Брезова. Студеницкий Успенский монастырь. Собор Успения Пресвятой Богородицы.

Главную церковь монастыря Студеница Стефан Неманя построил в 1183–1196 гг. по случаю важных для своей державы побед: в это время он вместе с венгерским королем Белой III он отвоевал у Византии крупный город Ниш и все города вплоть до Софии, а также присоединил большие территории на юге до Стоби (в Македонии) и на юго-западе до Котора. Храм устроен как семейная усыпальница. К первоначальной однонефной церкви с боковыми притворами при наосе, трехчастным алтарем и нартексом в 1230-х гг. был пристроен обширный экзонартекс с боковыми капеллами и захоронением под аркосолием.
Три части алтаря разделены продольными арками и перекрыты полуциркульными сводами. Восточная стена представляет собой трибелон с очень большой и немного преломленной средней аркой, а боковые проемы узкие и прямоугольные. Наос разделен пилястрами на две травеи. Оболочка купола на парусах снаружи 12-гранная, а изнутри волнистая с двенадцатью окнами. Купол сильно акцентирован с помощью широкого и высокого основания. Нартекс решен так же, как и западная травея: с прислоненными боковыми арками и перекрыт немного преломленным сводом. На западной стене размещен монументальный резной портал с высоким рельефом в тимпане – Богоматерь с Младенцем на троне с поклоняющимися архангелами.
Экзонартекс достроен таким образом, что своими боковыми стенами он охватывает стены древней части церкви. Однонефное прямоугольное помещение разделено пилястрами на две травеи, к восточной пристроены боковые глубокие конхи, каждая с полукруглой нишей в восточной стене. Южная капелла посвящена св. Симеону, северная – св. Николаю. Экзонартекс перекрыт ломбардскими крестовыми сводами с мощными ребрами прямоугольного сечения и с поперечной аркой между травеями. Большой распор экзонартекса сдерживает конструкция из тройных арок разной кривизны и формы (преломленных и полуциркульных), прислоненных к боковым стенам. Ребра опираются на мощные консоли в углах помещения и по бокам от от центральных пилястр.
Богато украшен скульптурой перспективный портал южного притвора, на котором в тимпане устроены солнечные часы. Консоли в подножиях глухих аркад выполнены в виде разных скульптурных деталей (головы людей и животных, растительные и орнаментальные мотивы). Северный портал простой; фризы глухих аркад на фронтоне восточного фасада и трех апсидах вкупе с трифорием придают ему выраженный романский облик. Сочетание разных по цвету и тону камней первоначально, так как оно есть в каменной пластике других западноевропейских памятников того времени. Полихромия была и на барабане купола – его красный цвет также первоначален. Оловянное окно (трансенна) в северной стене четверика в виде 12 перфорированных кругов с изображениями голубя, орла, грифонов, оленей, льва и восьмилистных роз датируется концом 12 века на основе стилистики этих образов. Их аналоги есть в немецком и мозельском прикладном искусстве того времени, а по способу исполнения близкие параллели находятся в апулийской архитектуре того же времени, особенно оконная роза собора в Бигетто в Апулии. Иконостас не сохранился, но он, очевидно был выполнен по византийскому образцу.
В целом ученые сходятся во мнении, что строительство храма начали мастера с Запада, построившие основной объем в романском стиле, а закончили строители из византийских областей, соорудившие характерный византийский купол. Кроме того, возможно, что западные и византийские строители в отдельных случаях работали вместе.
Источник : А.А. Воронова «На границе Востока и Запада. Средневековая архитектура Сербии, Далмации и Истрии», М., издательство ПСТГУ, 2015, с. 116-120.

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?