💎Лучшие друзья девушек… фальшивые бриллианты
Сегодня мы поговорим не про Фаберже и прочих мастодонтов ювелирки, а про, скажем так, ювелирный масс-маркет. О чем речь? Об украшениях с фальшивыми бриллиантами, которые продавались до революции в сети магазинов «Бриллианты ТЭТ’а». И несмотря на то, что я не нашла ни одной картинки этих магазинов, и ни одной рекламки, популярность у них была такая, что упоминания фальшивых бриллиантов встречаются в сплошь в литературе Серебряного века. Видимо, их маркетинг был похож на сегодняшний «Санлайт» и иже с ними.
Дальше дадим немного прямой речи:
Михаил Григорьев, «Петербург 1910-х годов…»: «Что же касается витрины магазина «Бриллианты ТЭТ’а», то тут не только все горело и блестело, но и переливалось всеми цветами радуги, т. к. все было в движении при самом ярком освещении. Перед магазином всегда стояла толпа, любуясь этим зрелищем. «Бриллианты ТЭТ’а» не были подлинными бриллиантами. Это была имитация, но имитация исключительно удачная. Стоили эти «бриллианты» гроши, по тому времени, но эффект был исключительный. Кольцо, брошь, колье, кулон можно было купить за два-три рубля. Покупка таких вещей широко использовалась для подарка ко дню именин, рождения или в дни больших праздников (Рождество, Пасха, Новый год).
Бриллианты ТЭТ’а попали в стихотворение Цветаевой «Тверская» :
«…Колыбель золотого рассвета, / Удивления миру, что утром дано… / Вот окно с бриллиантами Тэта, /Вот с огнями другое окно…»
Андрей Белый, когда пишет про Невский проспект, упоминает видимо второй флагманский магазин: «И горят бриллиантовым светом стены многих домов, ярко искрятся из алмазов сложенные слова: … «Фарс», «Бриллианты ТЭТ’а», «Часы Омега»…
Фальшивые бриллианты становятся фигурой речи для сравнения чего-то искусственного в литературе. Так, у Льва Гумилева в «Письмах о русской поэзии», он так характеризует творчество одного поэта: «Чтобы получилось стихотворение, он присоединяет строкам вдохновенным строки искусно сделанные, поэзию мешает с литературой. Получается витрина бриллиантов Тэт’а, где среди массы поддельных камней, как уверяют, есть и настоящие». А писатель Орест Цехновицер вспоминает про бриллианты в контексте творчества Игоря Северянина: «Весь стиль северянинского творчества определяется шампанским, ресторанами, бриллиантами ТЭТ’а».
Замыкает историю Константин Коровин. Даже у большого художника была вещица оттуда (эта вещь даже чуть не сыграла с ним злую шутку во время революции): «У меня было кольцо — фальшивый бриллиант Тэта…Когда поехал в деревню, я взял кольцо с собой. Думаю, променяю, может быть, дадут фунта два муки. В вагоне я надел кольцо на палец. В вагоне ехало начальство, много солдат и еще пассажиров битком. Все обратили внимание на кольцо: прямо останавливались и замирали… Ко мне подошел какой-то человек в черной кожаной куртке, при нагане. Посмотрел на кольцо, потом на меня, столкнул соседа, который сидел напротив, сел сам. Посмотрев пристально, сказал мне: — Скажите, товарищ, рублей пять дали за кольцо? — Нет, товарищ, — ответил я. — Я за него заплатил три рубля. — Снимите, товарищ, — сказал он мне на ухо. — А то народ волнуется, думает, настоящее. А я-то ведь вижу».
К сожалению, я не узнала, кто владел магазинами и чуть больше про их историю, но тот факт, что это бренд осел в таком количестве текстов — это уже крайне любопытно. Из такого влияние на литературу, например, можно вспомнить разве что кубики «Магги» у того же Гумилева и Маяковского.
В качестве иллюстраций не ТЭТ, но настоящие бриллианты на цветном фото из журнала «Столица и усадьба» 1914 года.