Брест. Церковь Троицы Живоначальной.

Тришинское кладбище в Бресте — самое большое и, по-видимому, самое старое из сохранившихся, закрытых в ХХ в. кладбищ города. Гипотетически основано не позже ХV в. Известно, что до переноса города, в первой половине ХIХ в (в связи со строительством крепости), на Восток это было кладбище деревень Тришин, Шпановичи, Гузни и Крушина. В отличие от городов и приходских центров, где кладбища основывались при церквях, костелах и монастырях, территорию под сельские кладбища на наших землях выбирали обычно недалеко от деревень на сухих пригорках или покатых склонах с песчаным и супесчаным грунтом. Иногда их обносили валом, огораживали забором или каменной стеной. Согласно указа 1889 г. запрещалось размещать кладбища ближе 100 саженей (213 м) от последнего жилья в городе и полверсты (533.4 м) в деревне.
Неизвестно согласно каким документам Тришинская некрофация стала кладбищем для нового города. Вероятно, после переноса города, представители христианских конфессий стали стихийно хоронить своих покойников на ближайшем христианском кладбище. Это подтверждается тем, что среди сохранившихся надгробий середины ХIХ в. наряду с православными встречаются католические и протестантские. С открытием римско-католического кладбища на северо-восточной окраине города, количество католических захоронений на Тришинском кладбище резко сократилось. Кладбище стало православным, хотя христианских представителей уездной элиты по-прежнему хоронили на кладбище вне зависимости от конфессии.
Для евреев в 1835 г. было отведено два кладбища: одно при корчме Мурановке (на пересечении улиц Тихой и Пивоварной), второе в районе форта № 9 (на Березовке) было предназначено для перезахоронения усопших со старого кладбища расположенного на территории будущей крепости.
На территории Тришинского кладбища находилась старинная Троицкая церковь. Она располагалась на самом высоком месте в центральной части старого кладбища в окружении наиболее древних погребений. Особенностью христианских кладбищ является то, что традиционно, в случае утраты надгробных сооружений (как правило, на сельских кладбищах это деревянные кресты, вкопанные в землю) производится подзахоронение в старую могилу. Специалисты центра охраны исторического ландшафта в Варшаве подсчитали, что земляные могилы с деревянными крестами, если за ними не ухаживают родственники покойного, сравниваются с поверхностью земли через 15-120 лет, в зависимости от породы дерева, качества и толщины лесоматериала, из которого изготовлен крест. Таким образом, в центральной и южной части кладбища за четыреста лет существования, могло смениться до пяти «поколений» усопших. Не удивительно, что именно в этой части долговечные чугунные и каменные надгробия середины ХIХ в. соседствуют с бетонными надгробиями середины ХХ в.
После переноса города на новое место, горожане стали хоронить покойников именно в центральной (наиболее старой) части кладбища, около церкви, на свободных (вследствие утраты надгробных знаков) местах. А после сноса, ввиду ветхости, в 1894 году храма, захоронения производились и на освобожденной территории. На месте Троицкой церкви в 1933 г. был установлен символический престол, каменный куб 1000 х 1000 с кованым крестом. На кубе надпись: «Здесь находился Св. Престол /кладбищенской Св. Троицкой церкви/ перенесенной на другое место /сего кладбища в 1894 г./ Св. Крест пожертвован прихожанами 24.IV.1933 г./ Новая церковь, освященная также в честь Св. Троицы, была построена с севера от кладбища на свободной от захоронения территории. Погост был обнесен деревянной изгородью. На погосте хоронили православных священников, жертвователей и благодетелей. В последствии кладбище разрослось до тракта Москва – Варшава (ул. Московская). После Второй Мировой войны, когда кладбище стало общегородским (еврейское кладбище забросили, на католическом хоронили до 1956 года), ограду погоста убрали, захоронения производились на освобожденной территории.
В начале 1960-х годов, в связи с «массовым отходом советских людей от церкви» храм сожгли. На месте храма, позже, установлен каменный пюпитр с надписью: «Здесь находился Св. Престол кладбищенской Св. Троицкой церкви, построенной в 1894 г.». Дата вызывает сомнения, так как в «Клировых ведомостях церквей I Округа Брестского повета за 1920 г.», говорится, что в приходе Брестского собора кроме храмов в городе и окрестности имеется «Брестская Свято-Троицкая церковь, зданием деревянная построена в 1897 г.», а также «сторожка при кладбище, деревянная, полуразрушенная …».
В 1931 году в карточке владения в магистрате записано: «ул.Спокойная, 2, угол Шептицкого, 37. Владелец Православное кладбище, куратор Ширяев Базиль, Вишневая 21 «Budynki drewniane frontowe 1/1924 n.kS», Жуковский Стефан. Рядом с престолом в 1990-х годах установлен монумент жертвам репрессий.
Тришинское кладбище в настоящее время располагается в геометрическом центре города, в районе пересечения двух крупных транспортных артерий города, ул. Московской и Пионерской ставшей таковой, благодаря строительству двух путепроводов: через Муховец и через железную дорогу в районе Березовки.
Источник: https://funeralportal.ru/library/1205/38854.html

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?