Брест. Кафедральный собор Симеона Столпника.

Прекрасный храм в центре Бреста – украшение города, сюда хочется зайти, чтобы подумать, разобраться в себе и своих чувствах. Этот храм – Брестский кафедральный собор св. Симеона Столпника, он является главным храмом города.
Начало XIX века выдалось для города непростым – многочисленные пожары разрушали Брест-Литовск. В это время в городе существовала лишь одна православная церковь – церковь Свято-Симеoновского мужского монaстыря. Она была деревянной, поэтому не раз горела во время пожaров.
8 ноября 1815 годa в мужском монастыре был очередной пожар: тогда сгорели не только хозяйственные постройки, но и пострадала сама церковь. Через некоторое время здесь снова случился пожар, который завершил начатое – церковь была закрыта в 1824 году. Более двадцати лет богослужения проходили в домoвой трaпезной Свято-Блaговещенской церкви, которая была основана на третьем этaже в здaнии бывшего базилиaнского монастыря. В 1830-40-е годы в Брест-Литовске начались глобальные перемены: по императорскому указу здесь стали возводить военную крепость, поэтому город перенесли на три километра восточнее. Монастырь и все его постройки были снесены.
Каменный храм стал строиться только в 1862 году. Его проект разработал брестский архитектор В. Поликарпов, а строили храм мастера из разных стран: кирпичную кладку делали черниговские каменщики, брестские мастера занимались столярными, кровельными, штукатурными и малярными работами. Иконостас тоже изготовил местный мастер, а вот иконы, богослужебную утвaрь и колокoл весом 100 пудов привезли из Москвы. Чугунные решетки были сделаны в Варшаве. Богослужения в новом храме начались в 1865 году, когда специальным крестным ходом в собор перенесли мощи мученика Афанасия и освятили его.
Сохранились описания культового сооружения: собор располагался на возвышенном месте возле Московско-Варшавского шоссе, его окружала каменная ограда. Фундамент храма был изготовлен из булыжнoго камня, а цокoль и четыре крыльцa – из гранита. Основную и шатровую крыши пяти куполов сделали деревянными, снабдили громоотводами. Центральная крыша была покрыта листовым железом и покрашена темно-красной мaсляной краской, а крыши куполoв покрыли белой aнглийской жестью. Двeри соборa были двойными, темно-желтого цвета. Чтобы в храме было тепло зимой, тут установили семь печeй, а в ризницe сделали небольшой камин. В храме могло находиться 700 человек одновременно, внутреннее пространство составило 49,5 квадратных саженей.
В главном соборе Бреста хранилось много святынь, но особое место зaнимали мощи преподобного мученикa Афанасия, игуменa Брестского. В 1894 г. зaботами протоиерея Иоaнна Григоровичa над рaкою с мощaми была сооруженa величественнaя сень с обрaзом святого. Кроме этого в хрaме имелся списoк с чудотвoрной иконы Божией Мaтери «Холмской», можно было полюбоваться древней иконой святитeля Николaя Чудотворцa в серебряной ризе и позолoченном киоте. Была здесь и дарохранительница, которую подарил великий князь Алексaндр Алексaндрович – будущий имперaтор Алексaндр III.
В годы Первой мировой войны мощи святого Афанасия Брестского были вывезены в Москву, а после революции – за границу. Лишь в конце XX века часть мощей вернулась в брестский храм. Сейчас в правом углу собора, где когда-то хранились мощи, стоит отреставрированная рака с мощами мученика Афанасия. В 2005 году возле собора был возведен памятник великому святому – покровителю Бреста.
Пятикупольный храм является украшением центра города, особенно ночью, когда загораются огни подсветки.
Источник: сайт «probelarus.by»

Православный Свято-Симеоновский собор возведен в 1861-1864 годах по проекту местного архитектора В. Поликарпова на средства правительства взамен уничтоженной огнем в 1815 году деревянной церкви Свято-Симеоновского мужского монастыря. Культовое архитектурное сооружение в русско-византийском стиле включает в себя высокий четверик, несущий световой восьмигранный барабан, завершенный высоким шатром и луковичной главкой. По углам четверика установлены граненые башни, увенчанные главками меньшего размера. С востока к основному объему примыкает полукружие алтарной апсиды, а с запада – небольшой притвор. Над арочным входным проемом – образ Симеона Столпника.В 1980-1990 гг. в храме проведена грандиозная реконструкция, тогда же внутренний интерьер украшен полихромной орнаментальной росписью, а в 1997 году купола храма покрыты сусальным золотом. Современная подсветка, выполненная в сентябре 2010 года, придает собору особую нарядность и подчеркивает его величавость и в ночное время.
http://www.guidebook.by/architecture/

Со дня освящения и по сегодняшний день Симеоновский кафедральный собор г. Бреста не прекращал нести свой молитвенный подвиг. На его долю выпали нелёгкие испытания: войны, нашествия иноверцев, уничтожение святынь. Но при помощи всеукрепляющей Силы Христовой Храм выстоял, о чем ярко свидетельствует тот факт, что храм при всякой власти никогда не закрывался и богослужения в нем не прекращались, храня и поддерживая Православие на Берестейских землях во все переломные моменты истории. Никто не отважился разместить здесь музей или отдать помещение под склад. Невольно вспоминаются в связи с этим слова преподобномученика Афанасия Брестского, произнесенные им перед праведной кончиной и начертанные на гробнице, где покоятся его мощи: «Где мое тело сие израненное и острупленное за Имя Божие положено будет, там никогда же собрание злоумышленник и супостат вредить не может, даже до последнего изречения Праведнаго Судии Христа».
Симеоновский кафедральный собор имеет долгую и сложную историю. Название собора восходит к древнему одноименному монастырю, который размещался на территории современной Брестской крепости. Все строения монастыря были деревянными, потому неоднократно страдали от пожаров. Пожар 1819 г. окончательно разрушил последнюю Симеоновскую церковь. По распоряжению Святейшего Синода в 1823 г. монастырь св. Симеона Столпника был упразднен, а Симеоновская церковь была обращена в приходскую. В 1824 г. монастырь закрыли по причине малочисленности насельников и бедности. После этих трагических событий на протяжении двух десятков лет богослужения совершались в домовой трапезной Свято-Благовещенской церкви. В 1834 г., в связи со строительством крепости, распоряжением правительства монастырская Благовещенская церковь и все строения монастыря были разрушены, а их территория отдана под укрепление строящейся крепости; сам же город был перемещен на три километра в восточном направлении. Православная церковь долгое время странствовала по различным зданиям, пока дворяне Куровский, Бунинский и Молевский не обратились к российскому правительству с просьбой выстроить новую церковь на Кобринском форштадте. Переписка между различными ведомствами длилась более 30 лет. И, наконец, указом Императора Николая I было разрешено строительство, но приступить к нему смогли только во время царствования Александра II. Храм решили строить за средства, полученные в виде компенсации за церковное имущество, земли и здания, отчуждённые при строительстве крепости.
Первый проект строительства утвержден был еще в 1846 г. На торгах подряда на строительство храма не нашлось покупателей, в связи с чем было решено вести работы хозяйственным способом в границах выделенной правительством суммы. Это вынудило значительно упростить проект, который, согласно докладу генерал-адъютанта графа Клейнмихеля, повторно был утвержден 15 апреля 1854 г.
В «Литовских епархиальных ведомостях» сохранилось подробное описание торжества освящения места для строительства храма. В воскресный день, 22 апреля 1862 г., после Божественной литургии и молебного пения преподобному Симеону Столпнику, совершенных протоиереем Василием Серно-Соловьевичем, Брестским благочинным, в сослужении протоиерея Военной госпитальной церкви, пяти священников из окрестных деревень и местного диакона и при стечении множества народа по положенному чину совершилась закладка. После прибытия крестного хода из крепости было совершено водосвятное молебствие. Протоиерей Василий Серно-Соловьевич произнес проповедь и окропил святой водой камень, который стал краеугольным в созидаемом храме. На нем была положена металлическая дощечка с надписью: «Повелением Императора Николая I, в царствование Императора Александра II, заложена церковь на Кобринском форштадте Брест-Литовской крепости, во имя святого Симеона Столпника, лета от Р. Х. 1862 апреля в 22 день…». Кроме того, было положено несколько русских монет 1861 г. и пергаментный лист с надписью: «Во славу Святыя, Единосущныя, Животворящия и Нераздельныя Троицы, Отца и Сына и Святаго Духа, положено основание и совершено освящение местности храма сего во имя святого Симеона Столпника, лета от Р. Х. 1862 в 22 день апреля, на память святого Феодора Сикеота, в царствование Благочестивейшего Государя Императора Александра II, по благословению Святого Правительствующего Синода члена, Высокопреосвященнейшего Иосифа, митрополита Литовскаго и Виленскаго». Через три года строительство каменного собора было завершено. 14 марта 1865 г., после Божественной Литургии, в присутствии членов церковного комитета и при многочисленном стечении народа протоиерей Василий СерноСоловьевич совершил молебное пение, затем освящение и поднятие на колокольню стопудового колокола, купленного им в Москве в 1864 г. на сумму, отпущенную казной. 8 ноября 1865 г. было совершено освящение храма. Накануне из крепости в новую церковь прошел крестный ход, с которым были внесены мощи преподобномученика Афанасия. Военный парад и многочисленный люд разных сословий, несмотря на грязь и сырую погоду, сопровождали процессию. Другой военный парад с музыкой и множество народа встретили крестный ход, и в новом соборе было совершено всенощное бдение. На следующий день епископ Брестский и Гродненский Игнатий (Железовский), с благословения митрополита Литовского и Виленского Иосифа (Семашко), совершил освящение храма и Литургию в сослужении двадцати четырех священников. На службе пел хор учеников местной прогимназии.
Церковь, построенная по проекту архитектора Скаржинского, является памятником архитектуры русско-византийского стиля. Здание имеет центрическую композицию. Квадратный в плане, кубовидный в объёме храм поставлен на высокий филёнчатый цоколь, облицованный розовым гранитом. Он имеет полукруглую апсиду и узкий притвор. Доминирует восьмигранный барабан в центре и 4 угловые башни с шатровыми завершениями. Верхи увенчаны луковичными главками на гранёных шейках. Проёмы центрального светового барабана украшены кокошниками. Этот декоративный мотив использован также в оформлении главного и боковых входов, высоких арочных оконных проёмов. По периметру здание опоясывает карниз с тягой, над которым проходит филёнчатый парапет с разновеликими треугольными фронтонами. Внутреннее пространство разделено колоннами на 3 нефа с крестовыми и цилиндрическими сводами, декорированными вместе со стенами полихромной орнаментальной росписью. В интерьере доминирует высокий световой барабан с высоким шатром. Алтарный объём отделён широким арочным проёмом и деревянным иконостасом. Галерея хоров соединяется с центральным нефом широким арочным просветом. Известный композитор, художник, писатель Наполеон Орда, посетивший Брест — Литовск в 1869 г., сделал первый известный набросок собора, по которому и известен первоначальный его вид.
Вместе с тем при строительстве собора был допущен ряд недостатков. Так, например, из-за отсутствия отлива для дождевой воды, со временем крыша проржавела и стала протекать, поэтому стропила прогнили, частично обрушились карнизы. Кроме того, нижний пол и балки сгнили, а оконные рамы обветшали. Настоятель Симеоновского собора протоиерей Иоанн Григорович в 1880 г. докладывал в Гродненское церковно-строительное Присутствие об аварийном состоянии храма и необходимости срочного капитального ремонта. Осенью того же года из Гродно был командирован губернский инженер Г. Небольсин, который после тщательного осмотра здания признал необходимость ремонтных работ. В ноябре составили смету, которая равнялась 4 624 руб. 48 копеек. Несмотря на то, что Симеоновский собор посетил Гродненский губернатор и лично убедился в его плачевном состоянии, необходимой помощи на ремонт не последовало. Тем временем к 1885 г. положение храма ухудшилось: по всей крыше образовались трещины, во время дождя пропускающие воду, что грозило разрушением сводов. Штукатурка местами на стенах осыпалась. Рамы и окна сгнили и при сильном ветре выпадали. Из-за сильных сквозняков в соборе некоторые прихожане перестали посещать богослужения. Только благодаря неоднократным требованиям и энергичной деятельности настоятеля собора протоиерея Иоанна Григоровича было получено разрешение и финансовая помощь на ремонт собора. По новым расчетам на реставрацию здания выделили 5 363 руб. 64 коп. Под председательством церковного старосты генерал-майора в отставке Н. Д. Ширмо-Щербинского была создана строительная комиссия. Подряд на ремонт получил московский купец И. И. Горбунов, который в декабре 1886 г. добросовестно завершил ремонтные работы под надсмотром академика архитектуры В. И. Чагина.
По данным 1925-28 г.г. состояние собора было удовлетворительным. Собор не перестраивался, с 1865 г. ремонта не было. При соборе имелось около 25,5 га земли: усадебной — около 1 га, пахотной — около 7 га: сенокосной — около 3,5 га, неудобной — около 14 га. Каменный дом для священно-церковнослужителей принадлежал церкви.
В годы советской власти собор не закрывался. Он был поставлен на учёт уполномоченного по делам Русской Православной Церкви при СМ СССР как действующий. 28 марта 1945 г. максимальное количество верующих, посещавших храм, достигло 1000 человек. Имелась опись имущества храма. На учёте исторических, архитектурных или культурных памятников не находился. Из сообщения в Журнале Московской Патриархии за 1948 г., которое написал настоятель собора протоиерей Илия Реент, стало известно, что в соборе проходили Афанасиевские торжества по случаю 300-летия со дня мученической кончины святого преподобномученика Афанасия, игумена Брестского.
В 1980-1990 г.г. в соборе прошла масштабная реставрация. В 1984 г. настоятель собора протоиерей Петр Сорока начал роспись всего храма в живописном стиле, которая была завершена его преемником – настоятелем собора протоиереем Евгением Парфенюком в 1990 г. Росписью собора занимался художник-иконописец Свято-Успенской Почаевской Лавры — Василий Григорьевич Крыштальский, известный своими росписями храмов в Киеве и в других крупных городах Украины и Беларуси. Из двенадцати колоколов, которые звучат ныне с колокольни собора, лишь два — старинных, остальные были похищены фашистами в годы ВОВ. В 1989 г. в Москве и Воронеже были приобретены 10 новых колоколов.
Собор дважды посещал Патриарх Московский и всея Руси Алексий II (1995 г., 2001 г.), где освятил ставротеку – ковчег для хранения великой святыни Белорусской Церкви — воздвизального Креста преподобной Евфросинии, игумении Полоцкой, изготовленного брестским мастером Николаем Кузьмичем. Сам же Крест был освящен в соборе ранее (1997 г.) митрополитом Минским и Слуцким Филаретом.
В 1997 г. все пять куполов храма заменены на позолоченные с шестиконечными крестами, покрашена крыша. В следующем 1998 г. сооружена новая церковная ограда. В 2004 г. наружный ремонт и покраску храма организовал настоятель собора протоиерей Евгений Семенюк. В 2005 г. по благословению епископа Брестского и Кобринского Иоанна (Хомы) рядом с Симеоновским кафедральным собором установили бронзовый памятник Афанасию Брестскому, приурочив событие к 360-летию его кончины.
В 2007 г. кафедральный собор был включен в список историко–культурных ценностей Республики Беларусь. В 2009 г. в Симеоновском кафедральном соборе прошли торжества по случаю празднования 1550-летия со дня блаженной кончины преподобного Симеона Столпника. B июне 2010 г., к 145-летию со времени возведения храма, компанией «Джофре Лабортехник» был завершен проект архитектурно-художественного освещения собора. Так, со времени своего освящения и по сей день, Симеоновский кафедральный собор является доминантой города Бреста.
http://soborbrest.by/sobore/istoriya-sobora.html

Урбанистическая задача размещения новой кафедральной церкви Св. Симеона Столпника в Бресте, возведённой между 1865-1868 гг., была решена превосходно. Пять глав, символизирующих Иисуса Христа и четырёх евангелистов: св. Иоанна, св. Матфея, св. Марка и св. Луку, издалека видны путешественникам даже сегодня. В ХIХ веке эта церковь возносилась над одноэтажной застройкой города и его предместий. Можно представить, как нелегко шли согласования, если военные строго следили за высотой строящихся в Бресте зданий. Кроме того, были значительные трудности с финансированием и строителями, которых не устраивал проект, в результате чего последний был упрощён.
Крестово-купольный храм, представляющий в плане равносторонний крест, с апсидой и слегка подчёркнутым нартексом, строго ориентирован по сторонам света. Над средокрестием, согласно структуре, традиционно поднят купол, а звонница организована в северо-западной башне. Покрытия купола и башен шатровые, завершённые небольшими изящными главками.
Автором проекта церкви Св. Симеона считается гродненский губернский архитектор В. Поликарпов, но, как следует из истории, его функции могли ограничиться лишь упрощением проекта. Видимо, по той же причине при изменении ситуации в 1886 году произведён «капитальный ремонт», наблюдал за которым академик Н. М. Чагин. В результате кафедральная церковь Св. Симеона получилась очень органичной, соразмерной масштабу окружающих её торговых и почтовых зданий, построенных в середине и конце ХIХ века. Знаменитый художник Наполеон Орда, посетивший Брест в 1869 году, сделал первый известный набросок этой церкви, благодаря которому мы сегодня, можем видеть этот православный храм, каким он был 150 лет тому назад.
15 августа 1857 года состоялся обряд переноса мощей Афанасия Филипповича в церковь Св. Симеона. Серебряную раку для мощей святого подарил купец Николай Александрович Поливанов в знак благодарности за исцеление сына. Вывезенные из города во время Первой мировой войны, мощи проделали длинный путь, прежде чем вернуться снова в Брест, в кафедральную церковь Св. Симеона Столпника. В честь этого события в начале ХХI века (2005 г.) возле храма установлен памятник св. Афанасию Филипповичу (Брестскому)(скульптор А. Гурщенков), открытие которого было приурочено к 360-летней его кончины.
Из путеводителя: серия: Жемчужины Беларуси «Брест». — Минск, издательство УП «РИФТУР», 2010

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?