырь. Основан в начале 13 века на землях Новгородских князей. Грамоту о жаловании сих земель подписал св. благоверный князь Александр Невский, получив исцеление по молитвам преп.Антония Дымского, омывшись в водах Святаго озера.
Антониево-Дымский монастырь, заштатный, общежительный, в 15 верстах от города Тихвина, на берегу озера Дымского. Основан в XIII веке преподобным Антонием (см. 17 января), мощи которого и покоятся в монастыре; здесь же находится его 15-ти фунтовая железная шляпа, найденная на озере Дымском. На это озеро ежегодно 24 июня совершается крестный ход.
Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году»
Преподобный Антоний Дымский, ученик преп. Варлаама Хутынского, пришел на берега Дымского озера в 13 веке. По имени этого озера святой и получил свое величание. А озеро названо в свою очередь Дымским из-за того, что в тех местах густые туманы — дыми. Преп. Антоний освятил озеро своей молитвой, он приплывал к камню на середине озера и молился на нем воздев руки. Так велики были подвиги преп. Антония, что он вымолил у Царицы Небесной явление святой Тихвинской иконы в тех местах, которое и произошло через 100 лет. Еще при жизни подвижника возле него стали собираться монахи и был основан монастырь. Сейчас это тихое, благодатное место в 15 км от Тихвина. Монастырь постепенно восстанавливается.
Антониево-Дымский мужской монастырь — одна из древнейших обителей Северной Руси. Основан он был в середине ХIII века великим подвижником и любимым учеником преподобного Варлаама Хутынского — Антонием. Он родился в 1206 году в Великом Новгороде. В 1225 году юноша оставляет родительский дом и удаляется в монастырь Спаса, что на Хутыни близ Новгорода. После кончины настоятеля — Варлаама Хутынского в 1243 году, Антоний был поставлен игуменом этого монастыря. Когда игумен Антоний убедился, что монастырь прочно утверждён, он решил удалиться из него и найти уединённое место для молитв в землях Новгородской республики. Таким местом стало Дымское озеро, окружённое дремучим лесом.
Дымское озеро было названо так из-за густых туманов-дымей, образующихся в этой местности, над озером. Здесь он поставил себе кущу (шалаш), а вскоре выкопал и пещеру для зимнего пребывания. Однако уже на следующий год срубил и келию на холме. Предания рассказывают, что преподобный Антоний посреди озера нашёл большой камень-валун. Верх камня едва выглядывал из-под воды. Когда воды поднимались — камень исчезал под ними, когда опускались — вновь показывался. Антоний приплывал на лодке к этому камню и подолгу молился один, стоя на камне посреди чистой глади вод, от которых, подобно ладану, поднималась утренняя озёрная дымка. Преподобный Антоний исполнил уникальный в Православной церкви подвиг столпничества на водах. Преподобного Антония называют предтечей чудотворной Тихвинской иконы Божией Матери. Считается, что именно он вымолил благословение Божией Матери предопределив явление Её образа на берегах Тихвинки в 1323 году. Вскоре сюда стали приходить и другие ищущие уединения монахи. Здесь была образована обитель, официальное учреждение которой, произошло с пожалованной грамоты великого князя Александра Ярославича Невского, в связи с его чудесным исцелением ног по молитвам преподобного Антония. Когда собралась братия, построили двухэтажную деревянную церковь во имя преподобного Антония Великого. Спустя некоторое время «во общее упокоение братии» был построен другой храм, «тёплый с трапезою», в честь Рождества Иоанна Предтечи. По представлении святого Антония его мощи были погребены в созданной им церкви.
Удивительная судьба выпала Антониево-Дымскому монастырю! Четырежды он исчезал с лица земли — и четырежды возрождался. В первый раз это произошло в 1409 году во время похода темника Едигея на Русь. Татарские полчища добрались и до Антониево-Дымской обители. Её насельники успели скрыть обретённые в 1330 году мощи преподобного Антония в земле и опустить на дно озера всю церковную утварь, колокола и святыни. Но саму обитель татары сожгли. Позже монахи отстроили монастырь. Следующая трагедия датируется 1613 годом. Тогда шведские отряды Якоба Делагарди, раздосадованные своими неудачами в Тихвине, сполна отыгрались на незащищённой обители. От монастыря ничего не осталось. В 1626 году по повелению царя Михаила Фёдоровича «монастырь на Дымях» возобновили. В 1764 году обитель настигла новая беда. В ходе секуляризационной реформы её закрыли. В следующие тридцать лет соборный храм действовал в качестве приходского, а потом по ходатайству настоятеля Тихвинского Большого монастыря Дымская обитель была возрождена. Наконец, богоборческая революционная волна, накрывшая Россию в 1917 году не пощадила и Антониев монастырь. По рассказам местных жителей, «Для разгона монахов» пригнали броневик. В память о том событии обитель переименовали в населённый пункт «Красный броневик». В 1921 году в монастырских помещениях был расположен «Приют для калек и престарелых». Разгром монастыря совершила коммуна по производству кирпича, въехавшая на территорию монастыря в 1929 году. «Производство» заключалось в разборке монастырских строений.
Троицкий собор действовал до конца 1930-х годов в качестве приходского храма. После Великой Отечественной войны в сохранившемся келейном корпусе и паломнической гостинице была организована школа трактористов. Затем в уцелевших зданиях расположилась психиатрическая больница. Позднее остатки бывшего монастыря были переданы бокситогорскому комбинату «Глинозём», в бывшем монастырском странноприимном доме был размещён заводской санаторий-профилакторий. Главный монастырский собор использовался под склад. В 1956-1961 гг. он был окончательно разобран. К началу 1990-х гг. от комплекса монастыря сохранились: остов четырёхярусной колокольни, келейный двухэтажный корпус (1830), двухэтажный корпус странноприимного дома (1867) и здание церковно-приходского училища. Все эти постройки находились в удручающем состоянии. В 1997 году территорию и все оставшиеся постройки, находящиеся на тот период в аварийном состоянии, вернули Русской Православной Церкви. С этого времени монастырь постепенно стал восстанавливаться.
Журнал «Православные Храмы. Путешествие по Святым местам». Выпуск №225, 2017 г. и http://www.dymskij.ru